Джонс, Диана Уинн. Девять жизней Кристофера Чанта: роман / пер. с англ. А. Погодиной; ил. И. Баранова. - СПб.: Азбука-классика,
2005. - 444 с.: ил. - (Миры Крестоманси).
Джонс, Диана Уинн. Вихри волшебства: рассказы / пер. с англ. А. Бродоцкой; ил. И. Баранова. - СПб.: Азбука-классика,
2005. - 286 с.: ил. - (Миры Крестоманси).
Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня тепло и солнечно, на дворе май, а потому чай мы будем пить не у камина, как обычно, а на веранде. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте. Я расскажу вам о волшебстве, которое живёт на страницах детских книг английской писательницы Дианы Уинн Джонс.
Если помните, в самую первую нашу встречу мы говорили о её повести "Зуб Уилкинса". И тогда я пообещал вам ещё не раз вернуться к разговору о творчестве этой писательницы. Сегодня пора пришла. На журнальном столике лежат две книжки из серии "Миры Крестоманси", вышедшие в петербургском издательстве "Азбука-классика", - "Девять жизней Кристофера Чанта" и "Вихри волшебства". Вообще-то это одни из последних книжек в цикле. Я не могу сказать, что они лучше прочих, но достаточно хорошо представляют и серию, и вообще творчество этого автора.
Давайте вспомним, что мы знаем о писательнице. Диана Уинн Джонс родилась в августе 1934 года, в семье учителей, незадолго до начала Второй мировой войны, которую помнит, да и как не помнить, когда это страшное время оборвало её детство и окрасило в мрачные тона школьные годы будущей романистки. Нет, друзья мои, книги её не страшны, напротив, исполнены юмора и приключений - так, будто всем своим творчеством Диана Джонс стремится перечеркнуть ужас бесчеловечной эпохи, выпавшей на начало её жизни.
"Мир сошел с ума", - так характеризует она конец 30-х годов прошлого века. Может быть, именно потому в придуманных ею "Мирах Крестоманси" человечество защищено от хаоса мудрым волшебником. Вероятно, это мировое помешательство сказалось и на родителях Дианы Джонс, после победы союзных сил над Гитлером настолько увлекшихся светской жизнью, что их дети (а у писательницы есть сестры) оказались совершенно заброшены.
Что ж, когда ты живёшь в холодном флигеле, когда твои болезни - будь то грипп, ветрянка или скарлатина - считаются притворством, и тебя, несмотря на жар, отправляют в школу, то остаётся одно - читать и учиться. Ну а если ко всему прочему у тебя ещё и книг недостаёт, ты начинаешь писать сам. Так, Диана Уинн Джонс стала пробовать перо уже в детстве именно из-за отсутствия внимания со стороны взрослых и недостатка книг. Но только ли? Не забудем - она училась в Оксфорде, где в числе её преподавателей были великие филологи, мыслители и романисты Джон Рональд Руэл Толкин, будущий автор "Властелина колец", и Клайв Стейплз Льюис, автор "Хроник Нарнии".
В интернете, куда я обращался за справками о жизни и творчестве Дианы Джонс, мне встретились забавные статьи, будто бы передающие читателям истинные сведения из первых уст, а на самом деле исполненные анахронизмов. Я намеренно рассказываю вам об этом, зная, что и вы заглядываете в интернет, когда хотите поскорее найти материалы для сочинений или домашних заданий. Призываю вас, друзья мои, к осторожности: в сети слишком часто можно встретить непроверенные сведения. Так, например, в повторяющейся на многих сайтах статье, посвящённой биографии и творчеству Д.У. Джонс, можно прочесть следующие "признания" романистки: "Как писатель, как читатель, как человек я очень многим обязана Клайву Стейплзу Льюису и Джону Р.Р.Толкину. Льюиса я открыла для себя, когда мне было шесть лет от роду, а на семилетие мне подарили полные "Хроники Нарнии" (до этого я читала лишь отдельные), и я перечитывала их без конца. Тогда-то я впервые задумалась о тех, кто пишет сказки, об авторе, который незримо стоит за кулисами каждой книги. С книгами Толкина я познакомилась позже, в десять лет. Поначалу ко мне в руки из школьной библиотеки попали только первые два тома "Властелина колец", а потом, в 12 лет, я выиграла школьную олимпиаду по литературе и попросила в качестве награды "Возвращение короля" и наконец-то узнала, чем закончилась история".
А теперь давайте вспомним о том, что Диана Уинн Джонс родилась в 1934 году. Получается, что полное издание "Хроник Нарнии" ей подарили в 1941 году. Самое время!.. Но дело не в войне, дело в том, что первая повесть из цикла о Нарнии появилась на свет только в 1950-м. То же и с "Властелином колец". Трилогия издавалась с 1954 по 1956 годы, я имею в виду самое первое издание, то есть когда Диане Джонс было уже не двенадцать лет, а больше двадцати. Что ж тогда сказанное в статье – аберрация памяти пожилой писательницы или, скорее, выдумки недобросовестных журналистов?
Я думаю, что в детские годы на будущую сказочницу замечательные преподаватели и умнейшие люди эпохи К.С. Льюис и Дж.Р.Р. Толкин произвели неизгладимое впечатление своими лекциями, а уж книгами - гораздо позже. Тогда, когда она стала читать осознанно, учась у мэтров мастерству. В детстве же читала она - и это совершенно очевидно - классиков: Диккенса, Коллинза и лорда Дансени. Почему очевидно? Потому что именно от Диккенса идёт её умение давать яркий внешний и внутренний портрет героя, от Коллинза - склонность к мистическим приключениям с криминальным уклоном, от Дансени же... Впрочем, о Дансени мы поговорим когда-нибудь в другой раз, тем более что и сам этот лорд был прилежным учеником Диккенса и Коллинза.
Трудное детство часто рождает талантливых художников. У Дианы Джонс было трудное детство, может быть, поэтому оно нелёгкое и у её героев. И может быть, именно поэтому книги английской сказочницы гораздо интереснее, чем книги многих других писателей, как и она, пишущих фантастику.
Именно фантастическими, точнее написанными в жанре "фэнтези" - героической сказки и являются наиболее прославленные вещи писательницы. К их числу относятся и цикл о Ходячем замке, по первому роману которого японский мультипликатор Хаяо Миядзаки снял свой знаменитый анимационный фильм, и цикл "Миры Крестоманси", о котором мы поговорим сейчас.
"Миры Крестоманси" - это множественные параллельные миры, среди которых существует и наш с вами, точнее очень похожий на наш с вами. Но буквально за углом от него живёт и здравствует, например, мир Древней Греции, или очень на него похожий мир, населённый множеством богов, каждый из которых отвечает за определённую, раз навсегда закреплённую за ним сферу деятельности. Или - мир Древнего Востока, или - мир викторианской Англии, отличающийся от мира Диккенса или Конан Дойля тем, что в нём наряду с обычными людьми живёт множество волшебников, ведьм и колдунов. В этом и суть множественных миров Дианы Джонс - в волшебстве.
Вы скажете, что это напоминает вам мир, изображённый в цикле Джоан Роулинг о Гарри Поттере? Да, конечно, напоминает, и ещё как!.. Но дело в том, что "Миры Крестоманси", как, впрочем, и другие книги Джонс, появились на двадцать лет раньше, чем истории Роулинг. Точно так же, как это было и со сказками Евы Ибботсон. Да, друзья мои, "мама" Гарри Поттера - очень прилежная читательница и очень деловая женщина. Но при этом она и намного менее одаренная сочинительница, нежели те же Диана Джонс или Ева Ибботсон, потому что самые яркие выдумки про своих ребятишек из Хогвардса придумала не сама, а лишь переработала образы, рождённые фантазией своих предшественниц. Вообще-то говоря, подобные действия если и нельзя квалифицировать как плагиат, то есть литературное воровство, то определённо можно назвать заимствованиями.
Ну, Бог ей судья, а мы вернёмся к книжкам Дианы Джонс. Множественные миры цикла о Крестоманси позволяют автору бесконечно много и интересно играть в волшебство, не особенно повторяясь, поскольку волшебство-то, может, и одно и то же, да сами миры разные. Главные их герои, разумеется, дети, хотя заглавный герой - Крестоманси - самый могущественный волшебник во всех множественных мирах, ко всему прочему, как кошка, наделённый девятью жизнями (кстати, и кошек, и кошек-волшебниц в книгах Д.У. Джонс тоже хватает), - вполне себе взрослый человек, высокий привлекательный брюнет, примерный муж и отец, наделённый также способностями детектива и отчасти напоминающий знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Крестоманси (настоящее имя его - Кристофер Чант) с помощью небольшой команды подручных волшебников расследует злоупотребления колдовством во всех мирах, неизменно наводя надлежащий порядок, благодаря которому все эти миры и балансируют себе в пространстве и времени, не срываясь с положенных орбит.
Книжка "Девять жизней Кристофера Чанта" - не первая по времени написания в цикле - повествует о детстве будущего верховного мага и по совместительству же главного сыщика-участкового множественных миров. Она рассказывает историю, в чём-то похожую на историю детства самой писательницы. Живя в родительском доме, маленький Чант предоставлен самому себе, отец с матерью - волшебники, представляющие разные социальные слои, живут не в ладу, более того, как выясняется в дальнейшем, олицетворяют враждующие ветви колдовского общества. Мальчик же, ещё не знающий собственных недюжинных возможностей, несчастлив в реальности и компенсирует это путешествиями в другие миры во сне. Со временем эти его способности обнаруживает дядя по матери - элегантный и обаятельный преступник. Посредством внимания и ласки, которых так не хватает маленькому Кристоферу, он добивается любви одинокого ребенка и с его помощью совершает разные недостойные дела. Крестоманси (тот из них, кто исполняет обязанности верховного мага во время детства Кристофера Чанта, ибо Крестоманси - не имя, а, скорее, звание или должность), однако, не дремлет, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Чанта переводят из школы волшебников в замок верховного волшебника, срывая мальчишку едва ли не прямо с матча по крикету, который он любит в этом мире больше всего остального...
Вот и представьте, если бы так поступили с вами: вместо футбола отправили бы в старинный мрачноватый замок, где, кроме хорошей библиотеки, у вас не было бы никаких развлечений - ни товарищей, ни телевизора, ни компьютера... А-а, то-то вот! И естественно, что Кристофер Чант всё чаще путешествует во сне, там же знакомится со своей сверстницей, являющейся в одном из параллельных миров живой богиней, помогает дядюшке контрабандой перевозить в наш мир драконью кровь, столь необходимую для запрещённого колдовства.
Но однажды и к нему приходит прозрение. А вместе с ним и небольшая война, в которой должен будет победить именно Кристофер Чант, восьмилетний мальчик, наделённый девятью жизнями, семь из которых, впрочем, он уже потерял. Что, в одиночку?.. Нет. Как пели мушкетёры в старом нашем фильме, "слава богу, есть друзья", однако в отсутствии верховного мага, которого и самого в этот раз необходимо спасать. Кому? Да кому же ещё, как не мальчику Чанту, будущему Крестоманси!..
Это замечательная книжка, друзья мои, очень добрая, очень интересная и очень талантливая. Почему? Потому что рассказывает вроде бы сказку и вроде бы про волшебников, а на самом деле -про таких же, как мы с вами, живых людей, не очень-то и сильных, совсем не могущественных, более того - одиноких, по-своему несчастных, но обладающих добрыми сердцами и одним очень важным, может быть, самым важным умением - любить ближнего, забывая порой даже о собственной безопасности.
В общем-то, таковы же и герои самого большого рассказа "Похититель душ" из сборника "Вихри волшебства" - двое мальчишек, один из которых, возможно, будущий Крестоманси, ведь у него тоже девять жизней. Ребята живут в том же самом замке, принадлежащем Крестоманси, каковым является теперь уже выросший и превратившийся в обаятельного брюнета и отца семейства Кристофер Чант, учатся волшебству и однажды, подобно Красной Шапочке, отправляются навестить заболевшего предыдущего Крестоманси - того что был верховным магом до Чанта. Оттуда-то, из "бабушкиного домика" и крадет их новый "серый волк" - злой колдун, второй век собирающий души волшебников, чтобы, набрав их десяток - на одну больше, чем имеет Крестоманси, сделаться властелином мира.
Вы, я думаю, помните, что произошло с серым волком из сказки Шарля Перро? Судьба злого колдуна из сказки Дианы Джонс лучше не будет, не беспокойтесь. Я же хочу сказать ещё вот о чём. Если хорошенько задуматься, каждая из сказок этой писательницы - безразлично, большая или маленькая - в сущности, не что иное, как вариация на какое-нибудь классическое произведение. Это может быть древнегреческий миф, как в рассказе "Тирский мудрец", или популярный голливудский фильм, как в рассказе "Кудесник на колесах". Мне бы хотелось, чтобы вы, прочитав рассказ "Сотый сон Кэрол Онейр", или любой роман Дианы Уинн Джонс, сами подумали и вспомнили, какой художественный текст пародируется в них. Ну а в том, что каждое её произведение - пародия или вариация, можете не сомневаться. Таковы требования художественной эпохи постмодернизма, длящейся уже более полувека. Не нам решать, плохо это или хорошо - сочинять исключительно игровые произведения. Да ведь это и не главное. Главное, как всегда, в таланте. А Диана Уинн Джонс талантлива без всяких сомнений.
В одном из предисловий к весьма представительному зарубежному сборнику фантастических рассказов и повестей, посвящённых как раз теме волшебников и колдунов, я прочитал однажды сетования автора статьи как раз по поводу "Миров Крестоманси" и их автора: "Ну почему всё лучшее всегда достаётся детям!.."
"А разве может быть иначе?" - спросим в свою очередь мы с вами... Кстати, друзья мои, в том толстенном томе маленький рассказ Дианы Джонс и на самом деле был лучшим. Назывался он "Тирский мудрец". И это тот самый "Тирский мудрец" - современная сказка по мотивам древнегреческих мифов, - что завершает сборник "Вихри волшебства".
На этом мы заканчиваем сегодняшний разговор. Будьте здоровы и побольше читайте, например, ту же Диану Джонс - она ведь написала для вас уже больше тридцати замечательных книжек.
«"Миры Крестоманси" Дианы Уинн Джонс»
Год издания: 2005