АПОСТОЛ

Режиссеры: Юрий Мороз, Иван Иванов
Сценарист Олег Антонов
Оператор Анатолий Петрига
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян и др.
Актеры: Евгений Миронов, Николай Фоменко, Юрий Назаров, Алена Бабенко, Дарья Мороз, Андрей Смирнов, Юозас Будрайтис, Александр Баширов и др.
Продолжительность около 600 минут
Жанр: 12-серийный телефильм в жанре мелодраматического боевика
Производство: Россия


Год выпуска: 2007

    Нечто как бы между собакой и волком, то бишь между "Джентльменами удачи" и "Подвигом разведчика". Не скажу, что хуже, но значительно длиннее, и, как всякий сериал (даже если называть это действо не сериалом, а уважительно: многосерийным телефильмом), скучнее. То, что можно и должно было уместить в четыре часа, растянуто не десять, и никакие гениальные актеры такой текст не спасут. Действо же именно растянуто, ибо большую часть времени на экране мало что происходит, а если происходит, то из области мелодрамы, а не военно-шпионского боевика, да плюс к тому сооружалось всё это в отсутствие хозяина, изначально понимающего, что ему хочется сказать, и знающего, как именно следует говорить. Не знаю, чья тут вина: продюсеров ли, сценариста ли Антонова, только режиссеры Геннадий Сидоров и Николай Лебедев один за другим принимались было за работу, но быстренько от нее отказывались. В итоге доснимал картину Юрий Мороз, а Иван Иванов в титрах - ну, вы понимаете...
    Так что бодрые рекламные заявления о том, что "Апостол" может поспорить за первенство с "Ликвидацией" С. Урсуляка - ненаучная фантастика, равно, впрочем, как и заявления о том, что "Ликвидация" равноценна "Месту встречи..." Говорухина. Слишком рыхло сделаны оба фильма, но в "Ликвидации" хотя бы чувствуется хозяйская рука и воля режиссера.
    Итак, о чем "Апостол"? О том, как в 1942 году немцы забрасывают в Москву диверсантов - из наших же, из пленных, прошедших у врага ускоренные разведкурсы. Диверсантов, натурально, берут тепленькими, еще путающимися в парашютных стропах. Один из них - талантливый медвежатник, вор в законе, по происхождению, что называется, из бывших. Его пытается расколоть, дабы сделать двойным агентом, матерый капитан НКВД, тоже не дворницкого происхождения, ведущий, как выясняется по ходу фильма, хитроумную собственную партию, о которой осведомлен только Берия. Вор Петька Истомин, однако, тоже не лыком шит и бежит-таки от капитана, но погибает от руки бдительного лейтенанта.
    Капитан находит выход из безнадежного положения, вытаскивает из Соловков брата-близнеца Петьки, Пашку, как две капли воды на него похожего, но тихого, смирного, интеллигентного. И вообще школьного учителя математики с географией - такого, примерно, каким был Александр Исаевич Солженицын в начале 60-х. Приперев интеллигента к стенке угрозой погубить его жену и пасынка, Пашку в ускоренном порядке обучают всему тому, что должен знать разведчик с блатным прошлым, то есть превращают его одновременно в Петьку и в Штирлица и засылают в тыл к немцам, в ту самую разведшколу, которую прошел Петька. И апостол Павел, в некоем соответствии с древним прообразом, начинает вторую жизнь, тройную игру и т.п.
    Если бы драматургический материал и режиссерская воля соответствовали этому заделу, "Апостол", пожалуй, мог бы превзойти не то что "Ликвидацию", но, пожалуй, и "Семнадцать мгновений весны", поскольку нет в этом фильме самодовлеющей советской идеологии, нет в этом фильме плохих и хороших, есть противостояние живых людей государственным машинам, перемалывающим все живое, противостояние, в котором любой человек, даже и апостол, непременно погибнет, если сам вперед не сделается безжалостным волком (что, собственно, и доказал своим примером отнюдь не всуе помянутый выше А.И. Солженицын). Герой картины, поняв это, у волков научившись, волком становится и, в принципе, побеждает, однако победа эта, как в конце концов дают нам понять авторы, временная, и Пашка, выстоявший не только против НКВД и Абвера, но и против третьей силы, быть может, столь же мощной и к тому же особенно для него притягательной, вне всяких сомнений, обречен. Истинный в этой истории Акела вовсе не промахнулся, а намеренно пропустил удар...
    Помимо сказанной затянутости, образующей в каждой серии по нескольку зияющих пустот, помимо многочисленных логических неувязок, сценарных недоделок  и прочих нелепостей, неточностей и анахронизмов (о которых, несомненно, после окончания демонстрации сериала, много чего напишут знатоки эпохи), надо сказать еще о том, что фильм сильно портят его боковые сюжетные линии, в особенности мелодраматическая история любви и судьбы героини, женщины, как и должно быть, интеллигентной, слабой, забитой и с ребенком. А равно и история самого ребенка, смахивающая не то на "Сына полка", не то на "Судьбу человека", а в конечном счете - ни на то, ни на другое, да и вообще ни на что осмысленное, зато без всякой необходимости отвлекающая зрительниц от переживания по поводу судьбы бедной Насти, а зрителя - от того, что ему обещали изначально - от военно-шпионского драматического боевика.
    Короче говоря, недостатков у сериала куда больше, чем достоинств. И тем не менее этот фильм, в отличие от основной массы телепродукции, можно смотреть. Его вывозят на плечах Евгений Миронов и Николай Фоменко. Конечно, мы и до "Апостола" знали, что Миронов сегодня - актер номер один, но вряд ли догадывались, что Фоменко может составить ему настоящую конкуренцию. Что же до всех остальных исполнителей, они - на месте, хотя от Андрея Смирнова, казалось бы, можно было ждать большего, а не простого повторения того, что он уже делал в фильме А. Учителя "Дневник его жены".
    Резюмирую, пожалуй, так. Несомненная удача Николая Фоменко, сыгравшего даже не волка, а настоящего удава. Высокопрофессиональная работа Евгения Миронова, которая тем не менее ничего существенного не добавила ни к нашему представлению о его истинных возможностях, ни к его собственному творческому росту. Сам же по себе сериал "Апостол" - зрелище средней руки для одноразового просмотра, "Ликвидации", безусловно, уступающее. Ну а выбирать между Мироновым и Машковым я не стану - чай, не Шварценеггер и Сталлоне. Иного полета птицы!

Фильм «АПОСТОЛ»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие