Режиссер Андрей Кравчук
Сценаристы: Владимир Валуцкий, Зоя Кудря
Операторы: Игорь Гринякин, Алексей Родионов
Композиторы: Руслан Муратов, Глеб Матвейчук
Продюсеры: Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Джаник Файзиев и др.
Актеры: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Владислав Ветров, Сергей Безруков,
Анна Ковальчук, Егор Бероев, Олег Фомин, Ришар Боринже, Виктор Вержбицкий, Ольга
Остроумова, Николай Бурляев, Федор Бондарчук и др.
Продолжительность 123 мин.
Жанр: костюмная love story
Производство: Россия
Формально - это биографический фильм об адмирале Колчаке. На самом же деле
- история любви (чуть не сказал - служебный роман) между неким высокопоставленным
морским офицером и женой его коллеги, происходящая на фоне Первой мировой, а затем
и гражданской войны в России. Почему так, коль скоро все персонажи названы именами
реальных исторических лиц, а в основу сценария положены подлинные факты из
биографии Колчака? Да потому, что ни революции, ни самого Колчака в картине от
"первой кнопки" нет и помину. Есть попытка перечитать историю в духе современного
к ней подхода и дать возможность полюбоваться красавцем-моряком и юной, большеглазой
красоткой. Назови авторы своих героев Ивановыми-Петровыми, и, по крайней мере,
первая половина картины оказалась бы вполне состоятельной, поскольку технику компьютерной
графики наши кинематографисты наконец освоили, актеры, за исключением приторно-глянцевого,
как и обычно, Безрукова, с ролями господ офицеров справились, а Елизавету Боярскую,
сдается, в артистической семье основательно поднатаскали.
Но ведь фильм-то, "Адмиралъ"-то, с ером на конце, рассказывает именно про
Колчака, про его историю любви, доблести, славы и гибели. И что, спрашивается,
от этого жесткого умницы, покорителя севера, флотоводца и жесточайшего - в силу
обстоятельств - изверга, которого отнюдь не добрым словом до сих пор поминают
едва ли не в каждой семье в сибирских деревнях от Омска до Иркутска, что, спрашивается,
от него, от Колчака, осталось в этом холеном, в этом выдержанном, в этом несчастном
влюбленном, ни за что ни про что расстрелянном и сброшенном в крестообразную полынью
красными? А вы, господа кинематографисты, уверены, что полынья была именно крестообразной,
то есть, что большевики из особой, видать, жестокости и от нечего делать любовно-старательно
долгими часами и многими силами придавали ей такую форму? Ведь это же, простите,
бред - достаточно вспомнить, как убивали Николая II с чадами и домочадцами и как
бездарно потом пытались замести следы...
Для чего ж нужен был Эрнстам-Максимовым-Кравчукам-Валуцким этот бред? А для
того, чтобы повторить финальную сцену красивого затопления героя из камеронова
"Титаника" - фильма успешного, но да крайности скучного и художественно беспомощного.
Ну и повторили. И жаль, что не подпустили к краю полыньи смазливую девчонку, дабы
взглянула она синими своими в застывающие глаза любимого. И сами поняли, что чего-то
не хватает. А раз так, то надо еще что-нибудь добавить. И придумали добавить эпилог,
в коем сорок лет спустя Бондарчук-старший снимает "Войну и мир", а именно сцену первого бала Наташи Ростовой, где, помните, ясноглазая Савельева
танцует вальс с до неприличия затянутым в лосины Тихоновым?.. Бондарчука-старшего
кому ж изображать, как не вездесущему Бондарчуку-младшему, а вместо Савельевой
с Тихоновым на переднем плане посадили покрытую красивыми искусственными морщинами
Боярскую - Тимиреву по роли, которую не берут в массовку не потому, что стара,
а потому, что в 60-е ни у кого, мол, из современных нет такого выразительного
лица, как у дамы из бывших, свое отсидевшей.
Ага, пошла бы настоящая дворянка и зэчка наниматься к своим идеологическим
врагам, как же!..
Вот и весь фильм такой. Обмороженный Каппель, которому пять минут назад без
наркоза ампутировали ноги, красиво умирает, благословляя Россию, которой больше
нет; Боярская командует эвакуацией раненых в 19-м, что твой Владимир Устименко
из романа Германа-деда - в 41-м; толстомордый какой-то царь-батюшка (надо сказать,
что Бурляев как-то решительно, намеренно даже не похож на последнего русского
царя) благостно осеняет бравого по выправке , но изможденного лицом вследствие
того, что не решается разбить семью, Колчака крестным знамением: ну, мол, брат,
щи в горшках, а голова на плечах; выдержанно умствует бесовской физиономией Вержбицкий
в роли Керенского (этот вроде как даже слегка похож на Александра Федорыча); с
презрительной усмешкой явного поражения окидывает соперницу неизящно изогнувшаяся
вполоборота Ковальчук (изящно она просто не умеет - с блеском доказала это, загубив
булгаковскую Маргариту в бортковском сериале), а большаки под руку с анархиствующей матросней похохатывают, и - штыками их,
белую сволочь, штыками!..
Да, первые сорок минут, пока воюют на море с немцами, действительно неплохи,
да, отчаянно-обреченная атака каппелевцев, слизанная, правда, почти что один в
один (ну разве что производится не на зеленой лужайке, а по колено в снегу) с
гибсоновского "Храброго сердца", смотрится, да, неожиданно понравился Бероев,
мягко и точно изобразивший верность долгу и другу, да, поглянулась - именно как
актриса - Боярская. Но...
Знаете, была такая история в вечном соперничестве Есенина и Маяковского.
Маяковский в стихотворении "Юбилейное", обращенном к Пушкину, не слишком уважительно
назвав Есенина звонким подмастерьем народа-языкотворца, о себе любимом сообщил,
что между ним и Пушкиным (в смысле - рядом) встать, кроме Некрасова, никто не
достоин, поскольку "вы - на "пе", а я на "эм"". Есенин за словом тоже в карман
не лез, и однажды попросил Асеева (поскольку лично они с Маяковским друг к другу
предпочитали не обращаться, даже когда, как в данном случае, сидели за одним столом)
передать автору "Юбилейного, что - да, ему, Маяковскому, действительно повезло,
и в алфавите он стоит к Пушкину ближе других. Между ними всего лишь две буквы,
зато какие: НО!!!
Так вот, этих самых "НО" в "Адмирале", начиная с вопроса, на кой черт он
в наши дни вышел с ером на конце и отчего лысый по жизни Колчак здесь столь приятно
смугляв, и кончая недоумением: кой черт занес на эти галеры Федю Бондарчука и
за что, собственно, большевики практически без суда и следствия мало того что
расстреляли, так еще и в прорубь спустили этого во всех отношениях славного тихоню-интеллигента,
- этих "НО", говорю, больше чем лошадей на ипподроме в день забега.
Ой, девочки, только не надо меня обвинять в том, что я не поддерживаю добрым
словом отечественный кинематограф - нечего тут пока что поддерживать. Им не стыдно,
а
мне не страшно. Всё на том. А подробностей рассказывать не буду - не потому,
что неэтично, а потому, что на них давно сплясала джигу вся когорта сетевых рецензентов.
Да ведь рассказывай или не рассказывай, вы, девчонки, все равно побежите на этого
ера смотреть, над глупым вымыслом слезами обливаясь. И тем верней, чем вымысел
глупей.
В этих-то вот волшебных пузырьках всё и дело!..
Фильм «АДМИРАЛЪ»
Год выпуска: 2008
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие