ПЕРЕГОН

Режиссер и сценарист Александр Рогожкин

Оператор Андрей Жегалов

Композитор Дмитрий Павлов

Продюсер Сергей Сельянов

Актеры: Алексей Серебряков, Даниил Страхов, Анастасия Немоляева, Светлана Строганова, Юрий Ицков, Кирилл Ульянов, Юрий Орлов и др.

Продолжительность 145 мин.

Жанр: военная мелодрама с криминальным уклоном

Производство: Россия

 


Год выпуска: 2006

    Комедиограф по естеству, Александр Рогожкин, несомненно, снимает авторское кино. Отсюда - его двойственность, его достоинства и недостатки. Дело в том, что чаще всего, по тому же естеству, авторское кино - продукт либо поэта, либо философа, либо - что лучше всего - двуликого януса. За примерами ходить далеко не надо, достаточно назвать Тарковского или Сокурова, Бергмана или Кустурицу. Комедия - зрелище народное. Поэзия к народности, что бы там ни говорили какие угодно идеологи, отношения, по сути, не имеет. Отсюда беда авторского, поэтического кино: зрителей у него всегда было и будет немного. А кино - не блокнот с карандашом, даже не книжка на веленевой бумаге и в сафьяновом переплете, но куда более дорогостоящее производство. Отсюда трагедия подлинного художника в кинематографе: ему просто не на что высказаться. А ведь даже комедиографа по естеству, если он истинный художник, когда-нибудь непременно призовет в свои ряды высокий стиль. А высокий стиль требует высокого языка, то есть поэзии. А поэзия к народности - см. выше.
      Тем не менее, несмотря ни на что, исчерпав, точнее досуха выжав счастливо найденную фарсовую тему заложничества отечественной ментальности в плену безвременья ("Особенности национальной охоты" и проч.), очевидно, осознав, что лирика и даже трагика в нем не меньше, чем комика, Александр Рогожкин обращается к самой трагичной и самой высокой теме - к теме Отечественной войны, трагичной, высокой и великой уже хотя бы потому, что она была той, единственной, не ставшей для нас в ХХ веке войной гражданской, и потому, несмотря на весь ее ужас, консолидировала общество, опять же единственный раз за все столетие.
     Первым продуктом этого обращения стала лирико-ироничная притча "Кукушка", картина, по-моему, не слишком удачная, в которой юмор и трагизм не сбалансированы, и оттого вся ее конструкция как бы непрестанно раскачивается между этими полюсами, не давая зрителю возможности сосредоточиться, а следовательно и стать соучастником происходящих на экране событий.
      "Перегон" - новая лента по-прежнему ищущего и по-прежнему же не обретшего нового способа самовыражения режиссера. Это уже и не группеналкогольный фарс и не притча на троих, это как бы наброски киноромана. Почему наброски? Потому что ничто, кроме равнодушной природы, здесь не постоянно и никто из персонажей толком не доведен автором до логического конца (исключая одного сумасшедшего и - в эпилоге, случившемся как-то слишком уж вдруг - одного авантюриста). Потому что не найден адекватный новому для художника жанру язык, и эпос построен, как анекдот (прежде, напротив, Рогожкин строил анекдот, как эпос, обратный же ход, по-видимому, невозможен). Потому что верно ухваченное течение житейской реки меж берега смеха и берега рыданий отображается слишком поспешными штрихами, опять же не позволяя зрителю не смотреть со стороны, а соучаствовать. Потому что калейдоскопическое мелькание жанров (лейтенантскую прозу, сдобренную "тёркинскими" побасенками, сменяет мелодрама, мелодраму - анекдоты про чукчей, последние - советская военная комедия "Небесный тихоход", плавно переезжающая в рассказы о пережитом на зоне, а завершается вся эта окрошка - прав обозреватель "Кинокадра" Роман Корнеев - совершенно уж криминальным чтивом, только, может, не столько акунинским, сколько вайнеровским), мелькание, говорю, напрочь отвращает не то что от соучастия - от сопереживания. Потому что образ человека с усиками-"сопельками" - блестящая пародия и на Жеглова, и на Шарапова в одном флаконе (одна только позаимствованная заезжим полуберия у покойного коменданта тросточка, воткнутая перед отлетом в землю за ненадобностью, как печать в протокол, чего стоит!) - ну никаким, даже постмодернистским чудом невозможен в "Небесном тихоходе". Потому что, может быть, и смешные сами по себе анекдоты про сортир и поросенка (последний - явная самопародия, Тарасик - не что иное, как нежно-розовый пасынок коричневой авиабуренки из "Национальной охоты") опять-таки никак не гармонируют с трагимелодраматическими историями многоугольной любви и уж тем более - с трагической историей человеческого падения, великолепно, кстати, изображенной и сценаристом Рогожкиным, и актером Серебряковым.
      В целом же - вновь, как и в "Кукушке", качели. Взлетят на запад - надо смеяться, взлетят на восток - приказано выжить. Этакий компот между борщом и котлетой. Всё, в общем-то, вкусно, но так не едят.
     А про что кино-то? А кино про то, как в 1942 году молодые американские летчицы доставили на советский тыловой аэродром на Чукотке эскадрилью самолетов для фронта, откуда молодые советские летчики должны перегнать машины на передовую. Между этими перегонами - жизнь, любовь, смерть, водка, авиакатастрофы, убийство, самопожертвования, лейтенанты, зэки, вольнонаемные, героические русские женщины, чукчи и великий, царство ему небесное, оператор Андрей Жегалов... Справа грохочет война, слева - ГУЛаговский лесоповал, между - то, что называется жизнь и судьба.
      Ах каким бы шедевром могла стать эта история, в сущности, способная вместить в себя не два года войны, а всю нашу жизнь и судьбу! Куда там бертолуччиевому "Новеченте", если бы ее как следует рассказать! Впрочем, может быть, когда-нибудь к "Перегону" - в потенции, скорее всего, значительнейшему из того, что задумано в отечественном кино последних лет, - ищущий себя режиссер вернется, хотя, конечно, кино - не книга, переписать его много трудней, чем написать. Но - будем надеяться, ведь, согласитесь, есть на что.

Фильм «ПЕРЕГОН»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие