Достоинства и недостатки новых книг о великих музыкантах

Рассказы старого книгочея

Евсеев, Борис Тимофеевич. Русские композиторы: история музыкальной культуры России в рассказах о великих композиторах: Глинке, Мусоргском, Чайковском, Стравинском и других / ил. А. Чаузова. - М.: Белый город, 2003. - 48 с., цв. ил.
Музыканты России: справочник / сост. В.В. Шевченко. - М.: Вече; Новый учебник, 2010. - 176 с., цв. ил.
Соловьева, Галина. Верди / ил. С. Гутана. - СПб.: Азбука-классика; Нота МИ, 2005. - 80 с., цв. ил. - (Имена на всю жизнь)
Соловьева, Галина. Прокофьев / ил. Ю. Богатовой. - СПб.: Азбука-классика; Нота МИ, 2004. - 96 с., цв. ил. - (Имена на всю жизнь)
Яснов, Михаил Давидович. Чайковский / ил. Е. Филипенко. - СПб.: Азбука-классика, Нота МИ, 2006. - 96 с., цв. ил. - (Имена на всю жизнь)

 


Год издания: 2010
Рецензент: Распопин В. Н.

    Добрый день, друзья мои!
    Прошлая наша беседа была посвящена музыкальным инструментам, сегодня самое время поговорить о музыкантах. Точнее - начать разговор, ибо за один раз тему охватить невозможно, да и книг о музыкантах написано великое множество, самых разных - художественных и документальных, биографических и строго музыковедческих, энциклопедических и ознакомительных...
    Мы с библиотекарями для первого знакомства отобрали пять, совсем несложных, очень красочных, легких для чтения и в то же время достаточно репрезентативных, хотя и не без некоторых недостатков, о которых скажу в свое время. Это - пять книг, с которых можно начинать знакомство с жизнью и творчеством нескольких великих, в основном русских композиторов и исполнителей. Две из них представляют собой небольшие, хорошо изданные справочники, три остальных - биографические очерки, посвященные великим композиторам.
    Начнем, наверное, с книжки Галины Соловьевой "Верди", рассказывающей о величайшем итальянце XIX века, создателе самых популярных опер, не сходящих со сцены уже более полутораста лет. Джузеппе Верди, родившийся в 1813 году в деревушке неподалеку от Пармы, прожил долгую плодотворную 87-летнюю жизнь и создал около трех десятков  опер, добрая половина из которых вошла в золотой фонд мировой оперы. У Верди учились и продолжают учиться и преодолевать его влияние (как это и должно быть в искусстве) композиторы новых поколений, арии из его опер поют на всех театральных и эстрадных подмостках, по ним снимают фильмы, удачно спеть главную партию в опере Верди до сих пор - высшее достижение в карьере любого исполнителя вне зависимости от пола и возраста.
    Любой из вас слышал музыку Верди, а многие, наверное, и видели постановки его опер в театре. Можно часами говорить о великих исполнителях ХХ столетия, по-своему трактовавших или блиставших в партиях из опер Верди: Марио дель Монако и Марио Ланца, Сергее Лемешеве и Елене Образцовой, Марии Каллас и Альфредо Крауссе, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасе, Лучано Паваротти... Словом, спеть Верди - мечта любого артиста.
    Сам же композитор родился в бедной семье, систематического образования не получил, жизнь прожил нелегкую, хотя и был прославлен как мало кто другой - и на родине, и за ее пределами. Трудной была ранняя пора его жизни, печальной - поздняя, а зрелость пришлась на революционную эпоху, в которой композитор принимал непосредственное участие.
    В той или иной мере все это живо и интересно рассказано в очерке Галины Соловьевой, украшенном замечательными иллюстрациями Сергея Гутана. В качестве приложения к книжке, а равно и ко всем другим книжкам, вышедшим в серии "Имена на всю жизнь", добавлены небольшие тексты, более подробно рассказывающие о некоторых произведениях композитора, приведены нотные образцы его музыки, даны списки самых знаменитых произведений и их литературные источники (а Верди знаменит еще тем, что для своих опер выбирал в качестве литературной основы как правило высококачественные тексты), а также - видимо, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня - приведен список основных оперных хитов маэстро. Иначе говоря, список арий, которые нельзя не прослушать хоть раз в жизни.
    Общее впечатление от этой книжки у меня осталось приятное, но, конечно, она и неполна, и слишком проста, ведь призвана стать лишь первой ступенькой на пути знакомства с биографией и творчеством великого композитора. Тем из вас, кто захочет подробнее познакомиться с жизнью Верди, я могу порекомендовать  книгу Эсе Ласло "Если бы Верди вел дневник" или подробную биографию композитора, написанную Джузеппе Тарроцци и изданную в популярной серии "Жизнь замечательных людей" в 1984 году.
    Следующая книжка из серии "Имена на всю жизнь", о которой я хочу вам рассказать, "Прокофьев", тоже написана Галиной Соловьевой, причем написана блестяще. С литературной, да и познавательной точки зрения это, может быть, самая лучшая книжка из всех, что я представляю вам сегодня.
    Биография композитора Сергея Прокофьева изложена одновременно внятно и захватывающе - от раннего детства гениального ребенка до конца его жизни. Конечно, политическим перипетиям уделено не слишком много места, но общее впечатление о трагической биографии музыканта, жившего в эпоху одновременно интереснейшую и страшную, составить можно. Автору удалось сбалансированно представить Прокофьева-композитора и Прокофьева-человека, коротко и занимательно рассказать о его новаторской музыке во всем ее жанровом разнообразии, показать окружение музыканта, дать его, так сказать, моментальные портреты в разные периоды жизни - в России и за рубежом.
    Думаю, нет необходимости своими словами пересказывать то, что вы можете прочесть сами, да и заняло бы это слишком много времени, ведь творчество великих композиторов неисчерпаемо, чему свидетельством хотя бы возможность совершенно различной интерпретации их произведений крупными исполнителями и режиссерами. Добавлю только, что о Прокофьеве, как и о любом выдающемся человеке, написано немало. Только в серии "Жизнь замечательных людей" его биография выходила дважды - в 1967 году (автор - Сергей Морозов) и в самое недавнее время (автор - Игорь Вишневецкий). Последнюю книгу я рекомендую тем из вас, кто уже знает и любит творчество этого великого и, пожалуй, самого исполняемого композитора ХХ века.
    Третья книжка из серии "Имена на всю жизнь" - "Чайковский" - написана знакомым нам  автором, Михаилом Давидовичем Ясновым, чьи стихи для детей любимы всеми нами - и детьми, и взрослыми. Написана же эта книжка и хорошо, и странно, как сделаны многие и многие произведения о Чайковском - литературные и кинематографические. Дело в том, что Петр Ильич Чайковский не только обладал потрясающим музыкальным талантом, но и в жизни был нестандартным человеком. Рассказывать о нем очень непросто, оттого мало кто с этой задачей справлялся сколько-нибудь удовлетворительно, потому собственное представление о Чайковском в жизни следует, видимо, составлять всю жизнь, не пропуская новых биографических и музыковедческих исследований, а главное - не уставая вновь и вновь слушать музыку Петра Ильича, рассказывающую о своем создателе (да и обо всех нас) намного больше, правдивее и талантливее, нежели это может сделать какой угодно исследователь или биограф. Ибо Чайковский - одна из немногих величайших звезд на небосклоне мировой культуры за всю ее историю. 
    В общем, Михаил Давидович Яснов именно это, как представляется, и пытался показать на страницах своего биографического очерка о "стеклянном мальчике" - так называли Петю Чайковского в детстве. Однако, поэтическая по манере изложения, книжка его вышла несколько разбросанной, какой-то не слишком сообщительной, что ли. С нее непросто начинать знакомство с жизнью и музыкой композитора, а ведь именно это - задача серии "Имена на всю жизнь": дать юному читателю первый толчок в верном направлении. Книжки Галины Соловьевой такой толчок нам дают, лиризм же Михаила Яснова ему и нам в данном случае, скорее, мешает. Он ведь даже общеизвестные вещи, например, про балеты "Щелкунчик" или "Спящая красавица", рассказывает таким образом, что нам кажется - говорит о чем-то незнакомом.
    Не знаю, может таковой и была задумка Яснова, но, по-моему, ясности она в сложном деле постижения личности Чайковского не прибавляет. 
    Да и трудно это, на самом деле. В конце 60-х годов прошлого века замечательный  кинорежиссер Игорь Таланкин и очень большой писатель Юрий Нагибин сделали изумительной красоты художественный фильм о Чайковском, в котором занято было целое созвездие крупнейших русских актеров, а главную роль исполнял великий Иннокентий Смоктуновский - и, несмотря на все это, несмотря на потрясающую операторскую работу и даже несмотря на музыку Петра Ильича, исполненную и записанную на высшем по тем временам уровне, фильм оставлял зрителей неудовлетворенными: фигура героя как бы двоилась и исчезала, мотивы его поведения оказывались недоступны логическому анализу. Почему? Когда вы немножко подрастете и прочитаете капитальные работы о Чайковском Нины Берберовой, Александра Познанского и других современных исследователей, разберетесь сами. А пока... Не уверен, что книжка Михаила Яснова сильно поможет вам, но все же познакомьтесь с ней, главное же - слушайте музыку Чайковского, она - самое ценное наше общее сокровище, в ней - все тайны ее создателя, вообще человека и самого мироздания.
    Теперь - еще о двух книжках. Одна из них, "Русские композиторы", вышла в серии "История России", выпускаемой издательством "Белый город". Она представляет собой авторский сборник очерков о десяти русских композиторах - от Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского (XVIII век) до Сергея Рахманинова и Игоря Стравинского (ХХ век). Книжку эту написал - и, на мой вкус, очень хорошо (то есть, и художественно, и содержательно, и внятно, и коротко) - Борис Евсеев, а разрисовал и, кроме того, оформил репродукциями картин крупнейших художников, портретами и фотографиями Александр Чаузов.
    Красочная, яркая, небольшая по объему эта книжка, однако же, отнюдь не напоминает комикс - в ней в значительной степени найден баланс между литературным текстом и изобразительным рядом, примерно, как в хорошей песне гармонируют музыка и стихи. Построена она следующим образом. Начиная с первого очерка о Д.С. Бортнянском и завершая очерком об И.Ф. Стравинском, в начале материала, посвященного каждому композитору, следует художественный текст - рассказ о каком-либо ярком событии из жизни героя, а затем - на полутора-двух страницах, набранных курсивом, следует отчетливо прописанная канва его творческой жизни. Это сочетание художественного, хорошо написанного биографического рассказа (в духе, скажем, Паустовского) с продуманным дальнейшим очень кратким, но достаточно полным жизнеописанием, по-моему, очень ярко представляет всех героев книжки, не просто давая юному читателю достаточно отчетливое представлением о десяти великих русских композиторах, но и пробуждая интерес к дальнейшему, более глубокому знакомству с ними. А это - в которой уж раз приходится сегодня повторить - и есть самая главная задача подобного рода литературы.
    Одним словом, книжка совершенно замечательная, интересная, красивая и вкусная, как тарелка с медом. Увы, не без ложки дегтя на 31-й странице. Там, в биографической канве Римского-Корсакова сказано, цитирую:
    "1866 - 70 годы. Написано много произведений: увертюра на русские темы, увертюра на сербские темы, симфоническая картина "Садко", симфоническая сюита "Антар" по восточной сказке О. Сенкевича, Вторая симфония".
    Если бы этот вопиющий ляп был допущен в какой угодно другой книжке, можно было бы списать его на отсутствие редакторов и корректоров. Но в данном случае речь идет о детской образовательной литературе, выпускаемой уважаемым издательством, на последней странице книги перечисляющим полный набор этих самых редакторов и корректоров.
    Симфоническая сюита Римского-Корсакова "Антар" написана по восточной сказке известнейшего русского журналиста и писателя пушкинской эпохи Осипа Ивановича Сенковского. Помните знаменитую пушкинскую эпиграмму: "Коль ты к Смирдину войдешь, // Ничего там не найдешь, //  Ничего ты там не купишь, // Лишь Сенковского толкнешь //Иль в Булгарина наступишь"? Вот, это тот самый Сенковский - очень плодовитый автор и популярный журналист. Сенкевич же, с которым спутали Сенковского автор (видимо, все-таки случайно, оговорившись) и редакторы (они, уверен, либо по незнанию, либо по лени), - это исторический романист, Нобелевский лауреат Генрик Сенкевич (1846 - 1916), польский Дюма, автор знаменитой трилогии про пана Володыёвского и его друзей, а также известнейших и до сих пор читаемых романов "Крестоносцы" и "Камо грядеши", неоднократно экранизированных как польскими, так и голливудскими кинематографистами. И Сенкевич, понятно, никакого отношения к сказке "Антар" не имеет.
    Забавнее и в то же время печальнее всего, однако, то, что под этой вопиющей ошибкой подписалось  и все Министерство образования Российской Федерации, во главе, надо думать, с господином Фурсенко. Они ведь этого О. Сенкевича настоятельно рекомендовали к печати издательству "Белый город". Ну, друзья мои, и чему вы научитесь, если будете брать на веру все, что напечатано? Посему - сравнивайте и проверяйте подобные фактические вещи по старым советским изданиям - там такого рода ляпов в образовательной литературе не было и не могло быть в принципе.
    К сожалению, не свободна от ошибок и последняя книжка в сегодняшнем обзоре, в целом тоже, интересная и полезная для первого знакомства с русскими музыкантами. Выпущенная издательствами "Вече" и "Новый учебник" в 2010 году и составленная В.В. Шевченко, если можно так выразиться, по мотивам трех популярных справочников "100 великих композиторов", "100 великих вокалистов" и "Мастера музыки, искусства и архитектуры", она называется "Музыканты России" и представляет краткие творческие биографии сорока двух русских авторов и исполнителей классической, народной и популярной музыки - от Д.С. Бортнянского и М.И. Глинки до Людмилы Зыкиной и Бориса Штоколова.
    Поскольку собраны (и, видимо, обработаны и сокращены) материалы этого справочника из разных изданий, поскольку книжка явно не свободна от составительских вкусов и предпочтений, она представляется в достаточной мере эклектичной и даже хаотичной. Материалы ее неоднородны по уровню: одни вполне удовлетворительны, убедительны и даже интересны, другие (как, например, статья о Шостаковиче) чрезвычайно поверхностны и даже не слишком понятны. В одних о рождении и смерти, происхождении и личной биографии героя не сказано ничего или почти ничего, другие же зачем-то подробно описывают историю смертельной болезни музыканта или его многочисленных браков.
    Ко всему на странице 119 (в статье, посвященной Петру Лещенко) замечательный прибалтийский композитор Оскар Строк назван в творительном падеже Строкой (понятно, что здесь редакторы просмотрели "подарочек" от "Ворда", но ведь опять же образовательная литература требует особо внимательного редактирования и тщательной корректуры); а на странице 154 (в статье о Георгии Свиридове) в хрестоматийной пушкинской строчке "Роняет лес багряный свой убор" убор ни с того ни с сего стал вдруг ветряным: "Роняет лес ветряный свой убор". Или редакторы-корректоры сразу двух московских издательств в школе не учились, или уж не знаю, что и думать. Воистину: чудны дела твои, Господи!..
    Итак, ряд статей - преимущественно посвященных композиторам - в справочнике "Музыканты России" написан на очень приличном уровне и вполне пригоден для образовательных целей. Другая же часть текстов, в основном посвященных певцам и певицам, как говорится, оставляет желать лучшего. Но в любом случае, и эта книжка, и все прочие, сегодня представленные, вполне могут пригодиться вам при первом знакомстве с биографиями наших великих музыкантов. Правда, только при первом знакомстве. Мой совет на прощание: читайте внимательно и сверяйте приводимые фактические сведения  с надёжными источниками, например с солидными энциклопедиями.
    Будьте здоровы, слушайте музыку и не расставайтесь с книгами!

«Достоинства и недостатки новых книг о великих музыкантах»
Год издания: 2010

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я