1814 (ВОСЕМНАДЦАТЬ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ)
Режиссер Андрес Пуустусмаа
Сценаристы: Дмитрий Миропольский, Наталья Горина
Оператор Юрий Райский
Композитор Дмитрий Янов-Яновский
Продюсеры: Наталья Горина, Сергей Мелькумов, Александр Роднянский
Актеры: Степан Балакшин, Стас Белозеров, Александр Быковский, Сергей Друзьяк,
Иван Макаревич, Иван Мартынов, Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Алексей Гуськов,
Александр Лыков, Евгений Дятлов, Александр Баширов, Федор Бондарчук, Наталья Суркова,
Леонид Громов, Юрий Ицков и др.
Продолжительность 95 мин.
Жанр: костюмный детектив
Производство: Россия
Год выпуска: 2007
Ну что, еще один фильм про Пушкина? А вот и нет, не про Пушкина. Пожалуй, про полдюжины (из почти трех десятков)
подростков из благородных семей, переживающих в начале девятнадцатого века то
же, что переживают абсолютно все подростки любых времен и народов. А именно половое
и личностное созревание. В сущности, фильм Андреса Пуустусмаа именно об этом,
о том, почему лицеисты первого выпуска именовали себя "скотобратцами" (увы, из
него совершенно невозможно понять, почему
Пушкин писал: "...весь мир для нас чужбина / Отечество нам
Царское Село"), именно этим он и хорош. И не одним только этим. Еще он хорош
самой по себе, то есть взятой в отдельности от населяющих ее персонажей царскосельской
натурой, очевидной любовью авторов к русской культуре, не вовсе бестактным вмешательством
в мемуарные первоисточники (тут, правда, не без некоторых "но", о чем ниже), весьма
симпатичной работой молодых актеров в ролях лицеистов и прямо великолепным исполнением
Богданом Ступкой и Алексеем Гуськовым ролей директоров Лицея. Кроме них, отмечу
еще, пожалуй, Федора Бондарчука и Юрия Ицкова, отыгравших свои эпизоды как по
нотам. Увы, не могу того же сказать о замечательном обычно Сергее Гармаше - больно
уж неправдоподобное существо пришлось ему здесь изображать.
Вообще говоря, рекламные заявления о том, что "1814" - триллер, снятый по
мотивам событий, имевших место в
реальности, кажутся полной липой. Может, конечно, и резал девок в 1814 году
царскосельский душитель, только если бы это имело хоть какое-то отношение к Лицею,
мы бы о том знали раньше. Тем более не мог в начале XIX века этот убивец быть
выходцем из солдат, читай - из богобоязненных крепостных крестьян, ибо для того,
чтобы стать Потрошителем, надобно сперва либо убить Бога в себе, либо, наоборот,
самому возомнить себя Богом - читай "Преступление и наказание" Достоевского. Так
то Достоевский и "укушенные образованием" разночинцы, а тут солдат из крепостных,
мечтающий накопить на коровёнку и привезти ее в деревню матери, покуда старая
еще жива. И такой человек станет грабить женщин, вспарывая им глотки костяным
турецким ножом? Не смешите меня, до такого даже Фандорин бы не додумался!..
Оттого, конечно же, и вообще вся эта история с потрошителем смотрится, как
говорят, не пришей кобыле хвост, и кончается как-то вскользь, и никакого воздействия
на
лицеистов, занятых влюбленностями, стихами, стычками с педелями и ожиданием скорейшей
виктории Александра Благословенного над корсиканским чудовищем, не оказывает.
Даже на Большого Жанно (Ивана Пущина), по фильму едва не ставшего одной из первых
жертв кровавого убийцы. Не говоря о Пушкине, который вообще такими глупостями,
как криминальные разборки и учение уроков, отродясь не утруждался.
Последнее, между прочим, со всей очевидностью явствует из фильма и, мало
того, подтверждено закадровым текстом во
время финальных титров. Зачем? Наверное, из соображений вящего демократизма и
в подтверждение крамольной, в общем-то, пушкинской мысли, высказанной им в письме
к Вяземскому: "Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата". Только нигде у
Пушкина не сказано, что глуповат должен быть и сам поэт. А в фильме Пуустусмаа
Пушкин именно что глуповат, может, потому и требует от друзей прозывать его обезьяной
(меж тем, как истинное лицейское прозвище Пушкина означало на французском что-то
вроде помеси тигра с обезьяной и подчеркивало уж никак не глупость), а если не
глуповат, так недалек, что никоим образом не соответствует действительности. И
все эти "низкие истины", нагроможденные во имя пресловутого демократизма, лично
мне, да и любому, думаю, нормальному человеку, не заменят простой и каждому понятной
правды: из дурака или простеца умнейший человек России и создатель ее литературного
языка не вырастет. Хоть ты тресни, доказывая обратное. Пушкин был отнюдь не глуп,
он был чрезвычайно темпераментен, совершая порой из-за этого темперамента житейские
ошибки. А мы, не обладающие ни таким умом, ни таким талантом, ни таким темпераментом,
мы житейских ошибок не совершаем?..
Отсюда - очень вольное изложение известной истории с лицейской дуэлью Пушкина
и Кюхельбекера (последний
странно красив, изящен, складен, даже едва ли не демоничен, что твой Раевский,
тогда как в реальности был ходячим посмешищем школы), в которой куда больше от
дуэли, изображенной в пушкинской повести "Выстрел", нежели от того, что происходило
в реальности.
Пожалуй, все прочее в фильме "1814" приемлемо, даже блюющий с перепою толстяк
Дельвиг, ведь подобные досадные происшествия неминуемы в жизни каждого молодого
человека, и вряд ли мальчики из хороших семейств, вырвавшись на свободу, их миновали.
Да, все не так или не совсем так, как известно из мемуаров современников, но достаточно
близко к возможному. Все так или почти так, как могло и должно было быть. И они,
лицеисты, будущая гордость и слава русской культуры, российской государственности,
они тоже совсем не такие, конечно, какими были в реальности. Но такие, какими,
может быть, станет новое поколение возрождающейся России, если ей суждено возродиться,
в чем ваш рецензент вовсе не уверен. Как, похоже, и создатели фильма, взирающие
на события великого прошлого не просто элегически, а скорей даже ностальгически,
но не забывающие, судя по финальному закадровому тексту о том, что аудитория,
к которой они обращаются, едва ли не сплошь - Иваны, не помнящие родства. Упомянутый
закадровый текст сообщает юному зрителю о том, кто есть кто в русской истории:
Александр Горчаков, Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Константин
Данзас, Александр Пушкин... И впрямь ведь мало кто нынче осведомлен об их судьбах!..
На том можно было бы и закончить размышления по поводу фильма Андреса Пуустусмаа
"1814", или "Восемнадцать - четырнадцать" (второй вариант названия объясняется
тем обстоятельством, что старшему из лицеистов в картине 18 лет, а младшему -
14), который по нынешним временам отнюдь не плох, но все же и не более чем неплох.
Я и завершил бы, если бы не вспомнился мне другой фильм на ту же самую тему, с
лицеистами, но без потрошителей. Это - семидесятилетней давности картина "Юность
поэта". Там, конечно, авторы были куда как менее свободны в сочинительстве и пересказывали
воспоминания очевидцев намного ближе к тексту. Но вот ведь не забылся же фильм
1937 года, виденный мною тоже в незапамятные уж времена, встают перед глазами
и мальчишки, игравшие лицеистов, и старик Державин, как орел, встрепенувшийся
среди скучного экзамена, заслышав пушкинский божественный глагол. Было, было старому,
что заслышать...
Этой-то вот музЫки, этой-то вот гордыни и помину нет в сегодняшнем нашем
искусстве. А коли ни музЫки, ни гордыни, так во что же прикажете верить? В то,
что этот востроносый юноша - Пушкин, потому что у него бакенбарды пробиваются?
Недурно б нам, господа хорошие, понять одну несложную истину о том, что прозаическую
строчку про глуповатую поэзию классик начертал в частном письме, а в стихах он
сказал: "Тьмы низких истин нам дороже / Нас возвышающий обман". Это ли и не есть
та самая национальная идея, которую мы всем миром который год безуспешно пытаемся
сформулировать?
Фильм «1814 (ВОСЕМНАДЦАТЬ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ)»
Год выпуска: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие