ВОЛКОДАВ ИЗ РОДА СЕРЫХ ПСОВ

Режиссер Николай Лебедев
Сценарист Николай Лебедев (по роману Марии Семеновой)
Операторы: Ирек Хартович, Валерий Мартынов
Композитор Алексей Рыбников
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Юрий Мороз
Актеры: Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Нина Усатова, Александр Домогаров, Артем Семакин, Андрей Руденский, Наталья Варлей, Игорь Петренко, Евгения Свиридова, Юозас Будрайтис и др.
Продолжительность 135 мин.
Жанр: костюмный боевик-сказка
Производство: Россия

Год выпуска: 2006

    Помянутая в выходных данных (а сколько еще укрылось за общим псевдоним "и др."!..) компания известных артистов, в сущности, помянута зазря, потому как, за исключением двух начальных имен (первое из которых, кстати, к известным не отнесешь), обо всех прочих смело можно сказать: "В эпизодах..." Причина проста: играть им нечего. Да и вообще-то "в эпизодах" здесь одна только Нина Усатова, благодаря бешеному своему таланту и темпераменту умудрившаяся из ничего создать образ, прочие же все - не более чем статисты, то бишь спокойно заменимы на ивановых-петровых-сидоровых, ибо никто в этом фильме, не исключая и Бухарова с Акиньшиной, ничего не то что не играет, но даже и не пытается играть, а так - лишь ходят пешком по водам, произнося избитые сентенции про то, мол, что миром правит добро да, как отлично сказал в своей рецензии Роман Волобуев, хлопают глазами, радостно не понимая, что я тут вообще делаю. Скажем: присутствуют, потому что прошли кастинг. Конкретно не хватает составу, пожалуй, только еще вездесущего Безрукова в бакенбардах или даже без. Конкретно не хватает Бухарову харизмы или хотя бы уверенности во взгляде. Конкретно не хватает Акиньшиной влюбленности в Бухарова, а той же Усатовой - материала, ведь могло бы - с ней-то не в эпизоде, а в нормальной роли (да хоть и в роли Волкодава, и что ж что - мужик, ее персонаж в романе Семеновой - тоже мужиком был) - получиться хорошее кино. Еще конкретно не хватает операторам штатива, на котором можно было бы установить в ответственные моменты камеру, чтобы она не тряслась, как руки с похмелья. Конкретно не хватает режиссеру Лебедеву писательницы Семеновой, хоть романистка на своем сайте и пишет, что в процессе многочисленных консультаций сперва долго убеждала режиссера: "Коля, ты не прав!", а потом, как Ипполит Матвеевич Воробьянинов, всмотрелась в зеркало, и неожиданно ей увиденное понравилось. Ну, пусть так, а кажется все же, что самой Марии Семеновой тоже конкретно не хватило силы воли, чтобы отказаться продавать лучшее свое детище в квартал красных фонарей под названием "Постсоветское кино на деньги "Первой кнопки" - "Централ Партнершип то ж". Увы, печальный пример Лукьяненко и Акунина никому, сдается, не пригодился: бабки, батенька!
    Ну а мне, зрителю, конкретно не хватает ответа на следующий вопрос: отчего бы господам кинематографистам не взяться - вместо того, чтоб портить книжки, имеющие большее или меньшее, хоть какое-нибудь отношение к литературе - за экранизацию творений, например, Злотникова, Пехова или любого другого поставщика безликих, но ежедневно заглатываемых миллионами фантастических боевиков, пачками выпускаемых ежегодно "Армадой"? Ведь всякому, кто посмотрел одну-две экранизации любимых бестселлеров, совершенно очевидно: все, что отличает "Ночной дозор" ли, "Турецкий гамбит", "Волкодава" ли от "Я расчленю тебя под хвостом Большой Медведицы и сожру на Полярной звезде" будет тщательнейшим образом выхолощено уже на уровне сочинения сценария, потому что не вписывается ни в метраж картины, ни в интересы продюсеров, ни в возможности режиссеров и актеров. Первые на любой спрос ответят, что лучше нас разбираются в том, что нам нужно. Последние, за редкими исключениями, коих в кино все меньше и меньше, в сущности, безответны, ибо что есть актер, как не податливая игрушка в руках режиссера. Потому - коли фильма нет и спрашивать за то не с кого - остается поговорить о режиссере, тем более что он же и сценарист.
    Мне, в общем, нравились его предыдущие фильмы, особенно "Звезда", о которой я в период полного безвременья написал, помнится, восторженную рецензию. Восторг, казалось мне, был оправдан надеждами на то, что в российском кино постепенно проявится все лучшее, что было в кино советском да плюс свобода от маразма почившей-таки цензуры... "Поклонник" был уже хуже, но Гармаш его вытянул на своих плечах. Ну а "Волкодаву" забабахали такую рекламу!.. Как тут не ждать чуда, спрашивается? Фокус, однако, не удался: Лебедев - не ПиДжей, а наши палестины - не Голливуд. И не то чтоб Джексон сделал гениальное кино, нет, конечно, - Джексон сделал дорогое кино без балды, без трясущихся рук похмельных операторов, кино, в котором не бог весть какие актерские работы не мешают зрительскому восприятию, потому что не на них сосредоточено его, зрительское, внимание. В нашем же случае, за отсутствием голливудских средств, актеры сами по себе, а также то, что они делают и говорят, неизбежно выходит на первый план. Увы, как я уже сказал выше, ни делать, ни говорить им в лебедевском "Волкодаве" нечего. Потому что, похоже, и сам Лебедев не знал, что ему с этим "Волкодавом" делать.
    О чем, если на минуту отвлечься от режиссера и его творения, роман, точнее цикл романов Марии Семеновой? О том, как постепенно возрождается растоптанная душа человека в том, кого судьба вроде бы навсегда превратила в мстителя, в робота-убийцу. Это возрождение, это излечение, если угодно, извлечение души из адских пропастей Самоцветных гор происходит посредством общения воина с несколькими хорошим людьми, за судьбу которых герой несет ответственность. Собственно, именно дружба и рожденная ею любовь к ближнему - это и есть единственное лекарство, способное излечить человеческую душу, будь он простым человеком или последним из могикан, или даже псом-оборотнем, персонажем романов Купера, Толкина, Лукьяненко, Семеновой - какого угодно сочинителя, понимающего простую, но важнейшую для писателя истину: развлекать значит обучать и воспитывать.
    Где, простите, эта истина в фильме Н. Лебедева? Чему он нас учит, что в зрителях воспитывает? Да какое там воспитание – что, скажите, вообще происходит на экране в мельтешении пожарищ, резни и нелепых спецэффектов, стыренных из древнего, но несопоставимо лучшего (потому что есть в нем не только пожары и побоища, но и живые люди, которые вынуждены стать героями: кто, если не я?) отечественного "Кащея бессмертного", голливудских "Горцев", "Звездных войн" (не говоря уж всуе о властелинах и кольцах) - из чужих спецэффектов, испорченных модой на клипообразность, доносимую до зрителя трясущимися руками?
    По порядку. Некий унылый волосатый тип, по прозвищу Волкодав, выходит из леса, забирается по стене деревянного терема в чужой дом, видит там пьянство и прочие непотребства, взламывает окованную железом дверь в хозяйскую горницу, вершит там битву негров ночью в туннеле, пришпиливает здоровенным и тяжеленным копьем (как он только допёр его да хозяйского чердака, альпинист эдакий?) негодяя к стене, забирает уже готовую к изнасилованию голую девку и с боями пробивается обратно, в лес, по пути срезая головы с плеч нехилых дружинников и поджигая сатанинское гнездо разврата хорому за хоромой. Перед дверью с табличкой "Exit" находит и кладет на левое плечо (правое занято разумной летучей мышью) старенького доброго волшебника в бороде и рубище.
    Далее персонажи добираются до городища с теремами в петухах, где, не отвечая добрым словом на вспыхнувшую к нему, спасителю, любовь благодарных сотоварищей, смурной герой устраивается на службу к местной, всегда бледной, будто чахоточная, княжне (здесь и в романе - кнесинке). Служба заключается в том, чтобы: а) не отвечать взаимностью на ее влюбленность; б) довезти девицу в целости и сохранности через лес с болотами и горы с пропастями до влиятельного жениха, который окажется не в пример порядочным сыном того самого, пригвожденного копьем к стене собственной хоромины отца-садиста. Но до порядочного сына надо еще добраться - лес и горы полны бандитов и злых колдунов, а также "на лицо ужасных" дикарей. Это только во-первых. Во-вторых, среди собственного кнесинкиного окружения, разумеется, есть гад-предатель, а своих друзей Волкодав  в поход не взял, несмотря на то, что спасенный им дед с бородой оказался на поверку в одном лице и Г. Эндальфом и Г. Онищенко. Не знаю, как первый, а последний уж точно не порекомендовал бы ему пить сонное зелье, когда кругом хоть залейся экологически чистой речной воды.
    Ну и вот - всякий квест когда-нибудь и чем-нибудь да заканчивается. Закончился он и в фильме Лебедева, только тот, кто не читал книжки, ни за что не поймет, чем именно. Я, книжку (и весь цикл) читавший с большим удовольствием, тоже, однако, не понял. Дело в том, что с большими сокращениями и регулярной отсебятиной (драки там, где их не было, групповуха побоищ там, где в романе поединки, и неразборчивое прочее) в течение примерно полутора часов Николай Лебедев, пусть худо-бедно, все же следует за сюжетом Марии Семеновой, но к исходу означенного периода ему в этом славянском фэнтези, видимо, страсть как наскучивает. И история уходит в сказку, не по делу поминая персонажей из других книг Семеновой, а пуще - прошедшие прокатную проверку голливудские блокбастеры, сразу же и насовсем теряя связность изложения и последнюю членораздельность высказывания. Единственное, что можно понять, это то, что, не свалившись с какого-то гигантского корявого бревна над бездной, порушив целостность невесть откуда взявшегося гигантского, явно враждебного "нашему" человеку разноцветного шара с нехилым крутящим моментом, Волкодав уходит туда, откуда пришел, а именно в лес. То ли с концами уходит, то ли - "продолжение следует". Романов в цикле Семеновой пять да еще, наверное, столько же у некоего Молитвина, который пишет истории окружения Волкодава, причем делает это хоть и на порядок хуже, чем автор основного цикла, но все-таки понятнее, чем изображает придуманный писателями мир кинематографист.
    В общем, из кино про "Волкодава" извлечь можно ровно то же, что и из кино про "Дозоры", а именно скуку и недоумение: зачем вообще было это кино делать.
    Я лично, по-доброму вспоминая "Звезду" и даже "Поклонника", могу объяснить это лишь так: большие мешки с деньгами ходят себе по режиссерам и вопрошают: а не слабо тебе догнать и перегнать Америку по молоку, мясу и спецэффектам? Ну и что прикажете отвечать режиссерам, глядя на эти мешки и вспоминая о впавших щечках домашних своих кнесинок? Догоним, отвечают, перегоним и покажем всем эстетам кузькину мать их!.. Вот летающую лисицу из вьетнамских джунглей выпишем - и догоним!
    Но долетим ли, славяне, на лисице до Америки-то, аль нет, как думаешь, дядя Митяй?

 

Фильм «ВОЛКОДАВ ИЗ РОДА СЕРЫХ ПСОВ»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие