Специальный выпуск журнала "Сибирские Огни"
Дорогие друзья!
Сегодня я хочу представить вам специальный выпуск журнала «Сибирские Огни», только что вышедший из печати. Его подготовили вместе с редакцией журнала сотрудники Новосибирской областной детской библиотеки. Сотрудничество это объясняется тем, что весь выпуск посвящен 65-летию библиотеки. А кто же расскажет о ней лучше, чем те, кто в библиотеке работает?..
Юбилею, истории учреждения посвящен большой информативный материал, путеводителем проходящий по страницам всего выпуска, перемежающий стихи и прозу сибирских авторов, публиковавшихся в 60-е годы прошлого века на страницах «Сибирских Огней», и перемежающий большие подборки современных поэтов и прозаиков, пишущих для детей. Из этого материала читатель может узнать о том, как зарождалась библиотека, как она развивалась в разные десятилетия второй половины двадцатого столетия, чем живет сегодня и какой будет завтра. Текст сопровождают фотографии, представляющие интерьеры, книги и, конечно, людей – тех, кто работает с книгой и читателем, и тех, кто любит книгу, больших и маленьких. Текст нескучен, очень разнообразен и, безусловно, интересен всем, кому дорога история родного города.
Маленькому же читателю выпуска, а равно и тем взрослым, кто будет помогать малышам знакомиться с рассказами, сказками и стихотворениями в нем опубликованными, никаких советов по чтению давать не надо. Первым делом они будут рассматривать чудесные картинки сборника, выполненные замечательными художниками Натальей Кацпаржак, Любовью Лазаревой и всеми-всеми-всеми мастерами грифеля и кисти, чьи рисунки украшают страницы журнала и оживляют короткие и длинные строчки стихотворений и рассказов. Рассмотрев же раз-другой и третий и вальяжных котов-дирижеров и динозавров всех мастей и пород, самый главный читатель сборника, без сомнения, потребует: «Читай!»
Что ж, начнем, друзья.
Первое и самое общее впечатление – поэзия, как Гайдар в известной советской песне, «шагает впереди». Она ярче, интереснее прозы, она с выдумкой и удовольствием играет с детьми, а играя, незаметно воспитывает. Самое главное слово здесь – «незаметно». В этом-то плане она и переигрывает прозу сборника, порой откровенно назидательную.
Главные герои сборника – Леонид Чернаков и Алексей Ерошин.
Леонид Михайлович Чернаков (1937 – 2017) - военный инженер и поэт, наследник советской классики детской литературы, истинное признание получивший, пожалуй, только в последнее десятилетие. Посмотрите на примере стихотворения «Часы и весы», как интересно он играет со словами и смыслами, используя поэтические открытия С. Маршака, А. Вознесенского и М. Яснова, и как ненавязчиво и с юмором раскрывает в финале истинный замысел текста.
Часы и весы
Если вы к одной тарелке
Прикрепляете две стрелки -
Получаются часы.
Если как-то две тарелки
Прицепить на общей стрелке -
Получаются весы.
А потом поймёте сами,
Что с часами и весами
Жизнь становится другой:
Очень точно отмеряешь,
Сколько времени теряешь,
Занимаясь чепухой.
Подробнее о творчестве Леонида Чернакова можно прочитать в моей статье «Лучшее средство от комаров – шифоньер».
Творчество активно работающего сегодня бердского поэта и художника Алексея Ерошина – наследника одновременно и классиков и авангардистов, я также представлял вам в статье «Прогулки по облакам, или Игра в «классики»». Новые его стихи, представленные в этом сборнике, лишь подтверждают мысль о том, что истинный поэт – прежде всего, истинный читатель.
Превосходный лирик и замечательный иронист, Ерошин еще и отменный рассказчик – многие его стихотворения представляют собой интересную историю или веселый рассказ, написанный звучными и точными стихами. А это особый дар – упаковывать острый сюжет в изящную лирическую обертку.
Вот пример ерошинского, насквозь литературного, игрового, ироничного лирического рассказа в стихах.
Обиделась
Обиделась
Тыква смертельно однажды:
- За что, поясните,
Мне «тыкает» каждый?
Какую-то выдру
Зовёте на «вы»!
И выхухоль даже!
Меня же - увы.
Я с виду солидна,
Крепка
И опрятна
И внутренне тоже
Сладка
И приятна.
Я тихо-спокойно
На грядке лежу,
Ни с кем не скандалю,
Со всеми дружу.
И очень прошу вас,
Чтоб с этого дня
Почтительно
ВЫКВОЙ
Вы звали меня!
Отсмеявшись при первом прочтении вместе с маленьким читателем, взрослый может с большим успехом рассказать ему о том, что спрятал между строчек своего стихотворения Алексей Ерошин, а также и о тех, кто там сам спрятался под его руководством, рассказать о «Букве Ты» Леонида Пантелеева и о «Букве Я» Бориса Заходера. В таком случае, несомненно, малыш запомнит навсегда не только стихи нашего автора, но и приоткроет для себя удивительный, волшебный и необозримый мир литературы. А не в том ли наша с вами – писателей, поэтов, учителей, библиотекарей, да и критиков тоже – самая главная задача?..
Разумеется, в рамках рецензии невозможно представить всех участников сборника. Так или иначе, все поэты пытаются наследовать Маршаку, обэриутам, Яснову и отчасти Остеру. Как это у них получается – судить читателю, в меру его начитанности и вкусовых пристрастий. О моих любимцах я рассказал, а в заключение разговора о поэзии сборника представлю вам интересное стихотворение Марии Дубиковской, с творчеством которой встречаюсь впервые.
Не скажу
Приду из школы молчаливый я,
«Устал» - совру неубедительно,
Пирог не стану есть со сливами
И не скажу своим родителям,
Что я сегодня дрался с Ветровым,
Сорвал с Петровой Машки бантики
И что минуты с километрами
Хотел сложить на математике,
Не слушал Лидию Ивановну
И двойку получил по пению…
Что спрятал я дневник под ванною
Из чувства мамосохранения.
Если в целом это стихотворение произрастает, пожалуй, из «Школы прикола», а та, в свою очередь, растет из Остера, то последняя – и лучшая – его строчка, согласитесь, школа Яснова. А в общем, забавно и мастерски!
Подборка известного новосибирского поэта Владимира Светлосанова впервые на моей памяти представлена стихами для детей. Почерк «взрослого» по преимуществу автора в них, несомненно, ощущается, что несколько усложняет, по-видимому, их восприятие маленькими читателями и предполагает помощь взрослых. Лучше всего было бы, если впервые с ними знакомили ребенка бабушки и дедушки, так же, как они знакомили с Чуковским и Маршаком людей нашего поколения.
Стихи Владимира Светлосанова, опубликованные в этом выпуске «Сибирских Огней» – не первое обращение поэта к детской литературе. Тридцать лет назад он публиковал в нескольких номерах газеты гимназии № 1 «Ярило» лирическую повесть-сказку «Аромат и Ариель», очень тепло принятую читателями, но почему-то не продолжил работу над своей поэтической прозой.
Поэт строит свои стихи детям в основном на игре со словами, причем не только с русскими, на калейдоскопическом кружении смыслов, из этой игры вытекающем, на ненавязчивых, однако очевидных – не цитатах даже, - а намеках на цитаты из советской детской классики. В жанровом отношении стихотворения разнообразны. Одни из них чисто лирические, как «Слепой дождь», другие сюжетные, как «Страус без головы». В целом эти вещи представляют скорее маршаковскую школу, нежели школу Чуковского, обращения к которой, казалось бы, и следовало ожидать от В.С. Светлосанова, при его установке на самоценность слова.
Тем неожиданнее и интереснее это новое, первое знакомство с иной ипостасью давно знакомого поэта.
Теперь о прозе.
Рассказ Дины Гербек «Пошутил» - своего рода развернутый анекдот, как бы выворачивающий наизнанку классическую новеллу Юрия Сотника «Райкины пленники». К чести писательницы, сравнение с классиком она выдерживает: история веселая, а портреты ее героев вполне современны.
Цикл рассказов про маленьких братьев Алешу и Сёму Татьяны Русаковой представляет быт сегодняшних маленьких горожан. Люди и события написаны точно и тонко, читаются новеллы легко и с интересом, потому, конечно, будут полезны и детям и воспитателям.
Приключенческие околошкольные истории в стихах и прозе Антонины Малышевой интересны будут ребятишкам постарше, а также тем, кто любит фантастику, в которую развитое воображение умеет превращать самый обыкновенный быт.
Напротив, сказки Татьяны Сапрыкиной радуют буйством фантазии. Это такая отлично написанная ничувидница в духе «Робина Бобина» и кэрролловской «Алисы», возбуждающая желание играть со словом и смыслом, переворачивая с ног на голову не только привычные явления, но и, в случае развитого воображения, само мироздания.
Татьяна Рабцева умеет писать коротко и даже очень коротко. Но и самые короткие – всего в несколько строчек – ее тексты - то именно рассказы, а не анекдоты и не зарисовки. Они то ироничны, то лиричны. Наверное, лирическая струна в ее творчестве все же сильнее, недаром она одинаково хорошо пишет и прозу, и стихи. Именно коротким лирическим стихотворением Татьяны Рабцевой мне и хочется завершить рассказ об этом выпуске «Сибирских Огней», которым журнал в сотрудничестве с областной детской библиотекой начали большое хорошее дело. Будем надеяться, что только начали, что подобные выпуски будут появляться регулярно, дети получат замечательный ежегодник, а писатели – отличный новый альманах, в котором будут публиковаться такие вот запоминающиеся стихи, как «Туча» Татьяны Рабцевой:
Туча-мама тёмной ночкой
Потеряла тучу-дочку.
В темноте искать устала,
Но, найдя, ругать не стала,
Лишь немного погрозилась.
Обняла и прослезилась.
«Новосибирские писатели – детям большого города»
Год издания: 2021