Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе

 

ЧИТАТЬ/СКАЧАТЬ КНИГУ pdf


В последние годы в филологии резко возрос интерес к большим текстовым структурам, включающим в себя систему взаимосвязанных субтекстов. К такого рода образованиям относятся и так называемые сверхтексты, различным ракурсам изучения которых посвящен предлагаемый курс.

В отечественном литературоведении уже сложилась определенная традиция исследования сверхтекстов, связанная в основном с "городскими текстами". Спецкурс расширяет исследовательское поле в этой области, включая в него "именные" (или "персональные") тексты, а также такие образования, которые, не являясь собственно текстами, по ряду признаков приближаются к ним и имеют особый внутренне систематизированный интерпретирующий код.

Будучи сложно организованными структурами, сверхтексты нуждаются в многоаспектном изучении, требующем сочетания различных исследовательских методов, что делает данный курс удачным средством включения слушателей в круг наиболее актуальных проблем современного литературоведения.

Курс ориентирован на студентов-филологов 3-5-го года обучения, интересующихся смежными научными проблемами, которые возникают на границе теории и истории литературы, филологии и культурологии.

Программа курса

Текст и его границы. Текст как динамическая система. Подвижность текстовых границ. Проблема внетекстовых и интертекстовых связей. Гипертекст и его структурные особенности.

Понятие сверхтекста. Межтекстовое единство как система. Иерархия текстов в структуре сверхтекста и проблемы художественного языка сверхтекстовых образований. Сверхтекст и внеположенная реальность. Типология сверхтекстов.

"Городские тексты" в русской литературе.

Петербурский текст и традиции его изучения. Формирование Петербургского текста в русской литературе. Роль городского мифа в складывании и структуре данного сверхтекста. "Петербургская поэтика", ее особенности и место в русской литературе XIX-XX вв.

Проблема вычленения Московского текста. "Городской текст" и городской локус. Ключевые звенья московского художественного локуса. Москва в повестях А.В. Чаянова и в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Система московской образной кодификации в романах "Москва" А. Белого и "Сивцев Вражек" М. Осоргина.

"Городские тексты" русской провинции. Проблема текстовой природы "провинциальных" художественных локусов. Условия текстообразования. Пермский текст русской литературы как пример "провинциального" текста. Алфавит кода Пермского текста. Метафизика Перми.

Венецианский текст русской литературы. Образное предощущение Венеции и его роль в формировании Венецианского текста. Венеция в системе русской литературной географии. Художественная топика Венеции, соотношение в ней дискретного и континуального, горизонтали и вертикали. Имя города и его анаграммы. Образ зеркала как полифункционального звена в поэтике Венецианского текста. Основные мотивы Венецианского текста русской литературы.

Флорентийский интерпретационный код в русской поэзии XIX-XX вв.

Семиотика ошибки в "городских текстах" русской литературы.

"Именные" ("персональные") тексты в русской литературе и их специфика. Пушкинский текст; его основные блоки - художественный, мемуарный, литературоведческий. Процесс формирования Пушкинского текста. Сегменты Пушкинского текста и их эстетическая генеалогия. Стихотворение "Жил на свете рыцарь бедный... " и его проекции в русской литературе XIX-XX веков. Возможности и условия вычленения других "именных" текстов.

Перспективы изучения сверхтекстов.