Режиссеры: Юрий Мороз, Иван Иванов
Сценарист Олег Антонов
Оператор Анатолий Петрига
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян и др.
Актеры: Евгений Миронов, Николай Фоменко, Юрий Назаров, Алена Бабенко, Дарья
Мороз, Андрей Смирнов, Юозас Будрайтис, Александр Баширов и др.
Продолжительность около 600 минут
Жанр: 12-серийный телефильм в жанре мелодраматического боевика
Производство: Россия
Нечто как бы между собакой и волком, то бишь между "Джентльменами удачи"
и "Подвигом разведчика". Не скажу, что хуже, но значительно длиннее, и, как всякий
сериал (даже если называть это действо не сериалом, а уважительно: многосерийным
телефильмом), скучнее. То, что можно и должно было уместить в четыре часа, растянуто
не десять, и никакие гениальные актеры такой текст не спасут. Действо же именно
растянуто, ибо большую часть времени на экране мало что происходит, а если происходит,
то из области мелодрамы, а не военно-шпионского боевика, да плюс к тому сооружалось
всё это в отсутствие хозяина, изначально понимающего, что ему хочется сказать,
и знающего, как именно следует говорить. Не знаю, чья тут вина: продюсеров ли,
сценариста ли Антонова, только режиссеры Геннадий Сидоров и Николай Лебедев один
за другим принимались было за работу, но быстренько от нее отказывались. В итоге
доснимал картину Юрий Мороз, а Иван Иванов в титрах - ну, вы понимаете...
Так что бодрые рекламные заявления о том, что "Апостол" может поспорить за
первенство с "Ликвидацией" С. Урсуляка - ненаучная фантастика, равно, впрочем,
как и заявления о том, что "Ликвидация" равноценна "Месту встречи..." Говорухина. Слишком рыхло сделаны оба фильма,
но в "Ликвидации" хотя бы чувствуется хозяйская рука и воля режиссера.
Итак, о чем "Апостол"? О том, как в 1942 году немцы забрасывают в Москву
диверсантов - из наших же, из пленных, прошедших у врага ускоренные разведкурсы.
Диверсантов, натурально, берут тепленькими, еще путающимися в парашютных стропах.
Один из них - талантливый медвежатник, вор в законе, по происхождению, что называется,
из бывших. Его пытается расколоть, дабы сделать двойным агентом, матерый капитан
НКВД, тоже не дворницкого происхождения, ведущий, как выясняется по ходу фильма,
хитроумную собственную партию, о которой осведомлен только Берия. Вор Петька Истомин,
однако, тоже не лыком шит и бежит-таки от капитана, но погибает от руки бдительного
лейтенанта.
Капитан находит выход из безнадежного положения, вытаскивает из Соловков
брата-близнеца Петьки, Пашку, как две капли воды на него похожего, но тихого,
смирного, интеллигентного. И вообще школьного учителя математики с географией
- такого, примерно, каким был Александр Исаевич Солженицын в начале 60-х. Приперев
интеллигента к стенке угрозой погубить его жену и пасынка, Пашку в ускоренном
порядке обучают всему тому, что должен знать разведчик с блатным прошлым, то есть
превращают его одновременно в Петьку и в Штирлица и засылают в тыл к немцам, в
ту самую разведшколу, которую прошел Петька. И апостол Павел, в некоем соответствии
с древним прообразом, начинает вторую жизнь, тройную игру и т.п.
Если бы драматургический материал и режиссерская воля соответствовали этому
заделу, "Апостол", пожалуй, мог бы превзойти не то что "Ликвидацию", но, пожалуй,
и "Семнадцать мгновений весны", поскольку нет в этом фильме самодовлеющей советской
идеологии, нет в этом фильме плохих и хороших, есть противостояние живых людей
государственным машинам, перемалывающим все живое, противостояние, в котором любой
человек, даже и апостол, непременно погибнет, если сам вперед не сделается безжалостным
волком (что, собственно, и доказал своим примером отнюдь не всуе помянутый выше
А.И. Солженицын). Герой картины, поняв это, у волков научившись, волком становится
и, в принципе, побеждает, однако победа эта, как в конце концов дают нам понять
авторы, временная, и Пашка, выстоявший не только против НКВД и Абвера, но и против
третьей силы, быть может, столь же мощной и к тому же особенно для него притягательной,
вне всяких сомнений, обречен. Истинный в этой истории Акела вовсе не промахнулся,
а намеренно пропустил удар...
Помимо сказанной затянутости, образующей в каждой серии по нескольку зияющих
пустот, помимо многочисленных логических неувязок, сценарных недоделок и прочих
нелепостей, неточностей и анахронизмов (о которых, несомненно, после окончания
демонстрации сериала, много чего напишут знатоки эпохи), надо сказать еще о том,
что фильм сильно портят его боковые сюжетные линии, в особенности мелодраматическая
история любви и судьбы героини, женщины, как и должно быть, интеллигентной, слабой,
забитой и с ребенком. А равно и история самого ребенка, смахивающая не то на "Сына
полка", не то на "Судьбу человека", а в конечном счете - ни на то, ни на другое,
да и вообще ни на что осмысленное, зато без всякой необходимости отвлекающая зрительниц
от переживания по поводу судьбы бедной Насти, а зрителя - от того, что ему обещали
изначально - от военно-шпионского драматического боевика.
Короче говоря, недостатков у сериала куда больше, чем достоинств. И тем не
менее этот фильм, в отличие от основной массы телепродукции, можно смотреть. Его
вывозят на плечах Евгений Миронов и Николай Фоменко. Конечно, мы и до "Апостола"
знали, что Миронов сегодня - актер номер один, но вряд ли догадывались, что Фоменко
может составить ему настоящую конкуренцию. Что же до всех остальных исполнителей,
они - на месте, хотя от Андрея Смирнова, казалось бы, можно было ждать большего,
а не простого повторения того, что он уже делал в фильме А. Учителя "Дневник его
жены".
Резюмирую, пожалуй, так. Несомненная удача Николая Фоменко, сыгравшего даже
не волка, а настоящего удава. Высокопрофессиональная работа Евгения Миронова,
которая тем не менее ничего существенного не добавила ни к нашему представлению
о его истинных возможностях, ни к его собственному творческому росту. Сам же по
себе сериал "Апостол" - зрелище средней руки для одноразового просмотра, "Ликвидации",
безусловно, уступающее. Ну а выбирать между Мироновым и Машковым я не стану -
чай, не Шварценеггер и Сталлоне. Иного полета птицы!
Фильм «АПОСТОЛ»
Год выпуска: 2007
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие