ПЕРЕГОН
Режиссер и сценарист Александр Рогожкин
Оператор Андрей Жегалов
Композитор Дмитрий Павлов
Продюсер Сергей Сельянов
Актеры: Алексей Серебряков, Даниил Страхов, Анастасия Немоляева, Светлана Строганова,
Юрий Ицков, Кирилл Ульянов, Юрий Орлов и др.
Продолжительность 145 мин.
Жанр: военная мелодрама с криминальным уклоном
Производство: Россия
Год выпуска: 2006
Комедиограф по естеству, Александр Рогожкин, несомненно, снимает авторское
кино. Отсюда - его двойственность, его достоинства и недостатки. Дело в том, что
чаще всего, по тому же естеству, авторское кино - продукт либо поэта, либо философа,
либо - что лучше всего - двуликого януса. За примерами ходить далеко не надо,
достаточно назвать Тарковского или Сокурова, Бергмана или Кустурицу. Комедия -
зрелище народное. Поэзия к народности, что бы там ни говорили какие угодно идеологи,
отношения, по сути, не имеет. Отсюда беда авторского, поэтического кино: зрителей
у него всегда было и будет немного. А кино - не блокнот с карандашом, даже не
книжка на веленевой бумаге и в сафьяновом переплете, но куда более дорогостоящее
производство. Отсюда трагедия подлинного художника в кинематографе: ему просто
не на что высказаться. А ведь даже комедиографа по естеству, если он истинный
художник, когда-нибудь непременно призовет в свои ряды высокий стиль. А высокий
стиль требует высокого языка, то есть поэзии. А поэзия к народности - см. выше.
Тем не менее, несмотря ни на что, исчерпав, точнее досуха выжав счастливо
найденную фарсовую тему заложничества отечественной ментальности в плену безвременья
("Особенности национальной охоты" и проч.), очевидно, осознав, что лирика и даже
трагика в нем не меньше, чем комика, Александр Рогожкин обращается к самой трагичной
и самой высокой теме - к теме Отечественной войны, трагичной, высокой и великой
уже хотя бы потому, что она была той, единственной, не ставшей для нас в ХХ веке
войной гражданской, и потому, несмотря на весь ее ужас, консолидировала общество,
опять же единственный раз за все столетие.
Первым продуктом этого обращения стала лирико-ироничная притча "Кукушка", картина, по-моему, не слишком удачная, в которой юмор и трагизм не сбалансированы,
и оттого вся ее конструкция как бы непрестанно раскачивается между этими полюсами,
не давая зрителю возможности сосредоточиться, а следовательно и стать соучастником
происходящих на экране событий.
"Перегон" - новая лента по-прежнему ищущего и по-прежнему же не обретшего
нового способа самовыражения режиссера. Это уже и не группеналкогольный фарс и
не притча на троих, это как бы наброски киноромана. Почему наброски? Потому что
ничто, кроме равнодушной природы, здесь не постоянно и никто из персонажей толком
не доведен автором до логического конца (исключая одного сумасшедшего и - в эпилоге,
случившемся как-то слишком уж вдруг - одного авантюриста). Потому что не найден
адекватный новому для художника жанру язык, и эпос построен, как анекдот (прежде,
напротив, Рогожкин строил анекдот, как эпос, обратный же ход, по-видимому, невозможен).
Потому что верно ухваченное течение житейской реки меж берега смеха и берега рыданий
отображается слишком поспешными штрихами, опять же не позволяя зрителю не смотреть
со стороны, а соучаствовать. Потому что калейдоскопическое мелькание жанров (лейтенантскую
прозу, сдобренную "тёркинскими" побасенками, сменяет мелодрама, мелодраму - анекдоты
про чукчей, последние - советская военная комедия "Небесный тихоход", плавно переезжающая
в рассказы о пережитом на зоне, а завершается вся эта окрошка - прав обозреватель
"Кинокадра" Роман Корнеев - совершенно уж криминальным чтивом, только, может,
не столько акунинским, сколько вайнеровским), мелькание, говорю, напрочь отвращает
не то что от соучастия - от сопереживания. Потому что образ человека с усиками-"сопельками"
- блестящая пародия и на Жеглова, и на Шарапова в одном флаконе (одна только позаимствованная
заезжим полуберия у покойного коменданта тросточка, воткнутая перед отлетом в
землю за ненадобностью, как печать в протокол, чего стоит!) - ну никаким, даже
постмодернистским чудом невозможен в "Небесном тихоходе". Потому что, может быть,
и смешные сами по себе анекдоты про сортир и поросенка (последний - явная самопародия,
Тарасик - не что иное, как нежно-розовый пасынок коричневой авиабуренки из "Национальной
охоты") опять-таки никак не гармонируют с трагимелодраматическими историями многоугольной
любви и уж тем более - с трагической историей человеческого падения, великолепно,
кстати, изображенной и сценаристом Рогожкиным, и актером Серебряковым.
В целом же - вновь, как и в "Кукушке", качели. Взлетят на запад - надо смеяться,
взлетят на восток - приказано выжить. Этакий компот между борщом и котлетой. Всё,
в общем-то, вкусно, но так не едят.
А про что кино-то? А кино про то, как в 1942 году молодые американские летчицы
доставили на советский тыловой аэродром на Чукотке эскадрилью самолетов для фронта,
откуда молодые советские летчики должны перегнать машины на передовую. Между этими
перегонами - жизнь, любовь, смерть, водка, авиакатастрофы, убийство, самопожертвования,
лейтенанты, зэки, вольнонаемные, героические русские женщины, чукчи и великий,
царство ему небесное, оператор Андрей Жегалов... Справа грохочет война, слева
- ГУЛаговский лесоповал, между - то, что называется жизнь и судьба.
Ах каким бы шедевром могла стать эта история, в сущности, способная вместить
в себя не два года войны, а всю нашу жизнь и судьбу! Куда там бертолуччиевому "Новеченте", если бы ее как следует рассказать! Впрочем, может
быть, когда-нибудь к "Перегону" - в потенции, скорее всего, значительнейшему из
того, что задумано в отечественном кино последних лет, - ищущий себя режиссер
вернется, хотя, конечно, кино - не книга, переписать его много трудней, чем написать.
Но - будем надеяться, ведь, согласитесь, есть на что. Фильм «ПЕРЕГОН»
Год выпуска: 2006
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие