Харитонов, Марк Сергеевич. Учитель вранья: повесть-сказка / ил. Е. Вечерина. – М.: Новое литературное обозрение, 2003.
– 272 с., ил. – Сказки НЛО)
Крапивин, Владислав Петрович. Оруженосец Кашка: повесть / ил. Е. Медведева. – М.: Оникс, 2010. – 192 с., ил. – (Библиотека
российского школьника)
Веркин, Эдуард Николаевич. Друг апрель: повесть / ил. Я. Седовой. – М.: Игра слов, 2011. – 320 с., ил.
Добрый день, друзья мои!
Сегодня мы поговорим о трех книгах отечественных авторов, не подверстывающихся под общую шапку заглавия, поскольку они очень разные, написаны для молодых людей разных возрастов, разной культуры и различного читательского опыта. Впрочем, нечто общее у всех этих произведений все же есть: они отражают нас в разных зеркалах, тем самым давая возможность не только внимательно рассмотреть разнообразные среды нашей жизни, но даже и сравнить их друг с другом, а вместе с тем и саму литературу представляют весьма разносторонне, именно – детскую в жанре повести-сказки, подростковую в жанре романтической повести и юношескую (взрослую) в жанре реалистического романа.
Вот и давайте посмотримся в эти зеркала вместе.
Сначала, конечно, - в сказочное зеркало Марка Харитонова, прочитав его книжку для самых маленьких «Учитель вранья».
Харитонов, вообще-то, взрослый писатель: романист, эссеист, новеллист, переводчик. Тонкий мастер слова, он давно и хорошо известен книгочеям, удостоен высоких литературных наград. Что же до «Учителя вранья», вышедшего в элитарном академическом издательстве «Новое литературное обозрение» в 2003 году, то это, кажется, первое обращение писателя непосредственно к детям. Вероятно, Марк Сергеевич писал повесть для собственных внуков, но, может быть, я и ошибаюсь, высказывая наугад такое предположение.
Главные герои этой милой книжки – Таська и Тим, маленькие дети, дошкольники, брат и сестра, погодки. Они очаровательны и в словесных портретах Харитонова, и в рисунке на обложке книги. Как и бывает в жизни, ребятишки то ссорятся, то мирятся, то скрывают друг от друга глубоко личные тайны, то, напротив, этими тайнами делятся. Живут они на даче, с наспех найденной няней-абитуриенткой, поскольку родители ненадолго уехали отдохнуть.
Для малышей дача, речка, близлежащий лес – волшебная страна, а если вдруг поблизости появляется еще и настоящий волшебник, пусть даже младший брат Гудвина Великого и Ужасного, дачная жизнь превращается в настоящую волшебную сказку.
И вот, когда мы смотрим на мир глазами пятилетней Таськи и шестилетнего Тима, то видим не ветхий сарайчик в подмосковном поселке с трехступенчатой лестницей в подвал, а мрачный подземный ход, ведущий в настоящую Волшебную страну или в Алисино Зазеркалье, где Ученый Кот, гуляющий сам по себе, заставляет нас проходить труднейшие испытания, а человек-фонтан наплакивает нам галлоны газировки, колдовской Ветер Вечности, подхватив на свои крыла, в мгновение ока проносит нас от зрелости до младенчества, а премудрая Синяя Птица Соня помогает вырваться из объятий волшебства и найти дорогу домой.
Но Харитонов – слишком большой мастер, чтобы открыть нам художественный мир лишь с позиции малышей. Нет, конечно, и волшебный, и реальный мир, изображенный на его картине, мы можем видеть глазами разных персонажей – того же Учителя Вранья, например, или няни-абитуриентки, да ведь и сам автор отнюдь не отводит очи в сторону. И удивительное разнообразие зеркальных отражений получает читатель в итоге, будете читать книжку – сами убедитесь.
Как вы уже поняли, симпатичная история Марка Харитонова, в сущности, как конструктор, составлена из мотивов и сюжетов множества популярных и любимых всеми от мала до велика народных и литературных сказок. В основе ее – поиск и вызволение из беды старшим братом младшей сестренки, в коих ему помогают многие знакомые и полузнакомые сказочные персонажи и один не очень-то сказочный, тот самый Учитель Вранья, в сущности, всю историю не то сочинивший, не то спровоцировавший. Гудвин, в общем, к которому идут и от которого уходят герои.
Событий и приключений в этой истории, развивающейся одновременно в нашей реальности и в сказочном Зазеркалье, неимоверное множество. Еще большее множество их оставлено автором про запас, ведь заканчивается книжка словами «Продолжение следует…», да и, если вдуматься, не все загадки в ней разгаданы. Хоть, например, загадка личности Учителя Вранья, того самого Гудвина. Или загадка его подруги, Скуки Зеленой, няни-абитуриентки. Я уж не говорю о хитром Ученом Котяре, о маленьком Великане или колдунье из Волшебной Страны, чьи истории только намечены в первой книге.
Хорошо бы прочитать вторую, только вот что-то не торопится ее издавать Марк Сергеевич Харитонов. Может, мы вместе его попросим об этом как следует, скандируя волшебное слово: «ПО-ЖА-ЛУЙ-СТА!!!»
Следующее зеркало, в которое мы с вами посмотримся сегодня – повесть Владислава Петровича Крапивина «Оруженосец Кашка». О Крапивине нам уже приходилось говорить. Он – романтик и педагог, ученик и продолжатель Александра Грина и Аркадия Гайдара, фантаст и реалист, его замечательные, исполненные доброты и любви к детям книги уже более полувека взахлеб читаются вашими родителями и родителями родителей, да и вами самими тоже, несмотря даже на то, что ни того общества, ни самой той жизни, о которой они рассказывают, давным-давно нет. Но есть дети, есть правда и неправда, есть любовь и ненависть, дружба и вражда, есть вечная ценность мужества и порядочности, вступающих в бой с трусостью и предательством, - ценность, не зависящая ни от какой иной идеологии. Поэтому и сегодня любая новая или старая книга Владислава Крапивина читается с удовольствием.
А повесть «Оруженосец Кашка» в этом году отмечает свой пятидесятилетний юбилей. Впервые она увидела свет в далеком 1965 году, в году, когда вашим дедушкам было столько же лет, сколько ее героям – от 12-ти до 15-ти. Мы, дедушки, в отличие от вас, конечно, знаем на собственном опыте, что такое пионерский лагерь, но ведь и вы, на опыте собственном, знаете, чем отличается настоящая живая дружба от сетевого общения. Не так ли?
В те времена не было компьютеров, не говоря уж о сети, о мобильных телефонах даже в фантастических романах не сочиняли, мало у кого был свой магнитофон – 20-килограммовый ящик, в который заправлялись большущие бобины с ломкой магнитной лентой, не у всех был даже собственный черно-белый телевизор. О джинсах можно было лишь мечтать, вместо кроссовок бегали в кедах или сандалиях на босу ногу, обязателен был красный пионерский галстук, маек с изображением поп-звезд и английскими надписями и в глаза не видели. Словом, это было тогда, когда люди моего поколения учились в третьем-пятом классах…
Какое это было время – хорошее или плохое, как нам тогда жилось – лучше или хуже, чем сейчас? А сейчас – лучше или хуже, чем в гайдаровские времена? А знаете, друзья мои, не лучше и не хуже – по-другому. Как именно? А вы почитайте Крапивина, он ведь, как я уже сказал, продолжатель Грина и Гайдара, что означает: он как бы соизмеряет, сопоставляет своих героев – мальчишек 60-70-х - с мальчишками 20-30-х. Лучше или хуже время героев Крапивина, нежели время героев Гайдара?..
В конце 30-х годов прошлого века талантливый юноша Павел Коган писал в своих стихах:
«Три отраженья бытия: сказка Марка Харитонова, романтическая повесть Владислава Крапивина, реалистический роман Эдуарда Веркина»
Год издания: 2011