Режиссер Ян Кунен
Сценаристы: Ян Кунен, Николя Брюно (по роману Фредерика Бегбедера)
Оператор Давид Унгаро
Композиторы: Жан-Жак Хертц, Франсуа Рой, Эрин О`Хара
Продюсер Ален Гольдман
Актеры: Жан Дюжарден, Жослин Куиврен, Патрик Милль, Вахина Джоканте, Элиза Товати,
Ян Кунен, Фредерик Бегбедер и др.
Продолжительность 100 мин.
Жанр: комедия
Производство: Франция
Стильный, но, как представляется, несколько запоздалый (что уже отметили
Ксения Рождественская и Алекс Экслер) фильм по одному из лучших текстов Фредерика
Бегбедера. Романами, честно говоря, тексты Бегбедера называть - язык не поворачивается,
хотя это, без сомнения, один из лучших писателей последнего времени. В мире, господа!
Во всяком случае, никого из наших новых беллетристов рядом ставить не приходится,
ибо стёб стёбом, почивший в бозе постмодерн постмодерном, кокаин кокаином, свальный
грех на танцполе свальным грехом, реклама рекламой, а есть в
бегбедеровых книжках, помимо всего этого, еще и талантливый писатель, вдумчивый
ученик не какого-нибудь, простите, Сорокина, а самого Мишеля Монтеня. Именно эссеистика
Монтеня, а не откровения какого-нибудь поп-артовца составляет притягательную основу
творений Бегбедера, а лишите их ее - и получится ублюдочный "Духлесс", автору
коего, как тому голому королю, сказать-то и нечего, кроме того, что он перепёр
из Бегбедера.
Это я к тому, что не сегодня-завтра какой-нибудь, с позволения сказать, режиссер
от "первой кнопки" непременно же экранизирует и минаевскую (или как его там) макулатуру,
и заунывный этот бред получит рекламу покруче, чем была у обоих "Дозоров" вместе взятых, а ангажированная критика в один голос будет восторгаться ренессансом
отечественного кино.
Вернемся, однако, к Бегбедеру, точнее, к экранизации его "99 франков". Сюжет
и книжки, и фильма прост: живет такой парень, Октав Паранго, который все умеет
(зарабатывает бешеные бабки, с утра до ночи бездельничает в офисе в компании таких
же, но чуть менее блестящих парней, с ночи до утра оттягивается в той же компании
во все тяжкие в клубах для VIP-персон, между делом сочиняет рекламные слоганы
- это он придумал гимн "Вы этого достойны", ну и, понятное дело, имеет все вокруг
него
движущееся - от девчонок до руководства вышестоящих организаций), все может,
только вот не сумел удержать единственную настоящую любовь, посчитав, видимо,
что, как и полагается, "любовь живет три года" и что уж замену-то залетевшей подружке
он всегда найдет. Ан, вышел облом, и вечный счастливчик узнает, что такое страдание.
Вместе со страданием к нему приходит и переосмысление бытия и собственной, бегбедеровской,
ах, пардон, паранговской в нем роли. Слоганописец превращается в писателя, подвергает
сомнению божественную премудрость бытия, теряет интерес к дальнейшему оболваниванию
населения с помощью "глупого ящика для идиотов" (В. Высоцкий) - и... Что "и"?
Выпадает из обоймы? Кончает самоубийством, пролетев над ночным Парижем, как тот
попугай над Череповцом? Банально помирает от передозы, увидев как-то утром в зеркале
не собственную похмельную рожу писательского alter ego, а мефистофельский лик
самого что ни на есть настоящего ego - Фредерика Бегбедера? Оборвав связь с цивилизацией,
обрастает бородой на необитаемом острове, Робинзон он наш новоявленный?
Что, спрашиваете, "и"? А всё вместе - "и". Сколько бы ни хоронили постмодерн,
на смену ему пока что ничего существенного не пришло, и авторы "99 франков" предлагают
нам все тот же "Сад расходящихся тропинок", в котором каждый волен выбирать
ту, что ему понравилась. Так что, считайте себе, как вам нравится: хоть от одного
до десяти, хоть от десяти до одного.
Посмотреть, однако, этот отнюдь не шедевр, но и стильный, и крепкий, и местами
отвязный фильм, где человеческую сущность показывают по-настоящему в чем мама
родила, стоит - хотя бы для того, чтобы сопоставить режиссерскую работу Кунена
с нашими Бекмамбетовым или, что круче, Егором Кончаловским. Стилистика у всех
одна: клип на клипе сидит и клипом погоняет, только вот почему-то, когда смотришь
Бекмамбетова, то ничего, кроме Кончаловского вспомнить не можешь, а тут как-то
сразу вспомнились и Кубрик, и Тарантино, и даже "Джинджер и Фред" Феллини. И не
думаю, что Ян Кунен сознательно цитировал классика или хотя бы бессознательно
его использовал. Просто, видимо, культура другая: одни ходят на ярмарку на народ
посмотреть, а Кончаловские главным образом себя показывают. Так еще ж было бы
что!..
Все сказанное отнюдь не означает, что рецензенту фильм понравился. Он ему
не не понравился, что, вообще-то говоря, не так уж и мало. Актер Жан Дюжарден
хорош безусловно, и девушка, которая с ним спит и обедает, прелестна, но все же
истинная пара ему не девушка, а старый греховодник и почитатель основателя мировой
эссеистики Мишеля Монтеня, один из лучших европейских писателей последнего десятилетия
Фредерик Бегбедер. Собственной персоной.
Фильм «99 ФРАНКОВ (99 FRANCS)»
Год выпуска: 2007
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие