Режиссер, сценарист и продюсер Ким Ки-дук
Оператор Сун Чон-му
Актеры: Чан Чень, Ха Джун-ву, Пак Джи-а и др.
Продолжительность 84 мин.
Жанр: драма
Производство: Корея
Его называют самоучкой, а порой и неучем. Пусть так. Говорят, он не киноман
и смотрит от силы два фильма в год. Что из того? Пусть он снимает почти так же
часто и неровно, как снимал Фассбиндер, и, например, его остропроблемная "Самаритянка"
не идет ни в какое сравнение с тем же "Вздохом", многим представляющимся мюзиклом,
- и что?.. Да, героиня не очень умело поет здесь несколько корейских песенок,
а в финале - старый хит Адамо "Tombe la neige"; да, трижды меняя блеклый свитер
на пестренькие
платьица и оклеивая обшарпанные стены тюремной комнаты для свиданий веселенькими
фотообоями, она лишь пытается изобразить счастье бытия, но, кажется, ничего не
меняет ни в себе, ни в мире, ни в судьбе того, для кого все это делает. Да, ничего
не происходит, мир остается при своих ужасах, но все же, все же, все же что-то
меняется - в героине, в ее подопечном, в мире, в нас. Все же жить еще возможно.
А если так, то и смерть не столь страшна, ибо она не сильнее любви.
О чем бы ни снимал свои притчи Ким Ки-дук, самый жестокий гений кинематографа
и самый трепетный певец красоты Божьего мира, создавший, на мой взгляд, сильнейший
фильм в кино последнего двадцатилетия ("Весна, лето, осень, зима... и снова весна"), он говорит, в сущности, лишь об одном: о неслиянности и неразрывности, то
есть о единстве красоты и жестокости (жизни и смерти) в человеке и мироздании.
Собственно говоря, "мюзикл" "Вздох" отсылает зрителя одновременно и к названной
выше пейзажной притче "Весна...", и к "Пустому дому", представляющему, скажем
так, городскую тему в творчестве режиссера. Здесь, во "Вздохе", городское пространство,
суженное до одной и той же, несколько раз показанной автотрассы, до одной городской
квартиры и двух тюремных камер, трижды как бы пытается вырваться из самого себя
на пленэр, но лишь пытается, ибо этот "пленэр" - не творение Господне, а фотообои,
с помощью которых героиня пытается оживить последние дни приговоренного к смертной
казни убийцы и, что греха таить, спасти саму себя, скульпторшу, жену неверного
ей музыканта, от засасывающей воронки суицида.
Параллельно в картине разыгрываются еще две истории любви и жестокости: одна
- в квартире героини между художницей и ее мужем, другая - в камере между приговоренными
к смерти. Немногословные, как всегда у Ким Ки-дука, они и составляют жестокую
и наивную искусственную пастораль о невозможности любви в жизни и о невозможности
жизни без любви. Искусственную пастораль внутри каменного города, выдуманную смену
времен года внутри непреходящей зимы, придуманную любовь в безлюбье настоящего
бытия - но все же глоток воздуха, напоенного любовью, в безвоздушном пространстве
засасывающего небытия.
Любовь в объятиях смерти. Героиня, узнавшая о существовании смертника по
телевизору. Наблюдающий по телевизору свидания героев начальник тюрьмы, маленький
и всесильный демиург этого искусственного бытия - автор фильма Ким Ки-дук, чье
лицо лишь трижды мельком отразится на экране. И странные числа, коими
сопровождаются происходящие в фильме события, вероятно, имеющие какое-то значение
для его понимания, но вряд ли поддающиеся расшифровке... Смерть - и метель, сквозь
которую с последнего тюремного свидания пробивается на автомобиле возвращающаяся
(восстановившаяся ли?) семья героини, звонкими голосами распевающая самую грустную
и самую сладкую на свете песню Сальваторе Адамо...
Парадокс? Да. А наше бытие не парадокс?
"Вздох", конечно, был в конкурсной программе юбилейного Каннского фестиваля.
И конечно, ничего не выиграл. И не должен был выиграть. И не мог выиграть, ибо
кому в
наше время нужны лирические шедевры и философские притчи... Но годы спустя без
упоминания о нем не обойдется ни один справочник по искусству кино. Вот потому-то
его и нельзя не посмотреть.
Фильм «ВЗДОХ (SOOM)»
Год выпуска: 2007
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие