СЛУГА ГОСУДАРЕВ

Режиссер и сценарист Олег Рясков

Оператор Дмитрий Яшонков

Композиторы: Сергей Чекрыжов, Андрей Писклов

Продюсеры: Евгений Коган, Олег Рясков

Актеры: Дмитрий Миллер, Александр Бухаров, Ксения Князева, Дарья Семенова, Владислав Демченко, Андрей Сухов, Николай Чиндяйкин и др.

Продолжительность 125 мин.

Жанр: приключения/костюмный боевик

Производство: Россия

 


Год выпуска: 2007

    Скажу честно: не ожидал! Не ожидал увидеть такого хорошего, давно - со времен "Трех мушкетеров" - забытого нашего приключенческого кино. И что удивительнее всего - хорошего, несмотря, как говорится, на... Последних же совсем немало. Взять хоть царя Петра, до того похожего на предпоследнего мужа певицы Пугачевой, что того и гляди, возьмет микрофон и немелодично закозлит: "Воины России, зайки мои!.." Или опять же польская повстанка миледи на пи-джеевом черном першероне: как упрется в героя под кустом, так ни мужик, ни конь - ни тпру, ни ну. Или множество прочих авантюристов, появляющихся на пару кадров ниоткуда и никуда пропадающих без всякого следа в картине. Или - вовсе уж странное для жанра дело: за исключением одного персонажа, все прочие действующие лица - никаким боком не герои, скорее, наоборот, негодяи. Или, как бы сказал д`Артаньян, канальи...
      Но все эти и прочие "несмотря на" все-таки общей картины не портят. Почему? Думаю, потому, что, опять же несмотря на то, что кино вроде бы про французов, чувствуется в нем русский дух, есть в нем те буйство и удаль, та бесшабашность, которых в наших лентах давно уж не ночевало, взять хоть "первокнопочные" блокбастеры, а хоть и, страшно сказать, михалковские. И - тот самый персонаж, который воистину герой, который гибнет за други своя, может, потому что именно истинный-то герой и должен погибнуть, чтобы не раствориться затем в неизбежных продолжениях.
     Слава Богу, продолжения не будет! Захватывающая и, добавлю, вполне связная история рассказана от начала и до конца. Что же это за история?
      Сперва - о том, как поссорились и порезали друг друга придворные короля Людовика XIV, один из которых к тому же соблазнил юную фаворитку старого монарха. Какой уважающий себя самодержец стерпит такое? Никакой. И старый женолюб и политик отсылает драчунов с глаз долой к соседним родственникам (все, напомню, европейские монархи друг другу родня, или на худой конец свояки), Петру и Карлу, снабдив их одинаковыми запечатанными письмами, в коих, как общий пращур Клавдий Датский, согласно Вильяму нашему Шекспиру, советует братьям ентих посланцев, того, укоротить сверху - немного, примерно так на школьную линейку. Разъехавшись от припарижского столбового камня в разные стороны, один из дуэлянтов надолго исчезает из поля нашего зрения, вплоть до Полтавской битвы (а дело, забыл сказать, происходит в 1709 году, аккурат во время многажды воспетых историками и поэтами северных Петровых баталий), другой же добирается, кусая локти, до Польши, которая, как помним была тогда самой что ни на есть Россией, где и начинаются его, кавалера де Брезе, головоломные приключения, отнюдь, разумеется, не схожие с былыми на солнечной поляночке физическими упражнениями дугою выгнув бровь.
     Ясное дело, ни об одном из них я здесь не расскажу, тем более, что каждый сам может о том прочесть из собственноручных записок сказанного де Брезе (искать оные, если не ошибаюсь, лучше всего среди исторических сочинений Пушкина, впрочем, до конца не уверен, может, и в реальности кавалер тоже существовал), которые и легли в основу фильма известного документалиста Олега Ряскова, на поверку, как выяснилось, оказавшегося очень даже способным мастером и в художественном жанре. Я сказал: мастером - и не покривил душой: "Слуга государев" именно мастерское жанровое кино, в котором, по большому счету, все плотно пригнано друг к другу и много что (от "Трех мушкетеров" Дюма и сказок Александра Роу до спагетти-вестернов Серджио Леоне) по делу процитировано, в котором, несмотря на почти радикальное (за одним исключением) усекновение положительных героев и впечатляющей любовной линии, сохраняется тем не менее запутанная интрига, в котором даже волкодавы оказываются талантливыми лицедеями, в котором, наконец, как было сказано выше, чувствуется русский дух и едва ли не полностью отсутствует трюк компьютерного происхождения. Последнее, на мой взгляд, вообще дорогого стоит, а уж в приключенческой да еще ж и батальной картине - тем более.
      Короче говоря, весьма и весьма выгодно отличается один, да ведь и не сказать, чтоб положительный, но все ж таки живой этот слуга от многочисленных полумертвых дозорных хоть в московских трущобах, хоть в голливудских Фермопилах.  По крайней мере, это так выходит на наш вполне себе дилетантский киновзгляд. С другой стороны, больших глубин здесь искать не надо: как-никак Россия показана глазами француза, а Франция, натурально, наоборот. Да и  Брезе - не Кюстин, а так себе, проштрафившийся шалопай.
     Посмотрите - не пожалеете. А я уж жду не дождусь, когда смогу пересмотреть фильм в хорошей копии.
   
    Постскриптум. Увы и ах! Только-только порадуешься авторскому чувству меры, глядь, продолжения уже и следуют. Только что прочел в сети: по примеру Анжелики и ее благоверного мы с Брезе из Пушкина отплываем к индейцам, где, очевидно, слугу государева Гришку в посконной рубахе легко заменит какой-нибудь вовсе бесштанный Виннету, слуга демократов.

 

 

Фильм «СЛУГА ГОСУДАРЕВ»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие