ВОЛКОДАВ ИЗ РОДА СЕРЫХ ПСОВ
Режиссер Николай Лебедев
Сценарист Николай Лебедев (по роману Марии Семеновой)
Операторы: Ирек Хартович, Валерий Мартынов
Композитор Алексей Рыбников
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Юрий Мороз
Актеры: Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Нина Усатова, Александр Домогаров,
Артем Семакин, Андрей Руденский, Наталья Варлей, Игорь Петренко, Евгения Свиридова,
Юозас Будрайтис и др.
Продолжительность 135 мин.
Жанр: костюмный боевик-сказка
Производство: Россия
Год выпуска: 2006
Помянутая в выходных данных (а сколько еще укрылось за общим псевдоним "и
др."!..) компания известных артистов, в сущности, помянута зазря, потому как,
за исключением двух начальных имен (первое из которых, кстати, к известным не
отнесешь), обо всех прочих смело можно сказать: "В эпизодах..." Причина проста:
играть им нечего. Да и вообще-то "в эпизодах" здесь одна только Нина Усатова,
благодаря бешеному своему таланту и темпераменту умудрившаяся из ничего создать
образ, прочие же все - не более чем статисты, то бишь спокойно заменимы на ивановых-петровых-сидоровых,
ибо никто в этом фильме, не исключая и Бухарова с Акиньшиной, ничего не то что
не играет, но даже и не пытается играть, а так - лишь ходят пешком по водам, произнося
избитые сентенции про то, мол, что миром правит добро да, как отлично сказал в
своей рецензии Роман Волобуев, хлопают глазами, радостно не понимая, что я тут
вообще делаю. Скажем: присутствуют, потому что прошли кастинг. Конкретно не хватает
составу, пожалуй, только еще вездесущего Безрукова в бакенбардах или даже без.
Конкретно не хватает Бухарову харизмы или хотя бы уверенности во взгляде. Конкретно
не хватает Акиньшиной влюбленности в Бухарова, а той же Усатовой - материала,
ведь могло бы - с ней-то не в эпизоде, а в нормальной роли (да хоть и в роли Волкодава,
и что ж что - мужик, ее персонаж в романе Семеновой - тоже мужиком был) - получиться
хорошее кино. Еще конкретно не хватает операторам штатива, на котором можно было
бы установить в ответственные моменты камеру, чтобы она не тряслась, как руки
с похмелья. Конкретно не хватает режиссеру Лебедеву писательницы Семеновой, хоть
романистка на своем сайте и пишет, что в процессе многочисленных консультаций
сперва долго убеждала режиссера: "Коля, ты не прав!", а потом, как Ипполит Матвеевич
Воробьянинов, всмотрелась в зеркало, и неожиданно ей увиденное понравилось. Ну,
пусть так, а кажется все же, что самой Марии Семеновой тоже конкретно не хватило
силы воли, чтобы отказаться продавать лучшее свое детище в квартал красных фонарей
под названием "Постсоветское кино на деньги "Первой кнопки" - "Централ Партнершип
то ж". Увы, печальный пример Лукьяненко и Акунина никому, сдается, не пригодился:
бабки, батенька!
Ну а мне, зрителю, конкретно не хватает ответа на следующий вопрос: отчего
бы господам кинематографистам не взяться - вместо того, чтоб портить книжки, имеющие
большее или меньшее, хоть какое-нибудь отношение к литературе - за экранизацию
творений, например, Злотникова, Пехова или любого другого поставщика безликих,
но ежедневно заглатываемых миллионами фантастических боевиков, пачками выпускаемых
ежегодно "Армадой"? Ведь всякому, кто посмотрел одну-две экранизации любимых бестселлеров,
совершенно очевидно: все, что отличает "Ночной дозор" ли, "Турецкий гамбит", "Волкодава" ли от "Я расчленю тебя под хвостом Большой
Медведицы и сожру на Полярной звезде" будет тщательнейшим образом выхолощено уже
на уровне сочинения сценария, потому что не вписывается ни в метраж картины, ни
в интересы продюсеров, ни в возможности режиссеров и актеров. Первые на любой
спрос ответят, что лучше нас разбираются в том, что нам нужно. Последние, за редкими
исключениями, коих в кино все меньше и меньше, в сущности, безответны, ибо что
есть актер, как не податливая игрушка в руках режиссера. Потому - коли фильма
нет и спрашивать за то не с кого - остается поговорить о режиссере, тем более
что он же и сценарист.
Мне, в общем, нравились его предыдущие фильмы, особенно "Звезда", о которой я в период полного безвременья написал, помнится, восторженную рецензию.
Восторг, казалось мне, был оправдан надеждами на то, что в российском кино постепенно
проявится все лучшее, что было в кино советском да плюс свобода от маразма почившей-таки
цензуры... "Поклонник" был уже хуже, но Гармаш его вытянул на своих плечах. Ну а "Волкодаву" забабахали
такую рекламу!.. Как тут не ждать чуда, спрашивается? Фокус, однако, не удался:
Лебедев - не ПиДжей, а наши палестины - не Голливуд. И не то чтоб Джексон сделал
гениальное кино, нет, конечно, - Джексон сделал дорогое кино без балды, без трясущихся
рук похмельных операторов, кино, в котором не бог весть какие актерские работы
не мешают зрительскому восприятию, потому что не на них сосредоточено его, зрительское,
внимание. В нашем же случае, за отсутствием голливудских средств, актеры сами
по себе, а также то, что они делают и говорят, неизбежно выходит на первый план.
Увы, как я уже сказал выше, ни делать, ни говорить им в лебедевском "Волкодаве"
нечего. Потому что, похоже, и сам Лебедев не знал, что ему с этим "Волкодавом"
делать.
О чем, если на минуту отвлечься от режиссера и его творения, роман, точнее
цикл романов Марии Семеновой? О том, как постепенно возрождается растоптанная
душа человека в том, кого судьба вроде бы навсегда превратила в мстителя, в робота-убийцу.
Это возрождение, это излечение, если угодно, извлечение души из адских пропастей
Самоцветных гор происходит посредством общения воина с несколькими хорошим людьми,
за судьбу которых герой несет ответственность. Собственно, именно дружба и рожденная
ею любовь к ближнему - это и есть единственное лекарство, способное излечить человеческую
душу, будь он простым человеком или последним из могикан, или даже псом-оборотнем,
персонажем романов Купера, Толкина, Лукьяненко, Семеновой - какого угодно сочинителя,
понимающего простую, но важнейшую для писателя истину: развлекать значит обучать
и воспитывать.
Где, простите, эта истина в фильме Н. Лебедева? Чему он нас учит, что в зрителях
воспитывает? Да какое там воспитание – что, скажите, вообще происходит на экране
в мельтешении пожарищ, резни и нелепых спецэффектов, стыренных из древнего, но
несопоставимо лучшего (потому что есть в нем не только пожары и побоища, но и
живые люди, которые вынуждены стать героями: кто, если не я?) отечественного "Кащея бессмертного", голливудских
"Горцев", "Звездных войн" (не говоря уж всуе о властелинах и кольцах) - из чужих
спецэффектов, испорченных модой на клипообразность, доносимую до зрителя трясущимися
руками?
По порядку. Некий унылый волосатый тип, по прозвищу Волкодав, выходит из
леса, забирается по стене деревянного терема в чужой дом, видит там пьянство и
прочие непотребства, взламывает окованную железом дверь в хозяйскую горницу, вершит
там битву негров ночью в туннеле, пришпиливает здоровенным и тяжеленным копьем
(как он только допёр его да хозяйского чердака, альпинист эдакий?) негодяя к стене,
забирает уже готовую к изнасилованию голую девку и с боями пробивается обратно,
в лес, по пути срезая головы с плеч нехилых дружинников и поджигая сатанинское
гнездо разврата хорому за хоромой. Перед дверью с табличкой "Exit" находит и кладет
на левое плечо (правое занято разумной летучей мышью) старенького доброго волшебника
в бороде и рубище.
Далее персонажи добираются до городища с теремами в петухах, где, не отвечая
добрым словом на вспыхнувшую к нему, спасителю, любовь благодарных сотоварищей,
смурной герой устраивается на службу к местной, всегда бледной, будто чахоточная,
княжне (здесь и в романе - кнесинке). Служба заключается в том, чтобы: а) не отвечать
взаимностью на ее влюбленность; б) довезти девицу в целости и сохранности через
лес с болотами и горы с пропастями до влиятельного жениха, который окажется не
в пример порядочным сыном того самого, пригвожденного копьем к стене собственной
хоромины отца-садиста. Но до порядочного сына надо еще добраться - лес и горы
полны бандитов и злых колдунов, а также "на лицо ужасных" дикарей. Это только
во-первых. Во-вторых, среди собственного кнесинкиного окружения, разумеется, есть
гад-предатель, а своих друзей Волкодав в поход не взял, несмотря на то, что спасенный
им дед с бородой оказался на поверку в одном лице и Г. Эндальфом и Г. Онищенко.
Не знаю, как первый, а последний уж точно не порекомендовал бы ему пить сонное
зелье, когда кругом хоть залейся экологически чистой речной воды.
Ну и вот - всякий квест когда-нибудь и чем-нибудь да заканчивается. Закончился
он и в фильме Лебедева, только тот, кто не читал книжки, ни за что не поймет,
чем именно. Я, книжку (и весь цикл) читавший с большим удовольствием, тоже, однако,
не понял. Дело в том, что с большими сокращениями и регулярной отсебятиной (драки
там, где их не было, групповуха побоищ там, где в романе поединки, и неразборчивое
прочее) в течение примерно полутора часов Николай Лебедев, пусть худо-бедно, все
же следует за сюжетом Марии Семеновой, но к исходу означенного периода ему в этом
славянском фэнтези, видимо, страсть как наскучивает. И история уходит в сказку,
не по делу поминая персонажей из других книг Семеновой, а пуще - прошедшие прокатную
проверку голливудские блокбастеры, сразу же и насовсем теряя связность изложения
и последнюю членораздельность высказывания. Единственное, что можно понять, это
то, что, не свалившись с какого-то гигантского корявого бревна над бездной, порушив
целостность невесть откуда взявшегося гигантского, явно враждебного "нашему" человеку
разноцветного шара с нехилым крутящим моментом, Волкодав уходит туда, откуда пришел,
а именно в лес. То ли с концами уходит, то ли - "продолжение следует". Романов
в цикле Семеновой пять да еще, наверное, столько же у некоего Молитвина, который
пишет истории окружения Волкодава, причем делает это хоть и на порядок хуже, чем
автор основного цикла, но все-таки понятнее, чем изображает придуманный писателями
мир кинематографист.
В общем, из кино про "Волкодава" извлечь можно ровно то же, что и из кино
про "Дозоры", а именно скуку и недоумение: зачем вообще было это кино делать.
Я лично, по-доброму вспоминая "Звезду" и даже "Поклонника", могу объяснить
это лишь так: большие мешки с деньгами ходят себе по режиссерам и вопрошают: а
не слабо тебе догнать и перегнать Америку по молоку, мясу и спецэффектам? Ну и
что прикажете отвечать режиссерам, глядя на эти мешки и вспоминая о впавших щечках
домашних своих кнесинок? Догоним, отвечают, перегоним и покажем всем эстетам кузькину
мать их!.. Вот летающую лисицу из вьетнамских джунглей выпишем - и догоним!
Но долетим ли, славяне, на лисице до Америки-то, аль нет, как думаешь, дядя
Митяй?
Фильм «ВОЛКОДАВ ИЗ РОДА СЕРЫХ ПСОВ»
Год выпуска: 2006
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие