Режиссер Олег Фомин
Сценарист Сергей Кузьминых
Оператор Василий Сикачинский
Продюсеры: Юрий Обухов, Алексей Рязанцев
Актеры: Олег Фомин, Анатолий Белый, Александр Бухаров, Сергей Баталов, Анна Азарова,
Марат Башаров, Станислав Дужников, Алексей Франдетти, Евгений Стычкин, Владимир
Виноградов, Павел Абдалов, Юрий Маслак и др.
Продолжительность 105 мин.
Жанр: истерн / боевик
Производство: Россия
Наше кино порадовало очередной глупостью, в отличие от многих просто глупостей
- динамичной. Критиковать глупость бессмысленно, что понимал еще Эразм
Роттердамский, отчего и создал бессмертную ей "Похвалу...". И в кошмарном сне
не мечтая о славе Эразма, не стану в данном случае предлагать вам традиционную
рецензию, да и рецензировать тут нечего, равно как и пересказывать. Сюжет картины
с головой укладывается буквально в одно предложение: изначально подставленные
предателями в собственном стане семеро белых поехали спасать государя, красные
их встречали, вели и по одному отстреливали. Так что вместо того, чтобы сочинять
связную статью, выскажу по поводу новой работы Олега Фомина лишь два-три соображения.
Первое. Отчего-то гражданская война, в отличие от Отечественной, изображается
у нас с давних советских времен преимущественно с юмором в жанре какого-то партизанского
полувестерна типа "Неуловимых мстителей". "Господа офицеры" - как раз такой пододесский
боевичок про красно-белые разборки со вставным номером про очередного опереточного
Лёву Задова, с которым шутить не надо, потому что он и есть тот самый знаменитый
капитан Флинт Сорви Голова.
Второе. Скроенный по лекалам "Неуловимых...", часть третья, смахивающий одновременно
на лебедевскую "Звезду", "Интервенцию" Полоки и заодно на
кунфуистские комедийные боевики пополам с "Турецким гамбитом", а, с другой стороны,
еще больше на какого-нибудь совсем уж "Волкодава", новый истерн Олега Фомина с Олегом же Фоминым в главной роли, рассказывать-то
вроде как должен про изначально обреченную "великолепную семерку" белогвардейцев,
господ офицеров, пустившихся в невозможную авантюру спасения Николая II и его
семьи, так? А если так, тогда на экране в качестве истинных героев должны присутствовать
хотя бы два-три сколько-нибудь натуральных господина офицера, но - увы и ах! -
более-менее натурально здесь смотрятся не господа офицеры, а товарищи большевики
и граждане анархисты. То есть, я хочу сказать, что Анатолий Белый на чекиста похож,
матросик, там, Швандя, тоже
более-менее матросик, но вот ни Фомин, ни Бухаров, ни Башаров, ни Баталов - не-а,
и не офицеры, и тем более не господа. Баталов, вообще скорее какой-то егерь, вроде
Степаныча или, как его там, Егорыча, что ли, из рогожкинской "Национальной охоты",
Башаров - что-то такое не то из рязановских трагикомедий, не то из цыганских мюзиклов
Лотяну (я уж молчу о кавказском князе с рожей Слепого Пью), сам Фомин больше напоминает
проштрафившегося секретаря провинциального райкома, ну а Башаров - и вовсе та
еще песня... А ведь харизматический актер, судя по фильму "Слуга государев", казалось бы, кое-что может... Но самый главный прикол картины - это Стычкин
в роли бандита Красовского. Верите ли, лесной атаман Лёва Задов - не опереточный
злодей из подтанцовки в киркоровском мюзикле "Хождение по макам", напевающий под
граммофон что-то про сундук мертвеца, на самом деле лесной атаман Лёва Задов -
знаменитый пират Флинт, зарывший награбленное золотишко в тюменских лесах.
Третье. Даже если Олег Фомин не ставил перед собой задачу снять сколько-нибудь
правдоподобный исторический боевик (поскольку подобную попытку спасти государя
невозможно воспринимать даже как шутку), а собирался только реанимировать советский
истерн, все равно он не мог не понимать, что для успеха картины невозможно будет
ограничиться одной лишь пальбой по кустам да угоном паровоза в духе Бастера Китона,
то есть, по сути, той же пальбой вперемешку с поцелуйчиками. Чтобы зритель сопереживал
героям, надо чтобы эти герои в картине были. Я же если кому и сопереживал, так,
простите, господа офицеры, матросу Чижику и чекисту то ли с прибалтийской фамилией,
то ли с еврейским псевдонимом, то есть персонажу А. Белого, главному злодею.
Как бы сказал многотомный наш Федор Ибатович Раззаков, это, наверное, та
самая сакраментальная кинематографическая "фига", которую каждый из "великолепной
семерки" всю дорогу держал в кармане по адресу постсоветского кино, жарко мысля
про себя: "Даешь пролетарскую революцию!"
А как еще можно воспринять смысл этой героической дичи (к чести постановщиков
трюков и монтажеров, правда, нескучной) без героев, где погибают все, но никого
не жалко, начиная с государя, которого в кадре нет вообще, и кончая егерем Степанычем,
или, как его там, Егорычем, получающим свои девять граммов в сердце при попытке
спасения востроносой дивчины, появившейся в сибирской тайге прямиком не то из
авантюрного романа Сенкевича, не то вообще из акунинской пародии на литературу.
Честное слово, я не критикую кино, оно мне даже понравилось - куда больше,
чем, например, тот же суматошный "Турецкий гамбит". Я даже не прошу объяснить
мне, зачем
было затевать весь этот балаган вокруг национальной трагедии - учитывая все сделанное
им ранее, ясно, что Олег Фомин на подобный вопрос вразумительно не ответит. Я
лишь пытаюсь понять для себя: неужели и лучшие сегодняшние актеры настолько утратили
профессионализм, что не могут даже скопировать белогвардейца с тех далеко не идеальных
образцов, которые заданы были в советском кино Высоцким, Жженовым или Дворжецким?
Вот ведь чекист же получился у Белого вполне вразумительный, а с чего, например,
Башаров взялся изображать артиста Юрия Яковлева из экранизации пушкинского "Выстрела"
- уму непостижимо!
Впрочем, пацаны, под десятую кружечку пива, когда ни о чем задуматься уже
невозможно, этот экшн - "Я задержу их, ничего!" - без сомнения проканает.
Фильм «ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ: СПАСТИ ИМПЕРАТОРА»
Год выпуска: 2008
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие