1612

Режиссер Владимир Хотиненко

Сценарист Ариф Алиев

Продюсеры: Никита Михалков, Леонид Верещагин, Виктор Вексельберг

Оператор Илья Демин

Актеры: Петр Кислов, Михаил Пореченков, Андрей Федорцов, Александр Балуев, Валерий Золотухин, Марат Башаров, Виолетта Давыдовская и др.

Продолжительность 140 мин.

Жанр: костюмный боевик
 Производство: Россия

Год выпуска: 2007

    Глянцевая макулатура. Это - оценка, читатель. Я решил отныне там, где это напрашивается, начинать с оценки, дабы дальнейшее вы уже могли не читать.
     Итак, глянец, он же - макулатура. Начнем сначала. Кино, как обычно у Хотиненко, до невозможности затянутое, особенно экспозиция, занимающая примерно минут сорок. При этом до первой большой драки с членовредительством понять, о чем вообще идет речь, без помощи титров затруднительно, и авторы вынуждены перемежать картинки рукописными историческими справками - даешь взад великого немого! Определить жанр картины поначалу не менее затруднительно: перед нами, как в калейдоскопе, мелькают то бурлаки на Волге, сбежавшие явно с репинской картины (эдакий до невозможности избитый прием ожившей живописи в духе не сказать чтоб Тарковского - скорей быстро наскучивающей наумовской "Легенды о Тиле" - кстати, так всё и до финала время от времени будет продолжаться: или какая-нибудь хрестоматийная картинка из учебника родной речи оживет, или, наоборот, персонажи фильма застынут, как в детской игре "Замри"), а то голые купальщицы в изобилии (и тоже в стиле не то пластовских, а не то вознесенских бань: "Бани, бани, двери хлоп, бабы прыгают в сугроб" - разве что мясистые натурщицы прыгают не в сугроб, а в летнюю речку), за которыми подглядывает шустрый пострел - будущий главный герой Смутного времени, по Хотиненко, а то и вообще белая кобыла, но не с вороной челкой, а с витым рогом на лбу - единорог, стало быть, отвечающий на призыв лесного деда в белой бороде - значитца, надыть, волхва, блин...
     Затем объявляются вроде как герои и начинается избиение младенцев и прочая резня - единственное, о чем внятно рассказывает этот фильм. (Замечу в скобках, что, при всем разнообразии предлагаемых способов отымания у людей их единственной жизни, ни одного своего собственного господин Хотиненко не придумал: то языки режут, что в "Андрее Рублеве" Тарковского делали круче, а то, затаившись на полдня под водой, вдруг прям оттудова из арбалета стреляют,  прямо-таки в точности как в популярном на излете совка романе "Русь изначальная" некоего В. Иванова, хотя нет, там, кажется, арбалета-то и не было, а под водой прятались с луком-стрелами. Н-да, ну, в общем, все в 1612 году только и делали, что разнообразнейшими способами убивали всех. А натурально - русский же бунт, читай - бессмысленный и беспощадный. Да и вообще смутное время.
     Бояре же в это самое время сидели в приказе и думали, почти то же и почти так же, как нонешней денечек наши любимые депутаты в Думе (и за эту сцену режиссеру Хотиненко, как говорится, отдельное спасибо), примерно вот таким образом: "- А што, мужики, может, Степку на царство посадим? - Не-а, больно до баб лют! - А тады, может, какого Рюриковича найдем? - Рюриковича-то бы хорошо, да иде ж его взять? - А вот наш-то, испанец-то - чем не Рюрикович? - Да не, какой он Рюрикович, он Борискин холоп бегла-ай! - А то холопа посадим, возникать не будет? - Да не-е, какие за ним, за холопом бабки-то? - И то правда, да ты не парься, Димыч, пошукаем - найдем, а то по сусекам поскребем, сусеки-то у нас вона какие, не Лондон, чай..."
     Сюжет в двух словах (а больше и говорить не о чем): Андрейка, холоп павшего на посту Годунова, который Борис, ну, царь, короче, тот самый Андрейка, что час назад... ты смотри, уже целый час прошел, надо же... за голыми бабами в детстве обожал подглядывать, вырос и попал на галеры, откуда несколько раз пытался сбежать - не чтобы спасти живот, а чтобы выручить свою бывшую хозяйку - дочь Годунова, Ксению, в которую он влюбился, пока подглядывал, как она купалась, и которую теперь полонили поляки (пардон за тавтологию!) и вот везут в Москву, чтобы выдать замуж за очередного самозванца-католика, претендующего на православный трон.
     За всем этим безобразием наблюдают, с одной стороны, разговорчивый гражданин Минин и немногословный князь Пожарский, с другой - белобородый волхв Золотухин-старшой и его рогатая кобыла, причем все они - кто речами, кто очами - непременно высказывают сочувствие несчастным москвичам (последние, однако, на экране не показаны), потому как у них в Кремле засела нечистая сила. С двадцать третьего захода многажды ловимый и на наших глазах поротый Андрейка освобождается от кандалов и поступает на службу к испанскому кабальеро - на вид натуральному солнцевскому бандюгану, каких показывают в телевизионных документальных детективах по НТВ. Там, у испанца, он скорешается с другим таким же, как сам, Андрейкой, после чего их общий хозяин скорехонько и погибает, дабы освободить дружкам свободу маневра.
     Переодевшись испанцем, годуновский холоп и вуайёр по призванию, неожиданно для себя самого и любого еще достаточно трезвого зрителя, обнаруживает глубокие познания в артиллерийской науке и разной прочей баллистике, мало того, изготовляет кожаную пушку, из которой ему удается подзорвать польский пороховой склад, чем навек и покоряет сердца князя Пожарского, гражданина Минина, волхва Золотухина, а также евонной симпатичной, ты не гляди, что рогатой, кобылы. А вот Ксюша, кокошник из плюша, ни в какую не хочет холопских объятий. А и то: какой бы ни был ты нонче артиллерист, вчерась-то - смерд, да к тому же двадцать три раза поротый!..
     Ну и натурально, взяв другого слугу павшего испанца в заместители, холоп Андрейка по всем правилам фортификации и других военных наук организует в осажденном городе - "вот в каком, забыл" - правильный, как телевизионное пиво "Бочкарев", отпор злобным полячишкам. И - финал-апофеоз, не хуже, чем в праздничных концертах к столетию со дня рождения Ильича: взявшись за оставшиеся после драки руки-ноги, а кто и за единорожьи копыта, давя лаптями лжедмитриевы черепа, танцуют все - в полном соответствии с тем, что завещал народу известный вор Милославский. А кто не танцует - тот враг народа. Судьба последнего на экране не прослежена, но мы-то знаем, каково у нас не танцующему в общем хороводе.
     Вывод: если вам по сердцу и такая разнож...анровица, и подобная нелепица, если вам смешно, когда маляр убогий... - лишь бы мозги понатуральней из пробитой башки вылетели и об стенку эдак хр-р-рясь! - тогда это кино для вас. Но если присутствие на экране былинных голых теток с шайками наперевес исключает для вас возможность увидеть рядом с ними рапидом наплывающего прямиком из кельтского фольклора грациозного, изящного белого животного (отчего не сказать просто лошадь? Оттого, Александр Сергеевич, что у ней на лбу рог, а где вы видели рогатых лошадей, а? То-то!), - тогда не тратьте времени и денег, друзья мои.
     А разговоров-то было: то да сё, да Смутное время, да национальные герои, да оживающая на глазах большая история... И ну просто-таки очень крупный режиссер. И еще ж куда более крупный продюсер, известный пламенной страстью к сочинениям с выдумкой а-ля рюсс. Посреди этого бомонда отсутствует разве только актер Алексей Петренко, тщательно пережевывающий граненый стакан... Впрочем, в 1612 году граненых стаканов еще не было - ну так отчего бы глиняную чашку не стрескать могутному Добрыне?..
     Посмотришь, знаете ли, такое вот кино и невольно задумаешься: стоит ли тратить немалые средства, собирать тучу способных на лучшее актеров и прочая и прочая, чтобы сбацать очередную побрехушку уровня - нет, что вы, что вы, какой там "Слуга государев" - это было б замечательно, кабы "Слуга"! -нет, уровня "Волкодава"? Или мы их за последнее время мало перевидали, волкодавов-то?

Фильм «1612»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие