Александр II: жизнь и смерть

Радзинский Э.С.

Документальный роман. М.: АСТ. - 520 с.


Год издания: 2006
Рецензент: Распопин В. Н.

    Я думаю, что образцом для сочинения цикла документальных романов "Русская трагедия" (герои которых - Николай II, Сталин, Распутин, Александр II) замечательному драматургу и, по сути, создателю новейшей эпохи авторского телевизионного театра в единственном числе Эдварду Радзинскому послужили не столько "История..." Карамзина или шекспировы хроники, сколько исторические, точнее не вполне беллетристические сочинения Дюма-отца (например, двухтомный труд, посвященный Людовику XIV), где авантюрная беллетристика устремляется к исторической литературе.
     Как ни странно, этот, вообще-то, совершенно замечательный по нашему, иным кумирам поклоняющемуся, времени факт вызвал досадное недоумение и неприятие специалистов. Можно подумать, что Радзинские у нас, как грибы-гоголи, ежечасно растут на экранах, попирая столь редкую и столь желанную всем рекламу! Мы отчего-то не хотим помнить о том, что специалисты, то бишь профессиональные историки или филологи, как правило, в своих текстах обращаются не к широкому читателю и тем более - не к учащемуся подростку, а друг к другу, общаясь на языке и уровне, недоступном пониманию простых смертных. Когда же, усовестившись, что ли, или работая по заказу, они-таки снисходят до широкого читателя, результат почти всегда бывает печальным. Поскольку нормальным литературным (не говоря уж о художественном) языком специалисты владеют, мягко говоря, через раз, то и написанные ими учебники или пособия для самостоятельного дополнительного образования, оказываются нечитабельными. Исключения, конечно, встречаются, но крайне редко. Сходу могу назвать лишь достаточно давние работы о Пушкине и русской культуре XVIII - XIX вв. Ю.М. Лотмана и "Занимательную Грецию" М.Л. Гаспарова.
     В принципе, почти то же можно сказать и о "молодогвардейской" серии "Жизнь замечательных людей", книги которой, вроде бы как раз и предназначенные для чтения стремящейся учиться молодежи, в печальном большинстве либо написаны суконным языком, либо бессовестно тенденциозны (читай - отравлены оголтелым славянофильством в духе двух московских "толстых" журналов конца 80-х).
     Так вот, западник Радзинский... А впрочем, что за дело широкому читателю - западник Радзинский, или не западник, артист или бизнесмен, коли, взяв в руки его толстый, почти как у Дюма, роман, он этот роман читает, как Дюма, две-три ночи напролет? А после - жалеет, что книжка так быстро закончилась, что нельзя, дочитав "Александра II", открыть "Александра III" и т.д. Дело-то в том, что ни Карамзина, ни даже Ключевского, ни тем более Соловьева широкий читатель "не потянет", по крайней мере, сходу. А какая реальная альтернатива Радзинскому у него, широкого читателя, есть? А никакой. Разве что "славянофил" Пикуль. Последний, конечно, вовсе не так ужасен, как его изображают "западники", но и не настолько хорош, чтоб по нему учиться. Да и просто роман, согласитесь, роману документальному - разница.
     Возможно, критики Радзинского правы: драматург в его случае мешает историку, зачастую перетягивая одеяло на себя. Возможно, правы кое в чем даже ниспровергатели Радзинского: отмена Елизаветой смертной казни не длилась почти столетие, до казни декабристов, и "Пугачева, черт возьми, не в угол поставили". Безусловно, ничего принципиально нового Радзинский в этом документальном романе о рождении террора никому, кроме американского президента, не сказал, если не считать новостью, забыв о Достоевском, саму позицию автора: нет в русской истории второй половины XIX века правых и виноватых: все - жертвы, даже убийцы, и последние, может быть, самые главные жертвы. Такая вот страна, такая вот история. Но забыть о Достоевском читателю честно не позволяет сам автор: в книге об Александре II Достоевский - один из главных героев. А всего героев, каждый из которых, между прочим, обрисован, пусть несколькими штрихами, но весьма выразительно, всего героев - не счесть. И здесь выведены не только Романовы, их друзья, домочадцы и любовницы, не только придворная камарилья, не только "пламенные революционеры", или литераторы (Степняк-Кравчинский или Суворин с Катковым), но и, например, Дмитрий Иванович Менделеев.
     Перечислять далее, цитировать, тем более пересказывать содержание или растолковывать концепцию - бессмысленно. С одной стороны, читатель, скорее всего, видел телевизионную версию книги, с другой - автор обходится без эзопова языка, а там, где не договаривает, молчание оказывается красноречивее говорения... И - как бы передает слово учителю, желающему, возможно, представить аудитории собственную концепцию.
     Последний мой пассаж возвращает нас к тому, что было сказано в начале: "Александр II" Эдварда Радзинского, по-моему, обращен прежде всего к желающему учиться подростку. И в этом смысле сочинение превосходно: читается взахлеб, легко запоминается, ярко представляет и общую картину истории, и личную трагедию царя-освободителя, и не общее выражение лиц многих и многих исторических персонажей, как бы проявляющихся на фотобумаге, как бы выплывающих из тумана столетий и еще более густого тумана всегда тенденциозных учебников, вызывает желание познакомиться с альтернативными произведениями. Чего ж еще желать и требовать?..
     Увы, никак нельзя повторить те же слова в адрес издательства "АСТ", по-моему, загубившего книгу на корню, во всяком случае, то издание, что попалось мне. Такой неряшливой книжки, столь плохой печати (особенно это касается иллюстративного материала), такого количества грамматических ошибок и прочего редакторско-корректорского брака, да собственно говоря - полного отсутствия корректуры, такого неуважения к своему автору и читателю я не встречал, пожалуй, с начала 90-х, когда книги не издавались, а именно что тискались. При этом стоит книга несусветно дорого даже на мелкооптовых рынках, не говоря уж о рваческой системе "Топ-книги".
     Такова, на мой взгляд, настоящая, а не надуманная критиками в целях саморекламы поварешка дегтя. Все прочее в новой работе Эдварда Радзинского, скорее, мед, бальзам для читателя-неспециалиста, для учителя истории и словесности. Им и рекомендую настоятельно прочесть эту книгу, в которой, кроме всего прочего, почти не наблюдается даже и многим поднадоевшее позирование, так сказать, радзинское актерство. И то: лета к суровой позе клонят...

 

 

«Александр II: жизнь и смерть»
Год издания: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я