ЛИКВИДАЦИЯ

Режиссер Сергей Урсуляк

Сценарист Алексей Поярков

Оператор Михаил Суслов

Продюсеры: Сергей Даниелян, Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз

Актеры: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Владимир Меньшов, Сергей Маковецкий, Константин Лавроненко, Светлана Крючкова, Александр Семчев, Константин Желдин, Юрий Лахин, Ксения Раппопорт, Полина Агуреева, Лика Нифонтова, Диана Малая, Олег Басилашвили, Коля Спиридонов и др.

Продолжительность 14-серийного телефильма около 725 мин.

Жанр: приключения / детектив
 Производство: Россия

Год выпуска: 2007

    Зритель, как известно по крайней мере со времен рязановского "Берегись автомобиля", любит детективы. Даже если они не совсем детективы. И даже если они совсем не детективы, а только охарактеризованы так то ли их авторами, то ли продюсерами, то ли вообще рекламной службой какого-нибудь телеканала, зритель их все равно любит. Порой, умело разрекламированные, они и на свет появляются уже любимыми зрителем, вот как раз именно так, как появился на свет 14-серийный телефильм "Ликвидация" про то, как в сорок шестом году в Одессу, как подгадав, в час пик разгулявшейся блататы, приезжает отправленный Верховным в почетную ссылку маршал Жуков, чтобы возглавить Одесский военный округ (ну таки в Красной Армии больше ж оно просто некому!) и заодно ликвидировать недобитую военную и мирную преступность, чтоб, как говорил нелюбимый советской властью писатель Платонов, ее тут больше не лежало.

    Методы у армейских известно какие, а коли вспомнить что их, бравых нештатских под локоток, аки страстная любовница, сопровождала какая-нибудь там ГРУня или На-Кась-Выкуси-Дядя, то и посбивали маршал с любимой армией и нелюбимой На-Кась-Выкуси... едва ли не весь цвет родной акации. Можно, правда, не без оснований предположить, что перестреляли они лишь мелкую сошку теневой экономики, профессорат же во главе с бессмертным Мориарти, пешком по Молдаванке не гулявший, остался при всех своих, но для привыкших к нахрапу армейских, а заодно и их ГРУнек, это, как говорил мой киргизский дедушка, царствие ему небесное, бира-бар (читай - по фигу).

    Естественно, "Ликвидация" гораздо больше рассказывает не про саму эту ликвидацию уголовного элемента в славном городе-герое Одессе-маме, и даже не про ливидаторов, будь они безвестными ГРУньками или даже знаменитым опальным маршалом Жуковым, а про людей, в нашей стране не столь заметных, хотя на какой-нибудь Дерибасовской очень даже знаменитых. В свое время. Ибо сказано же справедливо и не нами: гибель миллионов - статистика, а смерть героя - трагедия.

    Упаси Бог, не подумай, читатель, что я заживо хороню Глеба Егорыча, то есть, миль пардон, Давида Марковича, или, напротив, сокрушаюсь о безвременной гибели матерого бандита и фашистского резидента с лошадиной кличкой Академик, никак нет, товарищ маршал, просто к слову пришлось. Да.

    Ну не было, не было и, конечно же, быть не могло в этом подражании "Месту встречи..." старого еврея (хотя не старых и вообще евреев вроде бы пруд пруди, вот, например, лица, скрывающиеся под масками Пореченкова, или Маковецкого (одно имя его персонажа чего стоит - Фима Полужид!), или - само собой - Басилашвили, натурально, не говоря уж о тете Песе Светлане Крючковой и самом опять же Глеб Егорыче, ой, снова миль пардон, Давид Марковиче Машкове, который на самом деле у нас, выходит, Хоцман), так вот, не было среди всего этого изобилия характерных персонажей старого мудрого еврея Гердта, который сказал бы те золотые слова об эре милосердия, которые, собственно, и приподнимают детективный жанр на котурны, и делают некий текст классическим. С другой стороны, можно сказать, что ведь и слов таких в этом сценарии не было. И, пожалуй, быть не могло - другое время на дворе.

    Это я к тому, что нового "Места встречи..." мы не дождемся не пока не появятся новые братья Вайнеры, а и сами новые братья Вайнеры появятся на нашем горизонте тогда, когда им будет зачем появиться.

    Такая вот картина маслом, как сказал был Давид Маркович Хоцман.

    Давайте же как раз о живописи. Она, как известно по крайней мере со времен гайдаевской "Операции "Ы"...", бывает хорошая и про русалок: "Налетай, торопись, покупай живопись!" Вот "Ликвидация", по-моему, и представляет собой что-то как раз в этом роде: вечерний пруд и дальняя лужайка хорошо нарисованы, а сама героиня - того, маслом! 

    Упаси Бог, я не трогаю святого - Глеб Егороча, то есть, опять большой пардон, Давид Марковича - Машков никогда ничего не портил, даже если, как в "Ликвидации", обезьянничал (ну, хорошо, хорошо - цитировал) самого Сергей Федорыча Бондарчука: "А ты знаешь, хто я такой? - "Хто?" - "Я - твой папка!.."

    Так вот, я не трогаю грязными руками святого, но, если перелистнуть титульный лист с усталым, зачем-то уже на старте наблюдающимся у доктора на предмет адреналовых кризов (больше-то про здоровье главного героя во всех 14 сериях ни полслова, и курит он, как лошадь, и, надыть, попивает не меньше, и, главное, всю дорогу сильно волнуется, а гипертонику все это - низ-з-зя-я!!), но тем не менее похожим на настоящего начальником по отлову одесских бандитов, если, говорю, перелистнуть,то сразу же и обнаружатся не только бесконечные и, скажем, наконец, правду, бесконечно надоевшие цитаты, но и просто нестыковки - исторические, драматургические, просто художественные.

    Примеры? Да сколько угодно! Вот, скажем, фигура Академика. Во-первых, достаточно рано всем, а не только сценаристам, становится понятно, кто есть who, хотя бы только потому, что больше некому. Во-вторых, кого он, собственно говоря, изображает, милейший Михаил Пореченков: главного одесского бандита или рафинированного мюнхенского интеллигента с неудачной для представителей класса внешностью и потому выучившегося на разведчика? Ну, даже пусть так, пусть Михаил Пореченков изображает настоящего вражеского резидента - такого, каким он должен быть, ну подумайте сами, разве такого врага взял бы так просто голыми руками страдающий тяжелой формой гипертонии обыкновенный, пусть в местном масштабе и легендарный провинциальный мент? Это все равно, как если бы молодой здоровый офицер военной разведки Шарапов вышел бы на кулачки против сильно пьющего морфиниста Жеглова. Кто победил бы, как вы думаете?

    Или - еще интереснее - маршал Георгий Константинович Жуков. Крутой был мужик во всех смыслах. Ну да, сломал его Сталин, так Сталин всех сломал, даже Рузвельта с Черчиллем, не гляди, что далеко от Москвы жили. Но до того, как Сталин его сломал... Впрочем, может Владимир Меньшов как раз и играет такого, враз сломанного генералиссимусом маршала, надежд больше не питающего, впавшего в истерику и, тяпнувши наркомовские сто грамм, из-под полы показывающего батьке-пахану... э-э... нож? Если так, тогда пардон. Только, скорее всего, не так, потому что именно истеричный, как Муссолини, маршал Жуков, по сюжету, и спасает притянутого ГРУнькой к противоестественной любви навсегда Хоцмана, причем не один раз.

    А взять блатной мир... Ага, как же, возьмешь его!.. А ведь и впрямь не за что уцепиться. Как будто и нет в "Ликвидации" того, что истеричный маршал ликвидирует. Ни одного блатаря - все хорошие соседи, пусть даже и не все евреи, а есть еще греки и хохлы. Ни тебе Маньки Облигации, ни Промокашки, ни Фокса, ни тем паче Горбатого. Потому что в Одессе, где проходила операция под кодовым названием "Ликвидация", воров, по-видимому, не было, а были только разнообразной помятости и усатости работники УГРО и наши замечательные соседи, нарушающие закон лишь в плане чего толкнуть на лимане подороже или купить подешевле на привозе да домашними разборками после 23 часов вечера. Если, конечно, не считать, фашистских недобитков. Таких, как гитлеровский резидент Академик, продолжающий, надо полагать, уже личную месть одесским органам, и таких, как неуловимый Вильгельм Телль, он же одесский Потрошитель в исполнении Константина Лавроненко, до боли похожего на самого себя в "Изгнании"... А что забавно: после "Изгнания" тут тебе вот она и "Ликвидация" подоспела.  

    Вот прошу вас, читатель, сравните: оч-чень плохой Фокс (А. Белявский) из "Места встречи..." и как его бишь, запамятовал, ну тот тоже оч-чень плохой стрелок-потрошитель и в одном флаконе р-романтический герой-любовник (К. Лавроненко) из "Ликвидации", сравните не в том смысле даже, кто лучше играет, а именно как художественные создания, ибо ведь они напрашиваются на сравнение, как напрашиваются на сравнение Жеглов и Гоцман. Только в последнем случае гораздо менее упругий, гораздо менее тщательно (с психологической точки зрения) выписанный Гоцман берет за живое одесским колоритом и неукротимым машковским темпераментом, а в случае с бандитами первый - король, а второй, да простит меня нынешний каннский лауреат (тут его вина, скорей всего, наименьшая) - тень.

    О соседях же давайте умолчим, ибо все они честно очень старались быть похожими на тетю Песю и дядю Изю. У одних это получилось лучше, у других хуже, ну так, наверно, в большой Одессе и тети Песи с дядями Изями разные бывают. Как те картины маслом. Не вся же Одесса, надо думать, один сплошной Исаак Эммануилович Бабель - Катаевы тоже оттуда.

    Что же касается Исаака Эммануиловича Бабеля... Почему-то считается, что в ранних своих песнях бард Розенбаум очень похоже его проиллюстрировал. Лично мне так никогда не казалось: блатата как блатата этот ваш ранний Розенбаум - кто только так не спевал. Теперь вот режиссеру Урсуляку (он сам об этом говорил, и не раз) показалось, что он в "Ликвидации" тоже недурно проиллюстрировал Бабеля. А лично мне показалось, что он проиллюстрировал не Бабеля, а братьев Вайнеров, которые и сами эту, выражаясь словами Розенбаума, уголовку рисовали достаточно натурально. Зачем было рисовать то же самое, только хуже - хотя бы потому что во второй раз?

    Это я не оттого, что "Ликвидация" мне не понравилась. Напротив, она мне очень даже понравилась. На один просмотр. На безрыбье. На фоне задолбавшего всю страну телевизионного "мыла" или не менее мыльных похождений героев домовыращенных блокбастеров, типа волосатых Волкодавов или, наоборот, бритых Параграфов.

    Ликвидация мне понравилась как сказ (он, по-видимому, и является не только стилем, но и истинным жанром, в котором сделан фильм). То есть одесским колоритом, а лучше сказать - говором, а еще блистательной игрой Владимира Машкова и особенно Сергея Маковецкого, слишком, на мой взгляд, скоро покинувшего проект (не уверен, что не успевший сыграть в этом, последнем своем сериале, Краско был бы здесь столь же органичен, сколь органичен киевлянин Маковецкий), а также некрасивой, но очень живой певичкой Тоней (Полина Агуреева). (Кстати сказать, саундтрек к сериалу вообще весьма недурен, песни в исполнении советских королей и королев эстрады подобраны очень грамотно.) А пожалуй что "Ликвидация" понравилась мне даже и иными цитатами, которых, вообще-то говоря, здесь слишком много. Между нами, я даже думаю, что "Ликвидация" - в чистом виде центон, но, конечно, уловить все отсылки с одного просмотра невозможно, а вот смотреть это 12-часовое полотно маслом во второй раз как-то, увы, не хочется. Даже ради того, чтоб поразить читателя рецензентской насмотренностью и прозорливостью.
     Ну а на один раз - рекомендую. Безусловно.

Фильм «ЛИКВИДАЦИЯ»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие