Сталин

Радзинский Э.С.

М.: АСТ. - 752 с.


Год издания: 2007
Рецензент: Распопин В. Н.

    В этот раз я не хочу по всем правилам писать рецензию на книгу, впервые вышедшую боле десяти лет назад: ее давным-давно прочли все интересующиеся. Не вижу смысла и в аннотации, и в рекламе - Радзинский слишком известен, чтобы его рекламировать. Я лишь хочу поделиться замечательным впечатлением, которое произвела на меня эта книга, читанная едва ли не взахлеб.
    Зачем она написана? Я думаю, затем же, зачем и прочие большие книги Радзинского: чтобы заставить нас всмотреться в самих себя. Нет, не в Сталина и не в Нерона, не в Распутина и не в групповой портрет террористов при Александре II, - это все внешние вещи, даже вечные наши террор и тирания. Гораздо важнее то, что глубже внешности - внутреннее содержание. Оно же, к несчастью, таково, что мы, как, впрочем, и другие народы, населяющие и населявшие империи, роковым образом не приспособлены к демократии. Не способны к ней.  Да что говорить, достаточно на полчаса включить телевизор в любой день, в час новостей, чтобы в этом убедиться.
    Собственно, об этой-то неприспособленности Радзинский и пишет в каждом своем крупном сочинении, пишет с болью и горьким юмором, порой с тонким проникновением в человеческую психологию и всегда с глубоким пониманием психологии социальной. 
    Книга о Сталине, альтернативная многим и многим литературным и нелитературным портретам тирана, многим и многим попыткам разобраться в его личности, оправдать его или, напротив, вывалять в грязи, не уничижает и не восхваляет этого человека, лишь отдает ему должное. А мы ведь все ему должны! Мы - такие, какие мы есть, отчасти по воле этого недоучившегося семинариста, террориста, революционера, убийцы, вождя народов, строителя и разрушителя мира в одном лице. 
    Радзинский в своем рассказе нетороплив и подробен: ему нужно дать биографию героя, историю страны и революционного движения, ему нужно развеять множество мифов, нужно рассказать об окружении, наконец, о жертвах тирана. А жертвы, повторюсь, мы все. Радзинский нетороплив, но и не скучен. Он пишет человеческую трагедию, он пишет исторический роман, он пишет монументальное многофигурное полотно более чем полувековой истории многих народов. 
    Так что... Разумеется, из-под его пера выходит не академическая монография. Нет, это скорее альтернативный учебник истории СССР и вкупе истории КПСС, так сказать, взгляд поверх героя. (В скобках замечу: как раз такого типа и класса учебник, о котором мы уж много лет вздыхаем.) Зато герой выбран истинный. Зато написан текст живо, увлекательно, как роман. Зато персонажи получились не как вечно живые, а просто как живые, и это дорогого стоит. 
    Объективен ли автор, трижды возродивший и трижды похоронивший своего героя (жизнь и смерть Сосо, жизнь и смерть Кобы, жизнь и смерть Сталина - на  такие разделы разбита биография вождя народов)? Да Боже упаси, конечно же, нет. Он и не может и не должен быть объективен, читай - в высшем смысле правдив, то бишь справедлив. Почему? Потому что "нет правды на земле, но правды нет и выше". Чего ж мы хотим?.. Да оно ведь и понятно, в сущности: зачем, например, лишний раз унижать память расстрелянных военных, сообщая суммы украденного ими в поверженной Германии... Вряд ли есть резон упрекать автора в необъективности, как делают многие сетевые критики. Повторяю: на  мой взгляд, о Сталине, равно и о других своих героях, он пишет субъективно, даже пристрастно, зато о том, что много важнее, - о нас с вами, он пишет совершенно объективно, выстраданно и честно.
    Радзинский много знает и многое сообщает нам. На страницах книги о Сталине читатель не меньше, чем о главном герое, узнаёт о Ленине и Троцком, Бухарине и Радеке, Тухачевском и Жукове, Мандельштаме и Булгакове, Власике и Паукере, Берии и Маленкове, Молотове и Хрущеве, Зиновьеве и Каменеве, Горьком и Ягоде, Ежове, Крупской, Камо, Енукидзе, Аллилуевых, Сванидзе... Впрочем, всех не перечислишь. Всех перечислить смог лишь он, царь обожествленный, молясь на которого шагали они в пещь огненную, им же и разожженную: "Гори, гори ясно!"
    И вот еще что: перед нами нормальный, внятный, умный текст, без всех этих ахов, вздохов и подвываний в поэтической манере, что присущи телевизионному Радзинскому. Право, не надо смотреть передачи Радзинского по ТВ - он совершенно бездарный актер. Надо читать книги Радзинского - он хороший писатель и умный человек.
    И последнее: обратите внимание, как работает у Радзинского деталь: цитата ли из Тацита, которой он намертво склеивает, казалось бы, столь разные эпохи, народы, имена, выявляя совершенно одинаковую рабскую сущность имперских народов, или вот такая странная подробность, благодаря которой он ставит знак тождества между великими актерами Сталиным и Нероном: "В последние дни сентября 1950 года в Ленинграде состоялся процесс по делу Вознесенского, Кузнецова и ленинградских партийцев. Они сознались во всех невероятных преступлениях и были приговорены к смерти. Фантастичен был финал судебного заседания: после оглашения приговора охранники набросили на осужденных белые саваны, взвалили на плечи и понесли к выходу через весь зал. В тот же день все были расстреляны" (С. 692).

«Сталин»
Год издания: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я