ИЗГНАНИЕ
Режиссер Андрей Звягинцев
Сценаристы: Олег Негин, Андрей Звягинцев, Артем Мелкумян
Оператор Михаил Кричман
Композиторы: Андрей Дергачев, Арво Пярт
Продюсер Дмитрий Лесневский
Актеры: Константин Лавроненко, Мария Бонневи, Александр Балуев, Дмитрий Ульянов
и др.
Продолжительность 150 мин.
Жанр: драма
Производство: Россия
Год выпуска: 2007
Возвращение большого художника состоялось. Состоялось ли второе пришествие
- вопрос. Впрочем, отчего же нет? Конечно, состоялось и второе пришествие, другое
дело, что с "Возвращением" "Изгнание" конкурировать по большому счету не может. Почему - скажу ниже, а
пока надо немного рассказать о самом "Изгнании".
Фильм снят по мотивам (надо сказать, весьма отдаленным) повести американского
писателя армянского происхождения Уильяма Сарояна. Сама эта давняя, середины пятидесятых
годов, повесть - не лучшая вещь у Сарояна, что в данном случае, однако, не принципиально,
потому что в фильме от нее почти ничего не осталось. (Кто-то в сети, обсуждая
второй фильм Звягинцева, уже высказался в том смысле, что здесь режиссер решительным
образом отрекается от всего того, что воспевал в первой работе, в том числе и
от учителей своих, в частности от Тарковского. Это надуманное заявление, поскольку, отрекшись от узнаваемых
реалий быта, Звягинцев по крайней мере остался верен принципу тотального переосмысления
литературного источника, от которого отталкивался и Тарковский в своей работе.)
"Изгнание" в каком-то смысле рассказывает предысторию героя "Возвращения",
точнее историю такого же жесткого, крутого мужчины, который, когда судьба заставляет
его сбросить всё наносное, оказывается и мал, и слаб, и уязвим, и вполне обыкновенен,
что значит - способен любить. Именно эта способность любить и губит героев "Возвращения"
и "Изгнания", сначала, правда, позволяя им искупить свои грехи в наших глазах.
Так вот, герой "Изгнания" - муж и отец маленьких сына и дочери - привозит семью
куда-то в провинцию: то ли на дачу, то ли в старый родительский дом, где теперь
никто не живет, и в тот же вечер неожиданно узнает от своей жены, что она ему
изменила, мало того, беременна от любовника.
Всё дальнейшее содержание картины - душевные мучения человека, который вовсе
к ним не привык, человека, по-видимому, так или иначе связанного с криминалом,
поскольку его родной брат - главный помощник и советчик героя во всех делах -
несомненно, представитель криминального мира. Итогом этих душевных терзаний, собственно,
и становится многомерное Изгнание. Изгнание плода, иначе - криминальный аборт,
который делает героине врач, обслуживающий бандитов; изгнание персонажей из жизни,
ибо аборт убивает жену героя, а вызванное ее смертью раскаяние не только перерождает
героя, но и отнимает жизнь у его брата; самоизгнание героя из жизни и, наконец,
надо полагать, символическое изгнание из рая, ибо что есть рай, как не любовь,
а что есть любовь, как не жизнь. Всё, однако, хрупко и конечно, - о том и фильм.
Как видно уже из этого короткого пересказа, в котором я не стал отвлекаться
на такие высокохудожественные, но несколько, может быть, несвоевременные в этой
картине вещи, как, например, детский взгляд на Божий мир, христианская любовь
к соседям, воспоминания о прошедшей юности, коим отдано немало авторской любви
и экранного времени, "Изгнание" - картина о вечном, но, к сожалению, скоропреходящем:
о жизни человеческой и о семейной жизни, об их радостях и печалях, наконец, об
их смысле.
Да, человек живет по-разному, но в чем-то самом существенном всегда одинаково.
Где бы ни жил и как бы ни жил. Вероятно, постижение этого обстоятельства толкнуло
Андрея Звягинцева из области чистого символизма ("Возвращение") в пространство
едва ли не чистой абстракции, в попытку рассказать о мире - вообще, о человеке
как таковом, о несчастливой семье - в принципе (ибо от Льва Толстого мы знаем,
что о счастливых семьях рассказывать нечего). Вне времени, национальности, культурных
реалий. В фильме есть люди, дома, деревья и церковь, дни и ночи, обиды и смерть,
есть также автомобили и телефоны, но где и с кем происходят показываемые нам события
- Бог весть. Они происходят просто в подлунном мире. Просто с мужчиной. Просто
с женщиной. Просто в старом загородном доме.
В результате получилось просто кино. Снятое мастерски, сыгранное отменно
(особенно, на мой взгляд, не Лавроненко, получившим за роль приз в Канне, а Балуевым),
сделанное талантливо и на совесть во всех смыслах, но, увы, не вызывающее тютчевской
благодати сочувствия. "Изгнание" задает, конечно, свои загадки, но вряд ли кто-то
станет пересматривать картину, чтобы их разрешить - слишком уж она длинна, слишком
ни о ком конкретно, слишком вообще о человеке. А человека вообще полюбить трудно
- хоть беленького, хоть черненького. Как, равно, и человечество. Для того надо
быть Христом или, на худой конец, Достоевским...
Просто кино о человеке вообще. Не о нашем человеке, измученном и изверившемся
во всех и всяческих ценностях, неустанно провозглашаемых непреходящими никак лжецами
всех мастей, не о нашем многострадальном мире, откуда были герои "Возвращения"
со всем их трагическим символизмом, но - о человеке вообще, о доме вообще, о детях
вообще, о супружеской измене вообще, потому что мужчина - вообще жесток, а женщина
вообще - хочет ласки и, кроме того, свободы, о молчании вообще, о жестокости вообще,
даже о той жестокости, что вроде бы во спасение, о раскаянии вообще, о невозвратности
счастья, которого вообще-то и не было (в особенности, если вспомнить эпилог картины,
как бы эдак по-лермонтовски случайно перепутанный с прологом, где речь у немногословных
героев наконец прорывается, но делается оттого чуть не вовсе бессвязной).
В одном остался Звягинцев верен себе. Его кино исповедует принцип ожившей
живописи, но если в "Возвращении" оживали полотна раннего Возрождения, то здесь,
в "Изгнании", мы наблюдаем, как начинают двигаться темные европейские пейзажи
двухсотлетней давности. Тоже ведь, в сущности, не какие-то конкретные пейзажи,
а пейзажи - вообще, тогда как в "Возвращении" был конкретный мертвый Христос конкретного
Мантеньи...
Как зритель, я недоволен этим фильмом. Как зритель с очень большим стажем,
не могу не понимать, что и он - шедевр, только не того искусства, какое сам я
исповедую. Как пожилой зритель, понимаю, что молодой режиссер не утратил творческих
сил, а просто совершил ошибку переходного возраста. Какую именно? Приведу цитату,
найденную мной на 77 странице книги воспоминаний великого польского кинематографиста
Анджея Вайды "Кино и всё остальное" (М.: Вагриус, 2005), которой завершу эту рецензию. Курсив - мой, им и обозначена
причина неудачи второй картины Андрея Звягинцева, как я ее понимаю:
"Все фильмы, сделанные режиссерами других национальностей в чужих для них
странах, как правило не удаются, поскольку чувства имеют свою национальность, они не космополитичны" (Тоскан дю Плантье, многолетний директор студии "Гомон"). Фильм «ИЗГНАНИЕ»
Год выпуска: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие