СЛУГА ГОСУДАРЕВ
Режиссер и сценарист Олег Рясков
Оператор Дмитрий Яшонков
Композиторы: Сергей Чекрыжов, Андрей Писклов
Продюсеры: Евгений Коган, Олег Рясков
Актеры: Дмитрий Миллер, Александр Бухаров, Ксения Князева, Дарья Семенова, Владислав
Демченко, Андрей Сухов, Николай Чиндяйкин и др.
Продолжительность 125 мин.
Жанр: приключения/костюмный боевик
Производство: Россия
Год выпуска: 2007
Скажу честно: не ожидал! Не ожидал увидеть такого
хорошего, давно - со времен "Трех мушкетеров" - забытого нашего приключенческого кино. И что удивительнее всего - хорошего, несмотря, как говорится,
на... Последних же совсем немало. Взять хоть царя Петра, до того похожего на предпоследнего
мужа певицы Пугачевой, что того и гляди, возьмет микрофон и немелодично закозлит:
"Воины России, зайки мои!.." Или опять же польская повстанка миледи на пи-джеевом
черном першероне: как упрется в героя под кустом, так ни мужик, ни конь - ни тпру,
ни ну. Или множество прочих авантюристов, появляющихся на пару кадров ниоткуда
и никуда пропадающих без всякого следа в картине. Или - вовсе уж странное для
жанра дело: за исключением одного персонажа, все прочие действующие лица - никаким
боком не герои, скорее, наоборот, негодяи. Или, как бы сказал д`Артаньян, канальи...
Но все эти и прочие "несмотря на" все-таки общей картины не
портят. Почему? Думаю, потому, что, опять же несмотря на то, что кино вроде бы
про французов, чувствуется в нем русский дух, есть в нем те буйство и удаль, та
бесшабашность, которых в наших лентах давно уж не ночевало, взять хоть "первокнопочные"
блокбастеры, а хоть и, страшно сказать, михалковские. И - тот самый персонаж,
который воистину герой, который гибнет за други своя, может, потому что именно
истинный-то герой и должен погибнуть, чтобы не раствориться затем в неизбежных
продолжениях.
Слава Богу, продолжения не будет! Захватывающая и, добавлю, вполне связная
история рассказана от начала и до конца. Что же это за история?
Сперва - о том, как поссорились и порезали друг друга придворные короля Людовика
XIV, один из которых к тому же соблазнил юную фаворитку старого монарха. Какой уважающий
себя самодержец стерпит такое? Никакой. И старый женолюб и политик отсылает драчунов
с глаз долой к соседним родственникам (все, напомню, европейские монархи друг
другу родня, или на худой конец свояки), Петру и Карлу, снабдив их одинаковыми
запечатанными письмами, в коих, как общий пращур Клавдий Датский, согласно Вильяму
нашему Шекспиру, советует братьям ентих посланцев, того, укоротить сверху - немного,
примерно так на школьную линейку. Разъехавшись от припарижского столбового камня
в разные стороны, один из дуэлянтов надолго исчезает из поля нашего зрения, вплоть
до Полтавской битвы (а дело, забыл сказать, происходит в 1709 году, аккурат во
время многажды воспетых историками и поэтами северных Петровых баталий), другой
же добирается, кусая локти, до Польши, которая, как помним была тогда самой что
ни на есть Россией, где и начинаются его, кавалера де Брезе, головоломные приключения,
отнюдь, разумеется, не схожие с былыми на солнечной поляночке физическими упражнениями
дугою выгнув бровь.
Ясное дело, ни об одном из них я здесь не расскажу, тем более, что каждый
сам может о том прочесть из собственноручных записок сказанного де Брезе (искать
оные, если не ошибаюсь, лучше всего среди исторических сочинений Пушкина, впрочем,
до конца не уверен, может, и в реальности кавалер тоже существовал), которые и
легли в основу фильма известного документалиста Олега Ряскова, на поверку, как
выяснилось, оказавшегося очень даже способным мастером и в художественном жанре.
Я сказал: мастером - и не покривил душой: "Слуга государев" именно мастерское
жанровое кино, в котором, по большому счету, все плотно пригнано друг к другу
и много что (от "Трех мушкетеров" Дюма и сказок Александра Роу до спагетти-вестернов
Серджио Леоне) по делу процитировано, в котором, несмотря на почти радикальное
(за одним исключением) усекновение положительных героев и впечатляющей любовной
линии, сохраняется тем не менее запутанная интрига, в котором даже волкодавы оказываются
талантливыми лицедеями, в котором, наконец, как было сказано выше, чувствуется
русский дух и едва ли не полностью отсутствует трюк компьютерного происхождения.
Последнее, на мой взгляд, вообще дорогого стоит, а уж в приключенческой да еще
ж и батальной картине - тем более.
Короче говоря, весьма и весьма выгодно отличается один, да ведь и не сказать,
чтоб положительный, но все ж таки живой этот слуга от многочисленных полумертвых
дозорных хоть в московских трущобах, хоть в голливудских Фермопилах. По крайней мере, это так выходит на наш вполне себе дилетантский киновзгляд.
С другой стороны, больших глубин здесь искать не надо: как-никак Россия показана
глазами француза, а Франция, натурально, наоборот. Да и Брезе - не Кюстин, а так себе, проштрафившийся шалопай.
Посмотрите - не пожалеете. А я уж жду не дождусь, когда смогу пересмотреть
фильм в хорошей копии.
Постскриптум. Увы и ах! Только-только порадуешься авторскому чувству меры, глядь, продолжения
уже и следуют. Только что прочел в сети: по примеру Анжелики и ее благоверного
мы с Брезе из Пушкина отплываем к индейцам, где, очевидно, слугу государева Гришку
в посконной рубахе легко заменит какой-нибудь вовсе бесштанный Виннету, слуга
демократов.
Фильм «СЛУГА ГОСУДАРЕВ»
Год выпуска: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие