: повествование в рассказах / ил. Д. Атабани. – М.: Б.С. Г. – Пресс. – 200 с., ил. – (Для тех, кому за 10)
Юрий Нечипоренко: новая встреча с юностью
Новая книжка Юрия Нечипоренко называется «Горстка бобов». Название очень точное, как и всегда у этого писателя и ученого в одном лице. И метафоричное, ведь ни о каких бобах, в сущности, автор не рассказывает. А рассказывает он в жанрах короткой новеллы, яркого воспоминания или подходящей как бы в качестве эпиграфа или, наоборот, постскриптума сказки-притчи. О чем? О своем детстве и отрочестве, о студенчестве и первых шагах в науку. Но не только. Еще – об ушедшей советской эпохе, когда Россия и Украина не воевали, а были одной страной, которая называлась СССР, о людях этой страны, ставших, по сути, ее последним поколением.
Лучшие главы книги, то бишь наиболее крупные бобы в ее стручке, разумеется, рассказывают о детстве, о том самом счастливом времени жизни, из которого все мы происходим и - ох, как скоро навсегда уходим, возвращаясь в него лишь во снах, нечастых вспышках памяти, а писатели – в лучших своих книгах, пронизанных и радостью и ностальгией.
Здесь, в Ровеньках Луганской области, Юрий Нечипоренко строил с друзьями шалаши и устраивал пляски нагишом, летал (именно летал) на велосипеде и с велосипеда, скучал на уроках, захлебывался чтением и бросал курить в десять лет (раз – и навсегда, а не сто сорок четыре раза, как Марк Твен, чье творчество, несомненно, и повлияло на него, и неизменно отражается в автобиографических текстах). Здесь, в родных Ровеньках…
Сказанное не значит, однако, что прочие, Крымские, Беломорские и Московские, главы книги хуже. Может, даже, напротив – интереснее, поскольку о становлении ученого Юрия Нечипоренко писатель Юрий Нечипоренко еще не рассказывал столь интересно и сообщительно. Теперь же все мы, даже и те, для кого биофизика – натуральное Лихолесье, как сказали бы переводчики «Властелина колец» Муравьев и Кистяковский, все мы, неофиты, смогли разглядеть во время мгновенной вспышки памяти нашего Януса его второй (или, напротив, первый) лик.
И не только лик писателя, но и лица его персонажей – друзей и просто встречных, таких, как два вьетнамца Зой и Лой – соседи по студенческому общежитию, распевавшие на голоса его имя: «Юураа». Скажете: деталь? Но именно из таких деталей и вырастает литература. Кто-то когда-то назвал Юрия Нечипоренко лучшим рассказчиком нашего времени. Это и так и не так, потому что писатель, несомненно, должен быть хорошим рассказчиком. Но чтобы стать писателем, одного этого мастерства мало, ведь писатель – это создатель миров. Или воскреситель эпохи. А как ты расскажешь эпоху тем, кто ее не застал? Тайна. Загадка. И вот взгляд, проникающий вглубь, ухватывающий детали, нанизывающий их на единую нить нарратива, благодаря чему оживают описываемые или придумываемые герои, да еще когда все это передается ни на кого другого непохожим голосом, - это и есть и разгадка. И литература.
А когда рассказы еще и обладают точными и в то же время многозначными названиями, как тот же сборник «Горстка бобов», читателю и критику, если он экстраверт, остается только крикнуть браво, а если интроверт – тихо и сердечно сказать: «Спасибо!»
Так, названия притч в предыдущей книжке Юрия Нечипоренко «Маленькие сказки», откуда он черпал для «Горстки бобов» эпиграфы и постскриптумы, обычно начинаются со слов «Человек, который…». Воспользуюсь этим, чтобы в заключение, чуть переиначив формулировку, закончить так: «Горстка бобов», продолжающая книжку «Смеяться и свистеть», в свою очередь продолжившую книжку «Начальник связи», а вкупе составившая с ними автобиографическую трилогию, которая может быть и, надеюсь, будет продолжена, - «Горстка бобов» - это притча жизни писателя о жизни ученого. Писателя, который каждой своей новой вспышкой памяти, каждой новой притчей своей, каждым стихотворением в прозе дарит читателям радость встречи, творчества, бытия. А если без громких слов – радость жизни. Ведь жизнь, особенно в детстве, это и есть истинная радость.
«Горстка бобов»
Год издания: 2022