Ерошин, Алексей Дмитриевич. Я гулял на облаках: стихи / ил. Е. Бауман. - СПб.: Качели, 2017. - 32 с., цв. ил.
Ерошин, Алексей Дмитриевич. Шёл по городу скелет: стихи / ил. М. Покалёва. - М.: Мелик-Пашаев, 2017. - 48 с., цв. ил.
Алексей Ерошин - имя для широкого читателя новое, хотя любители поэзии знают и ценят его разносторонние дарования (помимо стихов, он пишет прозу, сочиняет и исполняет песни, превосходно фотографирует, охотится и гоняет на мотоцикле) уже не первый год. Теперь наконец-то оценили его по достоинству и господа издатели - в 2017 году по книжке издали в Москве и Питере. Сразу скажу: по книжке замечательной, причем не только стихами Ерошина, но и картинками Екатерины Бауман и Максима Покалёва - очень и очень разными, но в обоих случаях прелестными. И сразу же добавлю: отныне, будем надеяться, проблем с изданиями у Ерошина не будет, тем более что он уже получил лестную характеристику от самого Михаила Яснова, а нетерпеливая сетевая критика выдала ему определение: «будущий классик».
Что ж, очень возможно. И очень отрадно, хотя бы потому, что никаких литературных классиков - ни прошлых, ни настоящих до сих пор Новосибирск не рождал, за исключением разве что Юрия Магалифа, да ведь и тот был «ленинградцем в Сибири».
Теперь несколько слов о биографии «будущего классика». Он родился в 1972 году в селе Ленинское НСО, окончил Тогучинский лесохозяйственный техникум, потом отделение кино-видеотворчества в Новосибирском Областном Колледже Культуры и Искусств по специальности «режиссура». Работал в должности помощника лесничего, был видеооператором, а в трудные времена даже сторожем и столяром. В настоящее время – художник-дизайнер, живет в Бердске, печатается в многочисленных сетевых и бумажных журналах, имеет свой сайт: http://alex.rifma.ru/content/hohmy.html.
Более полновесной биографии представить читателю я пока не имею возможности, однако надеюсь сделать это в будущем, возвращаясь к творчеству земляка по мере появления его новых книг, а здесь даю ссылку на страничку Ерошина на сайт библиотеки: http://maxlib.ru/lib.php?item=365.
Как охарактеризовать книги, уже увидевшие свет? Пожалуй, точнее всего как явление по-настоящему профессионального читателя, наделенного недюжинным поэтическим даром. А это и означает, в сущности, проблеск восходящего в ночном небе светила. Почему? Потому, что всякий писатель начинается именно как читатель. А чаще всего, особенно в последнее столетие, и продолжается тоже как читатель. Читает же Ерошин настоящую поэзию: Пушкина, конечно же, Кэрролла, Маршака, Чуковского, Хармса, Яснова… Все они в той или иной мере отражаются в его зеркале, то мельком, калейдоскопически, то задерживаясь, чтобы дать возможность читателю вглядеться и понять, как варьирует их сюжеты и применяет приемы молодой автор.
Возьмем, к примеру, стихотворение «Англичайное» (или, может, лучше: «Англичайное» стихотворение?), в котором посредством фонетической игры преображаются привычные понятия:
Каждый истинный мужчина,
Сэр, короче говоря,
Англичаю англичинно
Выпивает чуть заря.
Если день случится жаркий,
Англичудный выходной -
Он разгуливает в парке
С англичадом и женой.
Англичайка в небе вьется…
Ну, и тому подобная забавная игра слов, игра в слова и игра со словами. Ничего не напоминает? Конечно, напоминает - обэриутов. А откуда они взялись? У футуристов выучились. А те? А те, скорее всего, читали Кэрролла. Такова паутина литературных связей и влияний.
Или вот, стихотворение «Паучилище». Понятно, что составлено название из двух слов: «паук» + «училище». А это давно делается, вспомните того же Толкина, чей хоббит составлен из слов: «человек» + «кролик». И потом еще песенка была в телевизионной экранизации «Золотого ключика», помните: «Поучают, поучают, поучают… Поучайте лучше ваших паучат»?
Я вовсе не хочу сказать, что Ерошин не оригинален, напротив, как автор остроумный, игровой, он выбирает лучшие образцы предшествующей литературы и варьирует их на свой лад очень интересно. Ведь и классики варьировали на собственный лад книжки предшественников, в особенности детские писатели.
Помните ли вы, друзья, стихотворение Агнии Барто про то, как мама купила сыну снегиря, как он этого добивался и чем все закончилось? Конечно, помните. И Алексей Ерошин помнит. Но не только помнит, а сочиняет собственный, уже совершенно современный и чисто мальчишеский текст «Пацифист» на тему стихотворения старой советской поэтессы. Именно - на тему, а не на сюжет. Попробуйте перечитать эти стихи и сравнить их: быть может, ваш старый книгочей напридумывал тут разного, а на самом деле все совсем не так…
А что такое стихотворение «Письмо для бегемота» как, с одной стороны, не пример для подражания учителям зоологии на предмет того, как сделать урок интересным, с другой же стороны, этот текст вполне мог бы дополнить «Доктора Айболита», и не смотрелся бы в тексте Чуковского чужеродным. Ну, а «Чистюля» - тоже ведь, в сущности, вариация на тему «Мойдодыра» того же классика!.. И какая еще талантливая вариация! Честное слово, мне кажется, что старик Корней Иваныч не пожалел бы добрых слов для сибирского сочинителя.
Вероятно, и Самуилу Маршаку понравилась бы вариация Ерошина на «Рассеянного с улицы Бассейной» - стихотворение «Разиня», как, конечно же, нравится, наверное, Михаилу Яснову ерошинская «КОТОстрофа».
Если читать стихи Ерошина внимательно (а их, как и вообще читать - нужно именно внимательно), то можно встретить многих и многих старых знакомых, даже, к примеру, не кого-нибудь, а самого Шерлока Холмса. Попробуйте сами увидеть его на страницах книжки «Я гулял по облакам».
Мне, как вы уже поняли, поэт Алексей Ерошин очень понравился, причем не только в детской его ипостаси. И не только потому, что он мой земляк. Явление истинного поэта и вообще происходит нечасто, а в наш век - событие исключительное, радостное и обнадеживающее, ибо, перефразируя, высказывание Александра Блока, поэзия - это далеко не просто умело написанные стихотворные строчки, но одна из величайших загадок Искусства. Вот потому, читая иронические и пронзительно-лирические вещи Ерошина, как «Работяга», «Эстафета», «Молочная история», «Клетки, пятна и полоски», я решил непременно рассказать вам о нем, не откладывая дело в долгий ящик и не дожидаясь выхода в свет сборников его взрослых стихов или прозы. Уверен, их появление не за горами, а значит, на за горами и наши новые беседы об этом замечательном авторе, быть может, и в самом деле будущем классике.
И в заключение - стихотворение Алексея Ерошина, которое уже сегодня может послужить оправданием нашим ожиданиям.
Клетки, пятна и полоски
У всех зверушек
Свой наряд,
На прочих
Непохожий:
Полно полосок
У тигрят,
У каждой зебры
Тоже.
В колючках
У ежа
Спина,
У леопарда
В пятнах,
У жаб
В пупырышках она,
Не очень-то приятных.
Овца
В кудряшку носит мех,
А далматин -
В горошек.
Свои одёжки
Есть у всех
Больших зверей
И крошек.
Но только
В клетчатом пальто
И в клетчатой
Жилетке
Не любит щеголять
Никто -
Не любят
Звери
Клетки!
«Прогулки на облаках, или Игра в «классики» Алексея Ерошина»
Год издания: 2017