Александр II: жизнь и смерть
Радзинский Э.С.
Документальный роман. М.: АСТ. - 520 с.
Год издания: 2006
Рецензент: Распопин В. Н.
Я думаю, что образцом для сочинения цикла документальных романов "Русская
трагедия" (герои которых - Николай II, Сталин, Распутин, Александр II) замечательному
драматургу и, по сути, создателю новейшей эпохи авторского телевизионного театра
в единственном числе Эдварду Радзинскому послужили не столько "История..." Карамзина
или шекспировы хроники, сколько исторические, точнее не вполне беллетристические
сочинения Дюма-отца (например, двухтомный труд, посвященный Людовику XIV), где
авантюрная беллетристика устремляется к исторической литературе.
Как ни странно, этот, вообще-то, совершенно замечательный по нашему, иным
кумирам поклоняющемуся, времени факт вызвал досадное недоумение и неприятие специалистов.
Можно подумать, что Радзинские у нас, как грибы-гоголи, ежечасно растут на экранах,
попирая столь редкую и столь желанную всем рекламу! Мы отчего-то не хотим помнить
о том, что специалисты, то бишь профессиональные историки или филологи, как правило,
в своих текстах обращаются не к широкому читателю и тем более - не к учащемуся
подростку, а друг к другу, общаясь на языке и уровне, недоступном пониманию простых
смертных. Когда же, усовестившись, что ли, или работая по заказу, они-таки снисходят
до широкого читателя, результат почти всегда бывает печальным. Поскольку нормальным
литературным (не говоря уж о художественном) языком специалисты владеют, мягко
говоря, через раз, то и написанные ими учебники или пособия для самостоятельного
дополнительного образования, оказываются нечитабельными. Исключения, конечно,
встречаются, но крайне редко. Сходу могу назвать лишь достаточно давние работы
о Пушкине и русской культуре XVIII - XIX вв. Ю.М. Лотмана и "Занимательную Грецию"
М.Л. Гаспарова.
В принципе, почти то же можно сказать и о "молодогвардейской" серии "Жизнь
замечательных людей", книги которой, вроде бы как раз и предназначенные для чтения
стремящейся учиться молодежи, в печальном большинстве либо написаны суконным языком,
либо бессовестно тенденциозны (читай - отравлены оголтелым славянофильством в
духе двух московских "толстых" журналов конца 80-х).
Так вот, западник Радзинский... А впрочем, что за дело широкому читателю
- западник Радзинский, или не западник, артист или бизнесмен, коли, взяв в руки
его толстый, почти как у Дюма, роман, он этот роман читает, как Дюма, две-три
ночи напролет? А после - жалеет, что книжка так быстро закончилась, что нельзя,
дочитав "Александра II", открыть "Александра III" и т.д. Дело-то в том, что ни
Карамзина, ни даже Ключевского, ни тем более Соловьева широкий читатель "не потянет",
по крайней мере, сходу. А какая реальная альтернатива Радзинскому у него, широкого
читателя, есть? А никакой. Разве что "славянофил" Пикуль. Последний, конечно,
вовсе не так ужасен, как его изображают "западники", но и не настолько хорош,
чтоб по нему учиться. Да и просто роман, согласитесь, роману документальному -
разница.
Возможно, критики Радзинского правы: драматург в его случае мешает историку,
зачастую перетягивая одеяло на себя. Возможно, правы кое в чем даже ниспровергатели
Радзинского: отмена Елизаветой смертной казни не длилась почти столетие, до казни
декабристов, и "Пугачева, черт возьми, не в угол поставили". Безусловно, ничего
принципиально нового Радзинский в этом документальном романе о рождении террора
никому, кроме американского президента, не сказал, если не считать новостью, забыв
о Достоевском, саму позицию автора: нет в русской истории второй половины XIX
века правых и виноватых: все - жертвы, даже убийцы, и последние, может быть, самые
главные жертвы. Такая вот страна, такая вот история. Но забыть о Достоевском читателю
честно не позволяет сам автор: в книге об Александре II Достоевский - один из
главных героев. А всего героев, каждый из которых, между прочим, обрисован, пусть
несколькими штрихами, но весьма выразительно, всего героев - не счесть. И здесь
выведены не только Романовы, их друзья, домочадцы и любовницы, не только придворная
камарилья, не только "пламенные революционеры", или литераторы (Степняк-Кравчинский
или Суворин с Катковым), но и, например, Дмитрий Иванович Менделеев.
Перечислять далее, цитировать, тем более пересказывать содержание или растолковывать
концепцию - бессмысленно. С одной стороны, читатель, скорее всего, видел телевизионную
версию книги, с другой - автор обходится без эзопова языка, а там, где не договаривает,
молчание оказывается красноречивее говорения... И - как бы передает слово учителю,
желающему, возможно, представить аудитории собственную концепцию.
Последний мой пассаж возвращает нас к тому, что было сказано в начале: "Александр
II" Эдварда Радзинского, по-моему, обращен прежде всего к желающему учиться подростку.
И в этом смысле сочинение превосходно: читается взахлеб, легко запоминается, ярко
представляет и общую картину истории, и личную трагедию царя-освободителя, и не
общее выражение лиц многих и многих исторических персонажей, как бы проявляющихся
на фотобумаге, как бы выплывающих из тумана столетий и еще более густого тумана
всегда тенденциозных учебников, вызывает желание познакомиться с альтернативными
произведениями. Чего ж еще желать и требовать?..
Увы, никак нельзя повторить те же слова в адрес издательства "АСТ", по-моему,
загубившего книгу на корню, во всяком случае, то издание, что попалось мне. Такой
неряшливой книжки, столь плохой печати (особенно это касается иллюстративного
материала), такого количества грамматических ошибок и прочего редакторско-корректорского
брака, да собственно говоря - полного отсутствия корректуры, такого неуважения
к своему автору и читателю я не встречал, пожалуй, с начала 90-х, когда книги
не издавались, а именно что тискались. При этом стоит книга несусветно дорого
даже на мелкооптовых рынках, не говоря уж о рваческой системе "Топ-книги".
Такова, на мой взгляд, настоящая, а не надуманная критиками в целях саморекламы
поварешка дегтя. Все прочее в новой работе Эдварда Радзинского, скорее, мед, бальзам
для читателя-неспециалиста, для учителя истории и словесности. Им и рекомендую
настоятельно прочесть эту книгу, в которой, кроме всего прочего, почти не наблюдается
даже и многим поднадоевшее позирование, так сказать, радзинское актерство. И то:
лета к суровой позе клонят...
«Александр II: жизнь и смерть»
Год издания: 2006
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я