1612
Режиссер Владимир Хотиненко
Сценарист Ариф Алиев
Продюсеры: Никита Михалков, Леонид Верещагин, Виктор Вексельберг
Оператор Илья Демин
Актеры: Петр Кислов, Михаил Пореченков, Андрей Федорцов, Александр Балуев, Валерий
Золотухин, Марат Башаров, Виолетта Давыдовская и др.
Продолжительность 140 мин.
Жанр: костюмный боевик
Производство: Россия
Год выпуска: 2007
Глянцевая макулатура. Это - оценка, читатель. Я решил отныне там, где это
напрашивается, начинать с оценки, дабы дальнейшее вы уже могли не читать.
Итак, глянец, он же - макулатура. Начнем сначала. Кино, как обычно у Хотиненко,
до невозможности затянутое, особенно экспозиция, занимающая примерно минут сорок.
При этом до первой большой драки с членовредительством понять, о чем вообще идет
речь, без помощи титров затруднительно, и авторы вынуждены перемежать картинки
рукописными историческими справками - даешь взад великого немого! Определить жанр
картины поначалу не менее затруднительно: перед нами, как в калейдоскопе, мелькают
то бурлаки на Волге, сбежавшие явно с репинской картины (эдакий до невозможности
избитый прием ожившей живописи в духе не сказать чтоб Тарковского - скорей быстро наскучивающей наумовской "Легенды о Тиле" - кстати, так всё
и до финала время от времени будет продолжаться: или какая-нибудь хрестоматийная
картинка из учебника родной речи оживет, или, наоборот, персонажи фильма застынут,
как в детской игре "Замри"), а то голые купальщицы в изобилии (и тоже в стиле
не то пластовских, а не то вознесенских бань: "Бани, бани, двери хлоп, бабы прыгают
в сугроб" - разве что мясистые натурщицы прыгают не в сугроб, а в летнюю речку),
за которыми подглядывает шустрый пострел - будущий главный герой Смутного времени,
по Хотиненко, а то и вообще белая кобыла, но не с вороной челкой, а с витым рогом
на лбу - единорог, стало быть, отвечающий на призыв лесного деда в белой бороде
- значитца, надыть, волхва, блин...
Затем объявляются вроде как герои и начинается избиение младенцев и прочая
резня - единственное, о чем внятно рассказывает этот фильм. (Замечу в скобках,
что, при всем разнообразии предлагаемых способов отымания у людей их единственной
жизни, ни одного своего собственного господин Хотиненко не придумал: то языки
режут, что в "Андрее Рублеве" Тарковского делали круче, а то, затаившись на полдня под водой, вдруг прям
оттудова из арбалета стреляют, прямо-таки в точности как в популярном на излете совка романе "Русь изначальная"
некоего В. Иванова, хотя нет, там, кажется, арбалета-то и не было, а под водой
прятались с луком-стрелами. Н-да, ну, в общем, все в 1612 году только и делали,
что разнообразнейшими способами убивали всех. А натурально - русский же бунт,
читай - бессмысленный и беспощадный. Да и вообще смутное время.
Бояре же в это самое время сидели в приказе и думали, почти то же и почти
так же, как нонешней денечек наши любимые депутаты в Думе (и за эту сцену режиссеру
Хотиненко, как говорится, отдельное спасибо), примерно вот таким образом: "- А
што, мужики, может, Степку на царство посадим? - Не-а, больно до баб лют! - А
тады, может, какого Рюриковича найдем? - Рюриковича-то бы хорошо, да иде ж его
взять? - А вот наш-то, испанец-то - чем не Рюрикович? - Да не, какой он Рюрикович,
он Борискин холоп бегла-ай! - А то холопа посадим, возникать не будет? - Да не-е,
какие за ним, за холопом бабки-то? - И то правда, да ты не парься, Димыч, пошукаем
- найдем, а то по сусекам поскребем, сусеки-то у нас вона какие, не Лондон, чай..."
Сюжет в двух словах (а больше и говорить не о чем): Андрейка, холоп павшего
на посту Годунова, который Борис, ну, царь, короче, тот самый Андрейка, что час
назад... ты смотри, уже целый час прошел, надо же... за голыми бабами в детстве
обожал подглядывать, вырос и попал на галеры, откуда несколько раз пытался сбежать
- не чтобы спасти живот, а чтобы выручить свою бывшую хозяйку - дочь Годунова,
Ксению, в которую он влюбился, пока подглядывал, как она купалась, и которую теперь
полонили поляки (пардон за тавтологию!) и вот везут в Москву, чтобы выдать замуж
за очередного самозванца-католика, претендующего на православный трон.
За всем этим безобразием наблюдают, с одной стороны, разговорчивый гражданин
Минин и немногословный князь Пожарский, с другой - белобородый волхв Золотухин-старшой
и его рогатая кобыла, причем все они - кто речами, кто очами - непременно высказывают
сочувствие несчастным москвичам (последние, однако, на экране не показаны), потому
как у них в Кремле засела нечистая сила. С двадцать третьего захода многажды ловимый
и на наших глазах поротый Андрейка освобождается от кандалов и поступает на службу
к испанскому кабальеро - на вид натуральному солнцевскому бандюгану, каких показывают
в телевизионных документальных детективах по НТВ. Там, у испанца, он скорешается
с другим таким же, как сам, Андрейкой, после чего их общий хозяин скорехонько
и погибает, дабы освободить дружкам свободу маневра.
Переодевшись испанцем, годуновский холоп и вуайёр по призванию, неожиданно
для себя самого и любого еще достаточно трезвого зрителя, обнаруживает глубокие
познания в артиллерийской науке и разной прочей баллистике, мало того, изготовляет
кожаную пушку, из которой ему удается подзорвать польский пороховой склад, чем
навек и покоряет сердца князя Пожарского, гражданина Минина, волхва Золотухина,
а также евонной симпатичной, ты не гляди, что рогатой, кобылы. А вот Ксюша, кокошник
из плюша, ни в какую не хочет холопских объятий. А и то: какой бы ни был ты нонче
артиллерист, вчерась-то - смерд, да к тому же двадцать три раза поротый!..
Ну и натурально, взяв другого слугу павшего испанца в заместители, холоп
Андрейка по всем правилам фортификации и других военных наук организует в осажденном
городе - "вот в каком, забыл" - правильный, как телевизионное пиво "Бочкарев",
отпор злобным полячишкам. И - финал-апофеоз, не хуже, чем в праздничных концертах
к столетию со дня рождения Ильича: взявшись за оставшиеся после драки руки-ноги,
а кто и за единорожьи копыта, давя лаптями лжедмитриевы черепа, танцуют все -
в полном соответствии с тем, что завещал народу известный вор Милославский. А
кто не танцует - тот враг народа. Судьба последнего на экране не прослежена, но
мы-то знаем, каково у нас не танцующему в общем хороводе.
Вывод: если вам по сердцу и такая разнож...анровица, и подобная нелепица,
если вам смешно, когда маляр убогий... - лишь бы мозги понатуральней из пробитой башки
вылетели и об стенку эдак хр-р-рясь! - тогда это кино для вас. Но если присутствие
на экране былинных голых теток с шайками наперевес исключает для вас возможность
увидеть рядом с ними рапидом наплывающего прямиком из кельтского фольклора грациозного,
изящного белого животного (отчего не сказать просто лошадь? Оттого, Александр
Сергеевич, что у ней на лбу рог, а где вы видели рогатых лошадей, а? То-то!),
- тогда не тратьте времени и денег, друзья мои.
А разговоров-то было: то да сё, да Смутное время, да национальные герои,
да оживающая на глазах большая история... И ну просто-таки очень крупный режиссер.
И еще ж куда более крупный продюсер, известный пламенной страстью к сочинениям
с
выдумкой а-ля рюсс. Посреди этого бомонда отсутствует разве только актер Алексей
Петренко, тщательно пережевывающий граненый стакан... Впрочем, в 1612 году граненых
стаканов еще не было - ну так отчего бы глиняную чашку не стрескать могутному
Добрыне?..
Посмотришь, знаете ли, такое вот кино и невольно задумаешься: стоит ли тратить
немалые средства, собирать тучу способных на лучшее актеров и прочая и прочая,
чтобы сбацать очередную побрехушку уровня - нет, что вы, что вы, какой там "Слуга государев" - это было б замечательно, кабы "Слуга"! -нет, уровня "Волкодава"? Или мы их за последнее время мало перевидали, волкодавов-то? Фильм «1612»
Год выпуска: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие