Саксон, Леонид. Аксель и Кри в потустороннем замке: Фантастический роман. М.: Заветная мечта, 2008. - 362 с.
Боровиков, Илья. Горожане Солнца: Роман-сказка. М.: Заветная мечта, 2008. - 362 с.
Добрый день, друзья мои!
После небольшого перерыва вы вновь собрались у камина старого книгочея. Сегодня
мы ещё раз поговорим о книгах Заветной мечты - вероятно, самых спорных из всех,
что награждены премиями одноимённого конкурса. Верите ли, я долго готовился к
этому разговору и... не знаю, с чего начать. Дело в том, что мне обе книжки скорее
не понравились, хотя каждая по-своему любопытна. Дело и не в том, что и та и другая
написана поэтами, а потому им обеим недостаёт, я бы сказал, некоторой трезвости.
Дело в том, что одна из книжек как бы нарочито читабельна и в ухудшенном варианте
напоминает множество популярных произведений современной фантастики, а другая,
напротив, кажется тяжким сном о классической литературе, причём литературе, которую
не то что детям, но порой и взрослым-то без подготовки читать трудно.
Оба автора - и Леонид Саксон, и Илья Боровиков - как я уже сказал, лирики,
а лирика - это, по преимуществу, короткое дыхание, трепетное чувство, реже - отточенная
мысль, поэтому в пространном прозаическом тексте поэтам, как правило, не слишком
уютно. Оттого, вероятно, явно не оконченное повествование Леонида Саксона, несмотря
на нагромождение приключений, кажется клочковатым, как первое издание первой поэмы
Маяковского - "Облако в штанах", про которое сам Владимир Владимирович сказал,
что оно вышло перистым потому, что в него дула цензура. Ну а роман Ильи Боровикова,
напротив, напоминает лавку старьёвщика, где чего только нет, однако все раритеты
покрыты таким слоем пыли и паутины, что невооружённым глазом трудно отличить лампу
Аладдина от сломанной астролябии.
Тем не менее оба романа получили в свое время премии "Заветной мечты": "Аксель
и Кри..." - третью, а "Горожане Солнца" - вторую, и, стало быть, мы с вами должны
попытаться понять, за что именно. Вот и давайте разбираться.
История (как я уже сказал, неоконченная), рассказанная в романе "Аксель и Кри в потустороннем замке" челябинским поэтом и учителем по профессии Леонидом Саксоном, ныне живущим
в Германии, - этакая помесь приключенческой фантастики и фэнтези, то есть героической
сказки. Карик и Валя... Простите 11-летний Аксель и 8-летняя Кристина (Кри) Реннер
- брат и сестра из небогатой мюнхенской семьи, - гуляя ясным осенним днём в городском
парке, встречаются с потусторонним. Прямо на глазах у Акселя из неожиданно сгустившейся
тучи нечто огромное, похожее на собаку, похищает девочку. Полицейский комиссар,
допрашивая Акселя, конечно, не совсем верит рассказу мальчика. Но не совсем и
не верит. Два дня спустя, понимая, что если он не отправится на поиски сестры
сам, тогда, как говорится, пиши пропало, Аксель, набив рюкзак едой и тёплыми вещами
для Кри - ведь ему было нечто вроде видения, в котором давно умерший дедушка-поэт
дал понять внуку, что Кристина находится в Альпах, - возвращается в тот же парк,
на место происшествия - и, будьте покойны, к вечеру дожидается нового чудесного
посещения: гигантская собака проглатывает и его. В её желудке, обставленном, как
маленький гостиничный номер, герой доставляется в чудесный мрачный замок, встроенный
в одну из альпийских гор, где находит сестру и встречает тысячу и одно привидение
и столько же приключений.
Я не стану подробно рассказывать вам сюжет - он весьма насыщен, ведь Акселю
и Кри, правда, не без помощи полицейского комиссара, придётся вступить в самую
настоящую схватку не только за собственную жизнь, но и за спасение всего человечества
с неким звёздным духом по имени Штрой, сильно смахивающим на самого Сатану, и
его присными и подручными - бесами рангом помельче, колдунами и даже смертным
учёным, ради собственного честолюбия продавшим чужакам всю планету. Конечно же,
дети, прежде всего главный герой Аксель - внук поэта и сам поэт, а к тому же и
волшебник, какими, по мысли автора, не слишком, я думаю, верной, являются все
поэты, - дети одерживают победу над пришельцами со звёзд. Однако, похоже, это
победа временная, так сказать, промежуточный итог, да и сам автор в одном из интервью
говорил, что задумал пятикнижие, разбираемым здесь романом только начатое.
Так что же, интересная вроде бы книжка, друзья мои? Интересная, да, но вот
хорошей я её не назову. Почему? Потому что всех этих Акселей, Кри, а тем более
Штроев и полицейских комиссаров я в своей читательской жизни встречал уже тысячи
- одинаковых, как сиамские близнецы. Потому что, несмотря на приключения нон-стоп,
книжку можно в любую минуту отложить, потом переложить в дальний ящик, а потом
и вообще забыть про неё, ведь и подобных приключений я читал уже великое множество.
Потому что, как сказал Лев Толстой об одном очень популярном в начале прошлого
века писателе, "он пугает а мне не страшно". А ещё, может быть, потому, что, когда
с первой страницы понятно, какой будет страница последняя, делается заранее скучно.
С другой стороны, если кто-нибудь из вас никогда не читал произведений в
жанре "фэнтези", не знаком с книгами Толкина, Желязны, Урсулы Ле Гуин и многих
других замечательных сказочников, в отличие от Леонида Саксона умеющих заставить
читателя поверить в то, что последняя страница книги окажется совсем не такой,
какой вроде бы должна быть, ему, быть может, рыхлый, комковатый какой-то, как
старая перьевая подушка, роман об Акселе, Кри и гигантском псе-биороботе, звездных
духах и прочей чертовщине понравится.
В общем же, книжка Леонида Саксона показалась мне отнюдь не романом воспитания,
как характеризует её в упомянутом выше интервью автор, явно не страдающий заниженной
самооценкой, а банальной, весьма затянутой и крепко избитой фэнтези в духе второстепенных
англо-саксонских сочинителей уровня Филипа Пулмана.
Что касается романа Ильи Боровикова "Горожане Солнца" - это совсем другое дело, это если не большая литература, то несомненная и
небесталанная заявка на таковую. Правда, сразу же следует сказать, что книга написана
не для детей, обращена не к детям, и, я полагаю, вы вряд ли сможете дочитать её
до конца. Потому что для детского чтения она очень сложна и невероятно скучна.
Она действительно написана поэтом, что чувствуется в каждом абзаце, в каждом предложении.
Она метафорична, образна, обладает особым ритмом, написана оригинальным, ни на
кого не похожим языком, и уже потому - трудно-и малочитабельна. Признаюсь вам,
я и сам прочёл её с немалым трудом, откладывая и возвращаясь к чтению с неохотой
и большими перерывами. Тем не менее книга стоит прочтения, однако вам, друзья
мои, она, что называется, на вырост.
Это - история Снегурочки, как бы попавшей в столицу после ядерной гражданской
войны. Или - история девочки, подобно Маугли, выращенной в лесу снеговиками и
волей судьбы заброшенной в большой выморочный город, чтобы помочь некоему изгою,
в прошлом директору школы, совершить новую революцию, свергнув миропорядок, зависящий
от таинственных часов, отобравших у людей бессмертие и спрятанных в катакомбах
метрополитена. Мишата (так зовут героиню) путешествует по миру людей-теней, как
по кругам дантовского Ада, глава за главой спускаясь всё ниже и ниже, плывёт на
утлой лодке по реке мертвых в подземном мире. Она попадает в компанию беспризорных,
обитающих не то в полузаброшенном зоопарке, не то в совсем уж заброшенном планетарии,
она пускается в мореплавание вдвоём с изгоем-директором, она принимает участие
в бунте против всемогущих часов, врываясь в тайники метро на музейном паровозе
- бронепоезде Гражданской войны... И - ничего в итоге не добивается, потому что
и сам наш мир, проходя по кругам кажущегося развития, в сущности, не меняется,
а если меняется, то к худшему.
Иначе говоря, "Горожане Солнца" - неволшебная сказка, написанная в жанре
антиутопии.
Что это такое - антиутопия? Анти - значит "не", "против"; утопия в переводе
с греческого - "нигде". Этот жанр известен с глубокой древности. Автор первой
в истории утопии - великий древнегреческий философ Платон (среди многого прочего,
кстати, впервые поведавший человечеству об Атлантиде, но это - к слову). Самая,
наверное, знаменитая утопия в мировой литературе создана в XVI веке и принадлежит
перу английского гуманиста Томаса Мора. С тех пор утопий было написано великое
множество, равно как и антиутопий. В утопии - всё хорошо, вымышленный мир устроен
прекрасно, люди счастливы. Именно таков мир в образцовой фантастической утопии
Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Соответственно, в антиутопии всё наоборот.
Таков мир в классических антиутопиях Евгения Замятина "Мы", Андрея Платонова "Чевенгур"
и "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери. Разумеется, антиутопия предоставляет
авторам куда больше возможностей, ведь одно дело придумать и описать идеальный
мир, другое - изобразить мир, который тебя окружает, лишь сгустив краски. А сколько
коллизий предлагает антиутопия, в то время как утопия скучновата по определению!..
В самом деле: когда всё хорошо - нет конфликта, а нет конфликта - о чём же тогда
рассказывать?.. Антиутопия сама по себе как бы подталкивает автора к тому, чтобы
возвратить в мир справедливость, разрушить окружающую несправедливость.
Собственно, это и происходит в романе Ильи Боровикова, только вот разрушение
несправедливого мироустройства приводит не к всеобщему трудному счастью, а...
к тому, что и должно оставаться после войны, - к разрухе. Таким образом, "Горожане
Солнца" - не просто поэтическая сказка, не просто антиутопия, а скорее философская
притча. Для того чтобы понять её как следует, надо немало знать, о многом догадаться
и продраться к истине через довольно-таки вязкий, слишком - для детской прозы
- искусственно-поэтический язык.
Для начитанного взрослого человека многие намёки автора понятны и сообщают
тексту как бы второй и третий слои. Так, например, имя директора-изгоя Михаил
Афанасьевич. Совершенно очевидно, что это отсылка к великому русскому писателю
Булгакову, к его дару, оригинальности и тяжёлой судьбе. Или взять персонажей романа
- ожесточившихся детей, обитающих в метро или в зоопарке. Конечно, можно сказать,
что во многом автор писал с натуры, лишь слегка сгущая краски. Однако опытный
взрослый читатель легко поймёт, что здесь Илья Боровиков сочиняет вариацию, заданную,
с одной стороны, "Педагогической поэмой" Макаренко, с другой - знаменитой притчей-антиутопией
английского писателя Уильяма Голдинга "Повелитель мух". Что же касается финальных
и обречённых военных действий, здесь, помимо множества воспоминаний из советской
литературы, на память приходят сказки для взрослых Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Ну и, наконец, сама героиня. Она ведь явилась в город Солнца (кстати сказать,
тоже давным-давно придуманный итальянцем Кампанеллой) не просто из снежной лесной
страны, а из миров, когда-то изображённых русским драматургом Александром Островским
и датским сказочником Андерсеном.
Одним словом, друзья мои, книжку эту я советую вам почитать, точнее попробовать
почитать, но не очень надеюсь, что сегодня вы с таким чтением справитесь. А будет
ли она в нашем быстро меняющемся до неузнаваемости мире интересна послезавтра
- вопрос чисто риторический. Мне всё-таки кажется, что не будет - и именно потому,
что, написанная лириком, не имеет точного адресата: для детей - слишком мудрёна,
для взрослых же, знакомых с теми оригинальными книгами, на которые Илья Боровиков
ссылается, - не так уж интересна.
На этом мы и завершим наш сегодняшний разговор, пожалуй, не подаривший вам
никаких открытий. Что ж, вступая в мир литературы, вы должны понимать, что, как
и в любой области человеческого творчества, далеко не все, даже и премированные
книги, бывают действительно хороши.
В следующий раз я расскажу вам о двух фантастических романах замечательной
английской писательницы Дианы Уинн Джонс, с творчеством которой мы начали знакомиться
во время одной из первых наших встреч, на примере повести "Зуб Уилкинса".
До свидания, друзья мои, будьте здоровы и читайте побольше.
«Книги заветной мечты - 3 (Л. Саксон "Аксель и Кри в потустороннем замке"; И. Боровиков "Горожане Солнца")»
Год издания: 2008