ПЕКЛО (SUNSHINE)
Режиссер Дэнни Бойл
Сценарист Алекс Гарланд
Оператор Алфин Кюхлер
Композитор Джон Мёрфи
Продюсер Эндрю Макдоналд
Актеры: Киллиан Мёрфи, Крис Эванс, Роуз Бирн, Мишель Йео, Клифф Кертис, Хироюки
Санада, Трой Гарити, Марк Стронг, Бенедикт Вон
Продолжительность 105 мин.
Жанр: научно-фантастическая драма/НФ триллер
Производство: Великобритания
Год выпуска: 2007
Ничто не вечно в этом мире: ни человек, ни звезды, ни Вселенная, ни ее Создатель.
Последнего, впрочем, я тут назвал напрасно. О нем, Создателе, сугубо материалистическая
муза шотландского кинорежиссера Дэнни Бойла, работающего преимущественно в жанре
авторского кино, молчит. Итак, человек - звезда - Вселенная. Казалось бы - стороны
треугольника, которые, назови их по-другому, легко обозначили бы искомую любым
автором философского текста триаду: материя - разум - дух. Однако, по Бойлу и
Гарленду, о Создателе - ни слова, стало быть, ни слова и о духе. И это действительно
так, а коли так, то все отсылки к Тарковскому, многажды сделанные как самим Бойлом, так и кинокритиками, кстати сказать, сильно
расходящимися в оценке фильма "Пекло", или точнее "Солнечный свет", бессмысленны.
Или скажу мягче - формальны.
Более справедливы сравнения "Пекла" с "Космической одиссеей" Кубрика и Кларка
и, конечно, с "Чужим" Ридли Скотта, ибо в первой половине картины человек борется
с космической пустотой, то есть, вообще говоря, с ничем, а во второй - с самим
собой. Появление Чужого, или демона, по сути, ничего не меняет: его можно идентифицировать
как внутреннего демона, сидящего в каждом из нас независимо от того, насколько
мы духовны.
Таким образом, "Пекло" - картина о мире и человеке в отсутствии Бога, а значит
и высшего смысла, вдобавок же еще - и жанра. Это, к сожалению, именно так, поскольку
начинается она как научно-фантастическая драма, но уже к исходу первой половины
оборачивается то ли триллером, то ли боевиком, заодно в значительной степени утрачивая
и научность. Финальные же кадры возвращают зрителя в любимое пространство Бойла
- фильм-катастрофу.
Тем не менее "Пекло" - отнюдь не плохое кино, скорее даже по нынешним временам
хорошее. Если не сравнивать его с классическими "Солярисом" и "Космической одиссеей",
а воспринимать отсылки к классике именно как отсылки.
Последних в самом деле немало: все долгие глубокомысленные стояния членов экипажа
космического корабля "Икар-2", посланного человечеством к угасающему Солнцу в
последней отчаянной надежде "оживить" его, взорвав на поверхности светила ядерную
бомбу, визуально цитируют Андрея Тарковского, а множественные эпизоды, показывающие
зрителю жертвенных астронавтов на фоне бездонного черного вакуума - Кубрика. Увы,
цитаты эти по большому счету ничего не дают и ничем не оборачиваются, поскольку
примерно на двадцатой минуте фильма восьмерка отчаянных полпредов планеты Земля
улавливает позывные пропавшего ранее корабля-предшественника "Икар-1" и, состыковавшись
с ним, встречает Чужого. Естественно, эта встреча приводит экспедицию к катастрофе,
авторов же картины заставляет отойти от размышлений на тему глобальной эсхатологии
к вопросам конкретного выживания частных лиц.
Оно бы и ничего, даже с художественной точки зрения и справедливо, кабы эти
самые частные лица обладали бы "лица необщим выраженьем", точнее сказать - как
следует прописанными на драматургическом уровне характерами. Но задача Бойла и
Гарланда, похоже, была в другом. Они, скорее всего, хотели показать не героев
космоса, а обычных и не слишком отличающихся друг от друга работников науки: один
- физик, другой - ботаник, третий - астронавигатор... Маленьких, в общем, людей,
которым, в силу сложившихся обстоятельств, приходится стать героями, да еще ж
и жертвовать собой.
Что из этого получилось - каждый волен судить сам. Мне кажется, не получилось
почти ничего, во всяком случае, никого не было жаль, практически так же, как никого
не было жаль в бойлово-гарлендовых "28 днях". Попробуйте представить себе, что при
просмотре "Соляриса" судьба Криса или Хари оставила бы вас равнодушными? Впрочем,
Стивен Содерберг уже и попробовал - результаты налицо: его "Солярис" не прожил и двух недель, решительно не вдохновив и тех, кто жует попкорн, и
тех, кто не совмещает еду с искусством.
Почему же в таком случае я сказал ранее, что "Пекло", несмотря ни на что,
хороший фильм? Потому что, действительно, невзирая на жанровую неопределенность
и отсутствие убедительных человеческих - не поступков - портретов, несмотря даже
на принципиальное отсутствие духовной проблематики (нельзя же считать единственный
диалог атеиста и демона, в котором последнему, в общем, нечего противопоставить
материалисту и гуманисту, кроме обвинения в попытке противостоять Божьей воле
волей человеческой) фильм все-таки интересен. И визуально интересен, и, главное,
тем, что на полном серьезе ставит перед зрителем неразрешимые, по существу, старые
"проклятые" вопросы о смысле жизни и о смысле смерти, об ответственности не того,
кто рожден героем, но - каждого, обыкновенного то есть, человека перед самим собой, перед товарищами, перед
человечеством, о долгой дороге любого нашего поступка, который, просчитываем мы
его последствия наперед или нет, как один-единственный шахматный ход, в конечном
счете, ведет к победе или к смерти, а последняя... Последняя будет непременно,
но и ее мы можем сделать и поражением, и победой.
Вот эта гордая и ныне почти забытая материалистическая философия, этот настоянный
на этических проблемах атеизм, этот лишенный голливудских иллюзий гуманизм, этот
"серьёз", который в конечном счете довлеет и над набившим оскомину боевым героизмом
всяческих "Армагеддонов", и даже над подзабытой кубриковской клаустрофобией, я
думаю, и выводит "Пекло" из ряда привычных фантастических боевиков, причем не
только киношных, но и книжных бестселлеров, как бы предлагая нам обратиться лицом
к истинному искусству. Оно же может быть сделано лучше или хуже, может быть шедевром
или нет, но не может не спрашивать Бога ли, космос ли, самого себя, нас, не может
не мучиться над неразрешимым "быть или не быть".
Команда космического корабля "Икар-2" не выбирала "не быть" и "не быть" не
хотела до последнего, но когда "быть" для этих восьми мужчин и женщин стало означать
"не быть" для рода человеческого, все ее не-герои один за другим добровольно ушли
из бытия. Не веря, но надеясь.
И вот эта надежда - последнее, что всем нам еще остается.
Фильм «ПЕКЛО (SUNSHINE)»
Год выпуска: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие