Не для взрослых. Повесть об идущем впереди, или Новые книги Мариэтты Чудаковой
Рассказы старого книгочея
Чудакова, Мариэтта Омаровна. Не для взрослых. Время читать! Полка третья. - М.: Время, 2012. - 256 с., ил.
Чудакова, Мариэтта Омаровна. Егор: биграфический роман / ил. В. Коротаевой. – М.: Время, 2012. – 592 с., ил.
Год издания: 2012
Рецензент: Распопин В. Н.
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы вновь поговорим о детских книжках Мариэтты Омаровны Чудаковой, которой полностью посвятили одну из наших прошлых встреч.
Думаю, вы не забыли нашу беседу о трилогии "Дела и ужасы Жени Осинкиной" и двух первых книжках "Не для взрослых. Время читать!" из задуманного автором большого цикла. Полагаю, сказав, что цикл будет большим, я не ошибаюсь, ведь только что издательство "Время" выпустило третью его часть, серию, или полку, как определяет сама Мариэтта Омаровна.
Если же все-таки наш разговор уже подзабылся, загляните сюда. А я сегодня не стану повторять уже сказанного об авторе и начальных книжках цикла, но постараюсь коротко рассказать вам о ее новых работах.
Как и обе предшествующие, "Не для взрослых. Время читать! Полка третья" построена на незавершенных цитатах, неоконченных пересказах содержания и без жесткой привязки к хронологии. Начинает Мариэтта Омаровна с рассказов о животных Веры Чаплиной и повести А.Н. Толстого "Детство Никиты", а заканчивает, с помощью дочери, новеллами Мопассана и Джека Лондона. Кроме названных, авторы предлагают знакомство с романом Гюстава Флобера "Мадам Бовари", детективными рассказами Гилберта Кийта Честертона, "Всадником без головы" Майн Рида, сказками Эрнста Теодора Амадея Гофмана, повестью "Янки при дворе короля Артура" - пародией Марка Твена на рыцарские романы, фантастическими произведениями Герберта Уэллса, творчеством Михаила Жванецкого и Израиля Меттера, а также с поэтическими произведениями А.С. Грибоедова, А.Т. Твардовского и М.В. Исаковского.
Всё это, конечно, очень разные авторы и очень разные книги. Одни из них - классика высокой литературы, другие, что называется, классика жанра. Так ли уж необходимо вам читать всё, что предлагает М.О. Чудакова? Не уверен. Не думаю, например, что без чтения рассказов Израиля Меттера никак нельзя обойтись - хоть в детстве, а хоть и вообще. Его протест против одуряющей советчины, проявленный в издевательстве над советизмами (особым, чисто совковым языком), на мой вкус, не столь уж и замечателен. Во всяком случае, М.М. Зощенко издевался над гомо советикус много-много ярче. Не думаю также, что сегодня очень уж интересной покажется вам несколько устаревшая фантастика Уэллса, хотя, разумеется, это классика жанра, познакомиться с которой нужно.
Впрочем, составление списков обязательного чтения - это ведь, в немалой степени, дело вкуса. Для меня, по крайней мере, открытием стали рассказы Веры Чаплиной, за что большое спасибо Мариэтте Омаровне. Как-то так получилось, что до того, как она рассказала о Чаплиной на страницах "Времени читать", я (вот тебе и старый книгочей, воистину, нельзя объять необъятное!) ничего об этой писательнице не знал. А рассказы ее оказались просто замечательными!
Что еще кажется мне самым важным на третьей полке М. Чудаковой? Конечно же, "Горе от ума" Грибоедова, о языке и смысле которого автор рассказывает нам так интересно, как никогда не расскажут учебники, да, пожалуй, и учителя на уроках. "Василий Тёркин" Твардовского - тоже книга, без которой настоящему читателю не обойтись, а "Детство Никиты" - в самом деле, необходимое и прекрасное чтение прежде всего в ваши годы.
Что же касается зарубежной литературы, особенно классики (Гофман, Флобер, Мопассан), то могу сказать, что я с ними познакомился именно в этом возрасте - в 14-15 лет. Но это не значит, права Мариэтта Омаровна, что позже читать этих авторов будет неинтересно. Пожалуй, наоборот. Чем старше (в пределах отрочества и юности) вы будете, когда впервые откроете, например, "Мадам Бовари", тем лучше. И не потому, друзья мои, что в этом романе, или, скажем, в произведениях Мопассана так уж много "клубнички" - того, что раньше стыдливо упрятывалось под гриф "Детям до 16" - в нынешней, ни под какие грифы не спрятанной литературе, не говоря о телевизоре и кино, всего этого куда как больше (и куда как хуже!). Дело в том, что для того чтобы понять художественное произведение, написанное не для детей, надо суметь его прочувствовать, а чтобы прочувствовать, надо иметь какой-никакой жизненный опыт. У вас такого опыта еще нет и не может быть, оттого и вещи Флобера, а, может быть, и Мопассана, скорее всего, покажутся вам скучными.
Иное дело Джек Лондон. Его героические книги, за исключением, двух-трех вещей, интересны и в самом деле именно в отрочестве, потом вы вряд ли за них возьметесь. Как, наверное, и за романы Майн Рида и Хаггарда, составляющие основу любой версии "Библиотеки приключений", в какие бы времена она ни составлялась.
Как я уже сказал раньше, вероятнее всего, на трех полках детского чтения Мариэтта Омаровна Чудакова не остановится, следует ждать продолжения. Я постараюсь его не упустить и, по выходу очередных книжек, рассказывать вам о них. А сейчас - еще об одном новом произведении этого автора - историко-политико-биографической повести "Егор", посвященной большой и сложной эпохе в нашей недавней истории и одному из известных ее деятелей, Егору Тимуровичу Гайдару, чье имя до сих пор не оставляет взрослых людей равнодушными, будучи одними прославляемо, но значительно большим числом людей проклинаемо.
Егор Гайдар, сын известного журналиста-международника и контр-адмирала, чьим отцом, в свою очередь, был знаменитый советский писатель Аркадий Гайдар, и дочери другого знаменитого писателя, Павла Бажова, родился в 1956 году, в начале 90-х совершил революцию, а умер в 2009-м. Умер – потому что был отравлен, но перед нами не детектив, а биографическая книга, я бы даже сказал – реквием одного бесстрашного человека другому.
Почему Егор Гайдар был бесстрашным человеком, вы узнаете, прочитав книгу. Почему Мариэтта Чудакова – бесстрашный человек, попробую подумать здесь вслух. Да, конечно, за последнюю четверть века общество в нашей, еще в недавнем прошлом лагерной или полулагерной стране, сумело построить некое подобие демократии. Но, во-первых, это лишь подобие, во-вторых, и оно постоянно находится под угрозой возврата к тоталитаризму. И, стало быть, книга, написанная почти без оглядки на воинственную, никогда ни перед чем не останавливающуюся в стремлении к власти, наживе, бесконтрольности, начисто лишенную ответственности и совести, в последние годы вновь принявшуюся за удушение всего и вся бюрократию, - есть человеческий и писательский подвиг. А подвиги совершают только бесстрашные люди. Впрочем, М.О. Чудакова совершает уже не первый подвиг бесстрашия, репутация ее как гражданина, человека, писателя и ученого давно и хорошо всем нам известна.
Книга о Егоре Гайдаре, кажется, и не могла быть не написана ею, как не могла быть не написана ею книга о нашем прошлом и настоящем. Не художественная, не научная, а публицистическая. К публицистике в конечном счете приходили все большие русские писатели и ученые, а феномен Чудаковой и есть - большой ученый плюс хороший, честный писатель.
Итак, биографическое повествование "Егор" посвящено Егору Гайдару, но гораздо больше рассказывает оно о нашей с вами истории и сегодняшнем дне. Кажется, Мариэтта Омаровна не упустила ничего из того главного, что нас составляет, за одним, правда, исключением. Если читать ее книгу, ничего не зная ни о земле нашей, ни о людях, которые на этой земле живут, может показаться, что речь идет о преисподней, странным образом породившей существо, эту преисподнюю взорвавшем. Однако так может показаться только тому, кто совсем ничего о нас и нашей стране не знает. Мы же с вами здесь живем и умираем, а потому кое-что все-таки знаем. Знаем, что в самые жуткие времена нашей истории (а когда они у нас не были жуткими?) эту несчастную землю населяли не только злодеи, но и простые добрые люди. Даже и главный враг советской власти А.И. Солженицын повторял пословицу "не стоит село без праведника", а книги его содержат множество тому подтверждений.
Но все же, рассказывая об истории страны в ХХ веке, честный писатель неизбежно и неминуемо будет рассказывать об аде. Ибо именно адом и было то, что породили большевики, а взращивали наследовавшие им коммунисты. Ровно такими же демонами и бесами остались они и сегодня – старые и молодые, без разницы, теперь, пожалуй, только называют себя по-другому. И то не все.
В общем и главном, книга Мариэтты Чудаковой об этом – об аде и демонах. И о немногих, демонам в этом аду противостоявших. Феномен Гайдара в том и заключается, что был он внуком одного из крупных идеологов коммунистической власти, сыном верой и правдой служившего ей долгие годы идеолога и военного, а сам исповедовал совершенно противоположную идеологию и, в конечном счете, сокрушил все то, чему не менее талантливо и не за страх, а за совесть служили его дед и отец.
Но это – феномен Егора Гайдара. А есть еще феномен страны. И заключается он в том, что все главные ее таланты, начиная от Радищева и Пушкина с декабристами, в течение двухсот лет работали, правда, не всегда осознавая это, на идею, с которой Гайдару пришлось схватиться в смертельном бою. Итог этой схватки – гибель обоих, и идеи, и Гайдара, беда лишь в том, что идеи, в отличие от людей, не умирают насовсем. Впрочем, на смену погибшим бойцам тоже приходят их наследники, увы, зачастую, не такие талантливые.
Возможно, именно поэтому книга у М. Чудаковой вышла более скорбная, нежели героическая. Некая, совершенно справедливая, я бы сказал, объективная, пусть и не называющая конкретных имен, безысходность заполняет последние десятки страниц, но именно она-то и придает книге бОльшую глубину, а последнее обстоятельство не позволяет читателю, перевернув последнюю страницу, легко отвлечься и забыть о прочитанном.
"Егор", таким образом, чтение непростое, нелегкое, но чрезвычайно нужное и полезное, ибо, вместе с историей жизни крупнейшего российского экономиста, подробно знакомит юного читателя с историей страны, ее политики и экономики, ее культуры, ее вечного распутья, и, увы, ее беспутья.
А еще, и это, вероятно, самое главное, книга Мариэтты Чудаковой, говорит о том, что в самой тяжкой, самой обреченной войне, в самОй гибели героя не погибает и не может погибнуть надежда. С ней, с надеждой, мы, живущие в этой стране, живем и умираем всегда.
Этот мотив, порой замирающий, но все же не умолкающий никогда, и роднит новую книгу Мариэтты Чудаковой с самой лучшей книгой в русской литературе последнего двадцатилетия – книгой ее покойного мужа, ученого и писателя Александра Павловича Чудакова "Ложится мгла на старые ступени". Мне кажется, что "Егор" в каком-то самом главном – философском - смысле ее продолжает и развивает, не будучи при этом ни художественной, ни тем более лирической литературой.
При всей сложности, однако, эта книга написана для подростков – взрослые в абсолютном большинстве ее не поймут, потому что с ней не согласятся. Но таковы у нас взрослые всегда. Оттого и гибнут в неравной борьбе те немногие, кто, как герой повествования, отваживается выйти с ними на бой.
В заключение скажу об одном, с моей точки зрения, недостатке повествования "Егор". По крайней мере, в начальной части оно изрядно напоминает советские книжки о Данко, Володе Ульянове и прочих "пламенных революционерах". Возможно, дело тут в законах жанра, возможно, М. Чудакова сочла, что таким образом именно и следует писать о рыцаре без страха и упрека. К счастью, перейдя к исторической публицистике, то есть к рассказу о жизни страны, автор эту набившую оскомину старому читателю житийность, в общем, оставила, что значительно улучшило дальнейший текст.
В итоге же вы, друзья мои, получили в руки одну из редких теперь книг, которая для многих из вас может стать настольной.
Читайте, думайте, не останавливайтесь на достигнутом. И будьте здоровы!
«Не для взрослых. Повесть об идущем впереди, или Новые книги Мариэтты Чудаковой»
Год издания: 2012
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я