Адамович, Алесь (Александр) Михайлович, Гранин, Даниил Александрович. Блокадная книга: В 2 т. – М.; Терра – Книжный клуб, 2005. – 320 + 352 с. – (Великая Отечественная)
Блокада. Воспоминания очевидцев / авт-сост. Давид, Валерий Михайлович. – М.: Вече, 2014. – 608 с., фот. – (Вся правда о войне)
Никулин, Николай Николаевич. Воспоминания о войне. – М.: АСТ, 2022. – 352 с.
Чуковский, Николай Корнеевич. Балтийское небо: роман: В 2 т. – М.: Терра – Книжный клуб, 2005. – 336 + 320 с. (Великая Отечественная)
Блокада Ленинграда – и одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны, и один из величайших подвигов советского народа. Написано и снято о блокаде множество книг и фильмов. Мы тоже уже говорили о ней не раз, на примерах книг Ильи Миксона, Ольги Берггольц, Даниила Гранина, Юрия Германа, Вениамина Каверина…
И все же ни рвущая сердце документальная повесть Миксона, ни художественные вещи Германа и Каверина не только не исчерпывают тему, но даже и не являются главными книгами о блокаде.
Быть может, самая-самая главная правда сказана Ольгой Берггольц, с чьими поэтическими строками о трагедии миллионного города и многомиллионного народа никто и ничто не сравнится, даже при том, что в литературном отношении лучше Берггольц писали многие. Лучше, но не сильнее. Не тогда и не там!..
Сегодня мы с вами поговорим о наиболее значительных книгах о подвиге города на Неве и его жителей.
Прежде всего, это объемный публицистическо-мемуарный и давно уже ставший классическим труд выдающихся писателей-фронтовиков - белоруса Алеся Адамовича, который в начале 70-х годов прошлого века инициировал идею создания «Блокадной книги», и ленинградца Даниила Гранина, в свое время воевавшего на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, а после войны восстанавливавшего родной город.
«Блокадная книга» представляет собой двухтомную антологию воспоминаний блокадников, данных по необходимости фрагментарно и насквозь прошитых авторским комментарием Адамовича и Гранина. В поздних переизданиях книги к тексту добавлены фрагменты, в свое время не пропущенные цензурой: о каннибализме и «Ленинградском деле». Высокий уровень художественности этого, в сущности, историко-публицистического труда обеспечивается искусным построением книги, первый том которой содержит множество свидетельств блокадников, а второй представляет только три блокадных дневника, зато достаточно подробно.
Таким образом, мы, читатели, видим и общую картину происходящего, данную глазами свидетелей, и писательскую оценку рассказанному ими, и – во втором томе – можем подробно проследить три личных трагических блокадных судьбы, прежде всего, ленинградского подростка Юры Рябинкина, блокаду не пережившего, и крупного ученого-архивиста Георгия Князева, чей военный дневник, кстати, в новом столетии издан полностью («Наука», 2009).
Основное внимание авторов-составителей сосредоточено на трагедии города в самый острый период блокады: осень-зима сорок первого и зима-весна сорок второго годов. О том, что происходило далее, в подробностях рассказывают другие книги, например, ранее уже рассмотренные нами мемуары врача Федора Грачева «Военный госпиталь в блокадном Ленинграде», или сборник документальных свидетельств «Блокада. Воспоминания очевидцев», составленный Валерием Давидом.
Этот сборник сделан далеко не так искусно, как труд Адамовича и Гранина. В нем, как бы перебивая друг друга, соседствуют официальные документы эпохи, отрывки из разных воспоминаний очевидцев, газетных статей и проч., и проч., авторского комментария практически нет, потому и читается она с трудом. Однако, если потрудиться и разобраться в этом сумбуре, прочесть книгу Давида после «Блокадной книги» Адамовича и Гранина, картина ленинградской блокады сложится в вашем представлении достаточно полно и объемно. Ей будет недоставать лишь картины собственно фронтовой.
Такую картину дают нам поздние, написанные в 70-е годы, а впервые изданные только в 2007-м (по причине явной неподцензурности текста, антисоветского по определению) мемуары профессора-искусствоведа Николая Никулина, воевавшего на Волховском фронте, освобождавшего Ленинград и дошедшего до Берлина.
Ранее мы с вами много говорили об «окопной правде» и «лейтенантской прозе». Книга Никулина, создававшаяся в годы наиболее яркого расцвета именно этих поджанров военного прозы и лишь чуть опережавшая «Блокадную книгу», фрагменты которой впервые публиковались в «Новом мире» в 1977 году, представляет ужасающий, холодный и голодный фронтовой быт советского солдата, воюющего в заболоченной местности. Причем оцениваются эти ужасающие картины автором, напрочь отрицающим любые достоинства советской власти.
Первая же публикация мемуаров Никулина, скончавшегося спустя два года после выхода книги из печати, вызвала шквальную и до сих пор еще не утихшую полемику среди «патриотов» и «демократов», в раже своем почти поголовно забывших об истинных достоинствах этих воспоминаний – том самом «окопном» быте, который был ничем не легче инфернального быта горожан зимой сорок первого-сорок второго.
Мой рассказ был бы неполон, однако, без художественного примера, без романа, осмысляющего историю посредством рассказа о человеческой судьбе. Именно это качество большой художественной книги и делает роман главным литературным жанром.
Вероятно, первый большой роман о блокаде был написан Николаем Чуковским, сыном знаменитого детского поэта, литературного критика и некрасоведа.
Старший сын поэта был великолепным переводчиком англоязычной (и не только) литературы. Достаточно сказать здесь, что «Остров сокровищ» Стивенсона все мы читаем и перечитываем именно в переводе Николая Чуковского. Его литературные мемуары, повествующие преимущественно о писателях 20-х годов, можно сказать, образцовы. Как, впрочем, и его биографические очерки о героических первооткрывателях земли. Но вернемся к блокадной теме.
Роман «Балтийское небо» сочинялся очевидцем – это чувствуется с первых же строк, фронтовиком, военным журналистом и блокадником, не время от времени посещавшим передовую, а прошедшим своими ногами все лихолетье, своими глазами видевшим и фронт, и город. В отличие от Никулина, Николай Чуковский был до мозга костей советским человеком. Он не критиковал систему, он воспевал подвиг мужчин, выстоявших в жесточайшей в истории войне, и женщин, спасших великий город беспримерной силой духа.
«Балтийское небо» - книга о простых людях, их мужестве и преданности родине, о любви и страданиях; книга не приключенческая, но читающаяся взахлёб, по впечатлению в чем-то схожая со второй частью «Двух капитанов» Вениамина Каверина. Это книга о «дороге жизни», о жизни вопреки смерти, о том, что это значит быть советским человеком. А для нас, сегодняшних, это и книга о том, какими были наши деды и бабушки, о том, в чем мы похожи на них, и чем, в массе своей, от них, к сожалению отличаемся.
Спустя пять лет после выхода романа в свет, в 1960 году режиссер Владимир Венгеров снял вполне достойный фильм по сценарию Николая Чуковского, задействовав на экране целое созвездие ярчайших актеров – от Михаила Ульянова и Ролана Быкова до начинающего Олега Борисова и юной Людмилы Гурченко. Если молодой человек сегодня прочтет роман и вслед за этим посмотрит экранизацию, его представление об эпохе и о блокаде будет достаточно ярким, ну а глубину этого представления и составят охарактеризованные мною документально-публицистические книги.
«Никто не забыт и ничто не забыто!» - сформулировала когда-то Ольга Федоровна Берггольц. Прочитав эти книги, вы сердцем почувствуете, что они значат, эти простые и бессмертные слова.
И в заключение. Все упомянутые здсь книги можно читать в любом издании. Я привел те, по которым читал сам, сканы обложек намеренно дал другие, чтобы вам легче было ориентироваться.
«Подвиг длиной в 900 дней»
Год издания: 2022