/ Под ред. О. Коростелёва и М. Шрубы. - М.: Новое литературное обозрение. - Т. 3. - 1016 с., ил.
Постоянный посетитель «Интерпретаций» - льщу себя надеждой – не мог не обратить внимания на три рецензии (в декабре 2010, феврале и октябре 2012 гг.), в которых я представлял уникальный проект издательства «Новое литературное обозрение» - издание архива лучшего «толстого» журнала первой волны русской эмиграции, подготовленный на академическом уровне Олегом Коростелёвым и Манфредом Шрубой. Журнал существовал двадцать лет, сохранившиеся архивные материалы составляют четыре огромных тома (плюс вступительный том статей современных филологов по материалам научной конференции, посвященной журналу и этому проекту). Завершающий издание, четвертый том сейчас готовится к печати. Сегодня я познакомлю читателей с третьим томом, вышедшим в свет в начале лета 2013 года.
Он содержит двенадцать блоков переписки авторов журнала с его редакторами, а кроме того, небольшой раздел, посвященный переписке с ними замечательного сатирика, юмориста и мемуариста, поэта и прозаика Дон-Аминадо (Аминада Петровича Шполянского), в «Современных записках» не публиковавшегося, однако близко дружившего с редакторами, прежде всего с М.В. Вишняком, и всячески поддерживавшего издание.
Сравнительно небольшие разделы посвящены переписке с редакцией замечательного критика В.В. Вейдле, мыслителей Б.П. Вышеславцева и В.В. Зеньковского, романистов и новеллистов Г.И. Газданова, Б.К. Зайцева, Л.Ф. Зурова, М.Д. Иванникова, поэта и литературоведа Вяч. И. Иванова. Это, можно сказать, новеллистика тома.
Разделы, посвященные переписке с редакцией философа С.И. Гессена, а также партийного (с-р) публициста и близкого друга семьи Фондаминских В.М. Зензинова, представляют в томе как бы жанр повести.
Наконец, блоки переписки с редакторами поэта и критика З.Н. Гиппиус и знаменитого адвоката и публициста О.О. Грузенберга – настоящие романы: любовно-капризный и отчасти даже авантюрный в первом случае, трагический эпос – во втором.
Я не преувеличиваю – именно так это и воспринимается, если, конечно, читать всё подряд, как говорится, от доски до доски. А иначе – невозможно, да и бессмысленно, ведь публикаторы и комментаторы материалов – крупнейшие филологи и историки литературы настоящего времени О. Коростелев и М. Шруба, В. Хазан и Н. Богомолов, И. Белобровцева и А. Шишкин и др. – в данном случае выступают как подлинные соавторы корреспондентов «Современных записок». Комментарии к переписке, вступительные статьи, посвященные О.О. Грузенбергу, З.Н. Гиппиус, В.И. Иванову, Г.И. Газданову, С.И. Гессену, В.М. Зензинову, М.Д. Иванникову, представляют не меньший интерес и не меньшую научную (да и литературную тоже) ценность, нежели их письма.
Вообще, «Архив «Современных записок»», на мой взгляд, издание, почти не имеющее аналогов, как и сам журнал, ни в старой, ни в новой отечественной издательской практике. В советское время с ним могло бы конкурировать, пожалуй, лишь «Литературное наследство», а в последние десятилетия – альманахи «Минувшее» и «Диаспора». Это – со стороны научной. Но ведь «Архив…» - в той же мере и литература, своего рода многотомная эпопея – историческая, публицистическая, психологическая, трагическая и ироническая, многонаселенная и полижанровая.
Главная же особенность издания, его особенная прелесть, я думаю, состоит в том, что оно, будучи практически совершенным в академическом плане, обращено все-таки не к одним лишь специалистам, а к читателям – это подтверждает и уровень комментария, и уровень вступительных статей, написанных именно для тех, кто не погружен в тему профессионально. Иными словами, если вы, например, ничего или почти ничего не слышали о знаменитом в конце XIX – начале ХХ века российском адвокате Оскаре Грузенберге, то после прочтения блока материалов, ему посвященного в третьем томе издания, будете знать об этом человеке все самое главное. И – речь уже о переписке Грузенберга с Вишняком – навсегда запомните его безоглядно остроумные характеристики самых знаменитых русских писателей – авторов журнала, порой точные до несправедливости и, увы, неудобные для цитирования, как бы ни хотелось их процитировать.
Вообще приводить цитаты хотелось бы часто и много, но это неизбежно превратило бы отклик в большую статью, которой, думается, и не место здесь, да пока еще и не время – надо дождаться окончания издания.
Другая особенность настоящего тома (и это уже было отмечено в рецензии Михаила Ефимова, с которым я во многом согласен) вот в чем. Те корреспонденты редакторов, от которых читатель вправе ждать особенно интересных высказываний, ограничиваются сугубо деловыми записками (В. Вейдле, Б. Зайцев, да и В. Зеньковский и Дон-Аминадо, пожалуй, хоть и в меньшей степени, тоже); те же, от кого особых откровений дождаться не предполагал, напротив, дарят их в изобилии, ничуть не сдерживаясь в своих эмоциях (О. Грузенберг), или раскрывая какие-то новые для читателя стороны своей личности (З. Гиппиус); иные же высказываются, пусть и сдержанно, но достаточно откровенно (Вяч. Иванов, С. Гессен, Г. Газданов). Читать, однако, интересно всё, ибо там, где сама по себе переписка не захватывает читателя, его увлекают комментарии и вступительные статьи публикаторов.
Как и предыдущие тома издания, нынешний содержит большой фотоальбом, содержащий целый ряд уникальных, впервые публикуемых фотографий редакторов и авторов журнала, а также образцов их почерка. Особенно характерны фотографии Зинаиды Гиппиус, Фондаминского и Зензинова и, конечно, «великолепного Вячеслава» Иванова.
Недостатков же у книги практически нет, опечатки – для такого сложнейшего во всех смыслах издания – крайне редки и несущественны.
В заключение сердечно поблагодарю О.А. Коростелева, подарившего мне возможность с головой погрузиться в замечательное, мало с чем сравнимое удовольствие от чтения, открывающего широкую панораму недавней, наименее изученной пока еще и, увы, может быть, последней в истории нашей культуры великой эпохи в лицах ее самых лучших и самых разных представителей, одновременно и характерных и оригинальных, а также выразить надежду на то, что в недалеком будущем мне представится возможность познакомить читателя «Интерпретаций» с завершающим томом «Архива редакции «Современных записок»» - образцового издания на все времена.
«"Современные записки" (Париж, 1920 - 1940). Из архива редакции.Т. 3»
Год издания: 2013