ПРОКЛЯТЬЕ ЗОЛОТОГО ЦВЕТКА (CURSE OF THE GOLDEN FLOWER)

Режиссер Чжан Имоу
 Сценарист Чжан Имоу, Ву Нан, Биан Чихон
 Оператор Чао Хиодин
 Композитор Шугеру Умебаяси
 Продюсер Билл Конг, Чжан Вейпин
 Актеры: Чоу Юн-Фат, Гон Ли, Джей Чоу, Лю Йе, Чен Джин и др.
Продолжительность 115 мин.
 Жанр: костюмный мелодраматический боевик
 Производство: Китай - Гонконг

 


Год выпуска: 2006

    Прежде всего, заранее приношу читателю извинения за возможные ошибки в транскрипции китайских и японских имен - я далеко не уверен в том, что записал их правильно. Засим коротко о фильме.
      История, вероятно, происходит во времена династии Тан (VII - IX вв.). Императору наскучила жена, а может, взяла слишком много воли. К тому же и детки подросли, наследнички, так сказать. У хозяина, как и должно быть, три сына: умный детина - старший, верный - средний, ну и младший себе на уме, не гляди что вроде дурачок. Ну, стало быть, бомба заложена, тикает, ждет своего часа, покуда младшенький придуривается, средний кого-то там в поле честь по чести огнем и мечом усмиряет, а старший отбивается от дурных материнских поползновений на его, стало быть, ипполитову юношеску честь, которую он, того, смолоду, нет, не сберег, благо платьев во дворце хватает. (Кстати, о платьях и вообще о дворце, чтобы потом не отвлекаться. Одно только скажу: лепота, разве что у Бертолуччи в "Последнем императоре" было еще апофеознее! Всё в золоте, парче и хризантемах, коих празднование грядет, и на нем как раз всё в подгнившем королевстве и разрешится.) Все, короче, при деле, ждут, когда оно, дело, начнется. Издалека-свысока - с трона - на все эти ужимки и прыжки чад и домочадцев прищуривается хитрый и благообразный восточный деспот (Чоу Юн-Фат, в последние годы изменивший тридцать восьмому калибру с палашом дамасской закалки). Прищуривается, но и только - как же, детки, родная кровь, наследнички, будет кому дело жизни передать. А мамашу вконец обнаглевшую (и что ж что старшенький - ей не сын, а пасынок!)… мамашу, говорю, изведём по всем правилам опять же восточного коварства. Куда там оплошавшему со стаканом для Гертруды Клавдию! И уж тем более куда там второму Генриху Плантагенету аглицкому, не сумевшему выдержать характер и сгноить-таки надоевшую Элеонору Аквитанскую в монастыре... Вот разве что северный сосед Иоанн!..
      Короче говоря, травит мандарин-собака свою благоверную черным грибом, травит изо дня в день, и в час волка, и в час дракона, и на завтрак, и на обед, и на ужин - и так три недели, а как пройдет месяц, то и падет слегка приувядшая красавица бездыханной: а не лопай яблок из чьих попало рук! А что: на здоровье жаловалась, придворный эскулап напитки ей прописывал, я - царь или не царь, или кто я вам, шакалы! - за потреблением напитков сих неусыпно следил, стало быть: Бог дал, Бог и прибрал, туда ей и дорога, изменщице!
      А и то - прав мандарин - изменщица! Мало того, что пасынка к любострастию приучила путем, понимаете ли, инцеста, так ведь еще ж не просто так наследника развращала, а чтоб сбился с пути истинного, праведного, чтоб совсем с круга сошел. Думала: сперва мамочка, потом дружки-подружки, шампанея, а там, глядишь, и до косорыловки на конопле выдержанной доберется - тут-то мы его на пользу мне и империи честь по чести (и Великой Стеной от чужих глаз прикрываться не надобно) и заменим. Вот хоть на вояку, моего первенца, а лучше бы на младшенького: не гляди, что всё баклуши бьет, придуривается, - корону наденет, там и посмотрим, кто у нас тут Александр Македонский!..
      В общем, почти что "Лев зимой", только не тот, оскароносный, что давным-давно Харви снимал, а тот "Лев зимой", что недавно Андрон Кончаловский в ухудшенной телеверсии за свое new выдал. (Любопытная, доложу вам, коль уж речь зашла о римейках, эта ветка семейного древа: батюшка, как сказал бы ливановский Холмс, "хорошую вещь испортил", но хоть признался, кому она - та испорченная вещь - принадлежала, а сынок круче пошел, по-ленински, своим путем: переснял голливудского "Беглеца", обозвал его "Побегом" и говорит, мол, так и было, а кто такой Харрисон Форд - знать не знаю, ведать не ведаю, должно быть, какой-то калифорнийский плотник!)
      Ну вот, все первостепенные (а второстепенные тоже есть - Офелия там, ее мамаша-самбистка, по совместительству бывшая до нынешней, надоевшей царю, царица и проч.) заговорщики представлены, а дальше, как положено, в дело вступают, с одной стороны, группа "Альфа" ("Медленно и страшно наплывают янычары", то бишь ниндзя с гор на веревках налетают), с другой - регулярная армия среднего брата: все в желтом, бравые, как гвардейцы, но пешком, зато с копьями - кр-расота, девчонки! Натуральная Хельмова Падь из Пи-Джеевых декораций! Народу построили, а затем и повалили - как бы сказал покойный шутник Филатов, "как в фильмах Бондарчука" (старшего, разумеется, о младшем тогда еще и "Росгосстрах" не задумывался), и - наследовать империю стало некому. Простые трудолюбивые китайцы (армии приходят и уходят, народ остается работать) в мгновение императорского ока застелили усыпанную костями поляну новым золотым ковром хризантем, и старые, битые-травленные, опостылевшие друг другу венценосные супруги при полном параде направились... к столу. А и то: любили поесть Афанасий Иванович с Пульхерией Ивановной, да и чем им, старикам, еще было заняться!..
     Тут и сказочке, в лучших традициях постмодернистского кинематографа сварганенной исключительно из чужих текстов, пришел свой конец.
      Если же читатель подумает, что рецензенту очередная опера "фееричного визуала" Чжана Имоу не понравилась, он не сильно ошибется. С другой стороны, это вам не какие-нибудь "пресмыкающиеся тигры и храпящие с похмелья драконы": тут есть и сюжет, и смысл, и яркие актерские работы (не Юн-Фатом единым - Гон Ли лицедействует ничуть не хуже!), и по крайней мере мастерство изобильного - от позднего Куросавы до вечно юного Джексона - цитирования. Я уж не говорю о музыке, камере и боевой хореографии!.. Словом - зрелище превосходное, причем не только для ротозеев, но и для кинолюбов в качестве викторины небезлюбопытное, да к тому же и не слишком длинное - меньше двух часов. Так что посмотреть - конечно, на большом экране - очень даже рекомендую.

Фильм «ПРОКЛЯТЬЕ ЗОЛОТОГО ЦВЕТКА (CURSE OF THE GOLDEN FLOWER)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие