ЮЛЕНЬКА

Режиссер Александр Стриженов
Сценаристы: Андрей Курейчик, Валентин Спиридонов, Александр Стриженов
Оператор Артур Гимпель
Композитор Аркадий Укупник
Продюсеры: Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский, Андрей Новиков
Актеры: Марат Башаров, Дарья Балабанова, Оксана Лаврентьева, Ирина Купченко, Анна Казючиц, Александра Дыхне, Мария Дунаевская и др.
Продолжительность 90 мин.
Жанр: триллер
Производство: Россия


Год выпуска: 2009

    "А ну-ка девушки, а ну..." Старая песня, короче, а как молода. Взять, например, "Юленьку", триллерок Александра Стриженова про юных работниц ножа и топора, про наше замечательное будущее, про то, как дело Голливуда, возобладавшее таки над делом Ленина (которое пусть себе продолжает выдохшийся на "Мастере..." пламенный коммунист Бортко, ныне, накрутивши на указующий перст последние остатки сивого оселедца, бессмысленно и беспощадно строчащий письмо за письмом турецкому султану) живет и побеждает.
    Возьмем, стало быть, "Юленьку". Так вот...
    Приезжает с чужой женой и ее дочерью-пятиклассницей некий рафинированный филолог в российскую глубинку и устраивается учителем словесности в местную женскую гимназию. Ну, всякое бывает, хоть вы и не верите, и правильно делаете, но представим, тем не менее, что от услуг персонажа Марата Башарова вследствие его неуемного темперамента отказались все крупные города страны.    
    И куда деваться филологу?
    Именно - в глубинку, в милый, хоть и  несколько мрачноватый пейзаж с соснами, белочками, желтеющими кленами, синеглазыми школьницами и их декадентствующими  родительницами, а также трупом предыдущего ловца захолустных викторий, плавающего теперь мордой вниз в ожидании свободного часа у местного прозектора. Лепота, в общем, и сплошное очарование очес. 
    Натурально, новоиспеченный учитель тут же и очаровался. Конечно, не синеглазыми пятиклассницами - мы ж не до такой степени эксгибиционисты, хоть и рассекаем в одних голубеньких трусиках в семейный цветочек на глазах у падчерицы, и, ясен пень, не преславной, как статуя Командора, директрисой (Ирина Купченко), время от времени любящей, однако ж, и пошутить над подчиненными, а вот именно что декадентствующими родительницами очаровался наш филолог, особенно одной - изломанной, как постмодернистская гитара от какой-нибудь Кремоны, блондинкой, матерью той самой синеглазой Юленьки. Ну и пошла у них потеха. Не с Юленькой, говорю, а с ее родительницей. И как не пойти потехе, коли дома такая же декадентка, а у декаденток, как, впрочем, и у всех остальных жен, ощущающих себя законными, невзирая и на отсутствие надлежащего штампа в паспорте, у них ведь как - то она устала, то у ней голова болит, то отстань, не видишь я работаю, а то и вообще истерики в ожидании неизбежной скорой менопаузы... Ну, дальше, я думаю, читатель, вы помните: воскресная прогулка в зоопарк, привлекательный самец гориллы и т.п.

    Вот ничего подобного в этом фильме Стриженова нет, потому как "Юленька" - она не комедия, а почти что эротический триллер, ибо, видите ли, неутомимый филолог, любящий получать удовольствие лежа на спине (и это даже гуманно - с башаровским-то полным метражом в сравнении с малогабаритными декадентками!) именно таким образом и кочует от постели домашней брюнетки к постели чужой блондинки, одинаково не способных изобразить даже сексуального возбуждения. Впрочем, как и сам Башаров, который, похоже, даже в кино не ходит - так перегружен на работе. Это я к тому, что когда-то покойный Игорь Моисеев говорил, что современным танцам обучать не надо - каждый способен изобразить секс без академической подготовки. Выходит, однако, не каждый. Так, если бы актер Башаров время от времени ходил в кино, он мог бы запомнить, как надо изображать фрикции, глядя на похождения героя Джейсона Стэтэма в обоих "Адреналинах".
    С другой стороны, "Юленька" - кино не о фрикциях. Не только о фрикциях. Оно о девочках-пятиклассницах и мужских трупах с вырванными позвоночниками. Тем более, тем более следовало Марату Башарову не фитюльки коньками на льду вырисовывать, а смотреть и пересматривать "Адреналин". Да-с!.. Ведь ежели ихний Джейсон, не только без хоккейного шлема и клюшки, но даже и без собственного сердца, на одной лишь батарейке смог замочить полтора миллиарда китайцев, не считая прочих латиносов, так отчего ж и нашему дорогому, многоуважаемому шкапу не справиться б с десятком провинициальных пятиклассниц?..
    О чем, бишь, я? Ах, я о том, что черным по белому, о том, что красной нитью, аршинными алыми буквами доносят до нас режиссеры-сценаристы-продюсеры свежей нетленки-"Юленьки": не лезь в чужую постель, филолог, оставайся в собственной, твоя брюнетка ничуть не хуже соседской блондинки. И не лучше, правда, но это дела не меняет. Не лезь, потому что у порога этой чужой постели сидит синеглазый цербер, зовут Юленькой, но истинное имя цербера - демон Азазель, если вообще не сам антихрист. И этот демон тебя опозорит, измучает и убьет, вырвав твой позвоночник (с того фильм начинается и тем кончается).
    Совсем другое дело, что лично у меня сложилось впечатление, что Башарову поделом, ибо такое бездарное присутствие на экране в течение полутора часов заслуживает жестокого наказания. Но почему не вырвали позвоночники заодно и у блондинки с брюнеткой, тоже ведь беспощадных по отношению к зрителю по самое не могу?!
    А почему не вырвали чего-нибудь у синеглазой десятилетней демоницы, хоть трусики с рюшечками из шаловливых ручонок, коими стращала она похотливого филолога? А почему бы куда более способному лицедею, чем Башаров, Стриженову не попробовать было изобразить фрикции филолога самотельно? Судя по тому, что в своей маленькой роли обреченного следователя он чуть ли не единственный здесь на месте (Купченко, понятное дело, в расчет не берем: ее директриса классом выше собравшегося педсовета), сынок Овода вполне бы справился. С ролью. 
    Но не с фильмом. С фильмом режиссер Стриженов явно не справляется, хотя не все в "Юленьке" безнадежно. Так, не вовсе плохи пятиклассницы, хотя и слизывают свои роли с голливудской кальки (детишки у нас, как известно, книжек не читают, зато кино смотрят - и до шестнадцати и после), так, совсем недурна камера. Оператор Артур Гимпель говорил: "Эстетически фильм снят в стиле ретро-фьючерс, т. е. прошлое, соединенное с будущим. До этого у нас в России в этой эстетике никто не работал. Действие происходит как бы нигде, но в то же время где угодно". И это похоже на правду. Увы, акварельные осенние ялтинские пейзажи безнадежно испорчены музыкальным сопровождением, изобретенным Укупником, а кое-где намечавшийся саспенс вообще убит им наповал.
    Нет, я понимаю, что просить попсовиков Укупника или какого-нибудь Корнелюка на старости лет переквалифицироваться в Шостаковича или Шнитке вполне бессмысленно и столь же беспощадно, но отправить Башарова и Стриженова, воображающих или желающих заставить нас вообразить, что они снимают первый отечественный ужастик, пересмотреть старую экранизацию гоголевского "Вия" - это ведь, кажется, не так уж и жестоко по отношению к сверхзанятым кинодельцам?..
    Впрочем, может, они и смотрели, только Башарову ни за какие деньги и звания не дотянуться до Куравлева, вообще, заметьте, за весь фильм ни разу не показавшего зрителю, какого цвета трусы носит его герой (и ничего, зрители обошлись, содрогались от страха, не думая ни о каких фрикциях - ну, триллер же, а не порнуха!). Как ни за какие деньги никогда, ни почему, ни во что бы то ни было не дотянуться Юленькиным отрядам с барабанами и распутными мамашками до панночки Натальи Варлей - тоже ведь на свой лад ясноглазой соблазнительницы.
    Ну и про что киношка-то? Да про то, что вот бывают такие сучонки, к которым не тяните ваши блудливые ручонки - отхватят выше локтя.
    А ты мы не знали, а то мы думали, что такие только в Америке водятся, а то мы не вынуждены душными летними ночами закупоривать наглухо окна даже в квартирах на пятом этаже!.. Натурально, у подъезда на лавочке Юленьки сидят, пятиклассницы, с пивом-куревом, презервативами и нескончаемой тарантиновской барахолкой. В переводе, натурально, Гоблина.
    Но все-таки это стриженовское варево хотя бы не усыпляет, как бондарчуковский "Остров". Тот уж вовсе необитаемый - вопреки названию.

Фильм «ЮЛЕНЬКА»
Год выпуска: 2009

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие