Литература Древней Греции. Очерки истории зарубежной литературы
| Распопин В.Н. Новосибирск, "Рассвет"
Год издания: 1998 |
Боги и герои (предыстория)
Боги и герои (предыстория)
Памяти Александра Владимировича Кириллова, чья дружба столь много значила для
автора, а библиотека - для этой книги.
Познай самого себя!
Хилон Спартанский
Было сказано, что само имя "Эллада" вызывает у всякого образованного человека,
независимо от его национальности и вероисповедания, ощущение, что он у себя на
родине. И это действительно так, во всяком случае, для европейца. Каждому человеку
что-то помнится о собственном детстве. Чаще всего эти воспоминания приятны и светлы.
Такое светлое и теплое чувство вызывает в нас упоминание о древнегреческой культуре,
названной когда-то Марксом "детством человечества". Мы знаем, что это детство
не для всех было столь уж приятным и светлым, ведь в той же Древней Греции, создавшей
замечательные памятники культуры, были свободные люди и рабы, были разбойники
и философы, поэты и тираны. Помимо того, греки много воевали, а значит, убивали
и погибали. Причем, воевали они не только с другими народами, но и между собой,
поскольку едва ли не все греческие города с прилегающими к ним деревнями представляли
собой полисы, небольшие независимые государства, соперничающие с соседями, вступающие
друг с другом в коалиции против наиболее могущественных соседей, разрушающие эти
коалиции и т.д. Особенно жестокое соперничество на протяжении долгого времени
вели между собой два крупнейших полиса Древней Греции - Афины и Спарта. Не было
столь уж беспроблемным это детство ни для простых людей, ни для выдающихся: первым
необходимо было в трудной борьбе за существование добывать пропитание себе и своей
семье; вторым - беспрестанно убеждать сограждан в собственной правоте, используя
таланты ораторов, поэтов, полководцев, политиков. Часто великие погибали, не понятые
согражданами, как мыслитель Сократ, по приговору суда выпивший чашу с отравой,
или Пифагор, растерзанный чернью, либо, наоборот, слишком хорошо ими понятые,
как афинский политик Фемистокл или спартанский царь Павсаний... Как часто в тех
же демократических Афинах наиболее талантливые и популярные люди становились жертвой
остракизма, черепичного суда и покидали родину на долгие годы! ( По-гречески "черепок" - "остракон". Ежегодно проводившееся народное собрание
выясняло при помощи такого суда степень влиятельности того или иного политика.
Получивший больше всего таких черепков, на которых было написано его имя, лидер
потенциально считался тираном и должен был отправиться в изгнание сроком на десять
лет.)
И все же, все же главным образом вспоминаем мы Древнюю Грецию как наше солнечное
детство. Солнце и море, гармония архитектурных ансамблей, пластика скульптуры,
величественный Олимп и его вечно прекрасные обитатели, слепой и благородный старец
Гомер, высокие гуманистические страсти трагедии, наконец, первое демократическое
законодательство Афин и мужественное самоотречение спартанских воинов, дельфийские
мудрецы и олимпийские атлеты, торжественная ода Пиндара и всеобъемлющая мудрость
Платона и Аристотеля - все это та Древняя Греция, которая и справедливо и неудачно
названа была "детством человечества". Справедливо, потому что это, конечно же,
детство, ведь вся греческая культура опорой своей имела Олимп с населяющими его
богами и их главного певца - Гомера, вращалась вокруг него и центробежно и центростремительно.
А неудачно - потому что какое же это детство, если эллинское искусство создало
до сих пор непревзойденные образцы, эллинская литература подарила миру величайший
эпос, драматургию и лирику, а эллинская философия - десятки имен и систем, представляющих
фундамент мировой философии, и больше того - двух крупнейших и по сегодняшний
день мыслителей - Платона и Аристотеля - без которых человеческая культура вообще
непредставима!
Древнегреческая история начинается очень рано - со II тысячелетия до нашей эры,
но прежде чем говорить об истории, надо хотя бы коротко изложить предысторию.
Предысторией же у любого народа является его мифология, хотя и создает ее, мифологию,
сам человек, созидающая часть истории. В этом, по сути, нет противоречия, ведь
в седой древности было свое начало, так же, как и в изучении этой древности современностью
тоже есть начало. Предметом наших с вами бесед является литература, часть человеческой
культуры, а культура начинается с попыток объяснить мироздание и самого себя в
нем. Эти попытки, как правило, имеют форму мифа. Мифология же Древней Греции -
одна из самых богатых и красивых в человеческой культуре. Наш разговор о мифологии
будет по возможности кратким, учитывая то обстоятельство, что наиболее популярные
греческие мифы о богах и героях известны вам с детства, а также и то, что сколько-нибудь
систематический их свод составил бы том, в десятки раз превышающий общий объем
этой книги. Кроме того, литература, посвященная древнегреческой мифологии, весьма
велика и разнообразна и содержит как серьезные исследования (Р.Грейвс. Мифы Древней
Греции), так и популярные книги (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции, Ф.Ф. Зелинский. Сказочная древность
и др.), легко доступные всем интересующимся. Поэтому здесь мы лучше лишний раз вспомним
о том, что такое миф и эпос и дадим лишь общие черты древнегреческой мифологии,
поскольку, как уже было сказано, она является центром и движущей силой всей эллинской
культуры.
****
Наша литературная тропинка привела нас на Запад. Из мира безграничной, часто
чудовищной фантазии Востока с ее взлетами и падениями в бездну духа мы попали
в мир классической определенности, мерного спокойствия, простоты и гармонии, где
боги - те же люди, только очень красивые, сильные и бессмертные. Им не чужды чисто
человеческие слабости и пристрастия, они и живут на вершине самой высокой горы
в Греции - Олимпа, в поднебесье, но не на небесах, они часто спускаются к людям
и то помогают им, то мешают, то влюбляются в них, то ненавидят. Боги, или духи,
населяют и весь земной мир, каждое дерево, речку, ветерок, море. Они слишком похожи
на людей, чтобы быть людьми, и поэтому здесь они стали самой природой. И еще -
искусством: прекрасными статуями, картинами, книгами. А поскольку они почти как
люди, только лучше, их совершеннейшие изваяния делались с живых людей, только
самых красивых и еще чуть приукрашенных фантазией и мастерством скульпторов, художников,
поэтов. Именно поэтому древнегреческая культура с полным правом зовется гуманистической,
т.е. человечной, человеческой, созданной для человека.
Итак, мифология древних греков создала ряд прекрасных образов богов и героев,
правда, не сразу. Но, прежде чем рассказать о самом начале, вспомним, что же такое
миф, мифология и главный ее выразитель - эпос?
Миф не есть сказка, миф - это скорее форма общественного сознания, образно представляющая
мироздание в виде фантастических представлений, отождествляющая природные явления
с некими сверхъестественными существами. Попробуем объяснить это на примере. Материализм
предполагает, что жизнь на Земле зародилась в океане и лишь спустя долгое время
вышла на сушу. Об этом говорил еще древнегреческий философ Фалес, считавший, что
первоосновой всего сущего является вода. Здесь мы встречаемся с рациональным пониманием
действительности. Совершенно не расходящееся в идее с ним мифологическое представление
дает Гомер, согласно которому первоосновой всего сущего является Океан, одновременно
и величайшее внешнее море, окружающее со всех сторон земной диск, и - титан, сын
Урана и Геи - Неба и Земли, отец всех рек и вод.
Не правда ли, мифологические представления древних в чем-то смешны сегодня, но
в чем-то и богаче наших представлений, поэтичнее, возвышеннее? В этой поэтичности,
в чувственности, в конкретности, в этих поэтических образах Урана и Геи, Океана
и нимф и проявляется характернейшая черта мифа и мифологического сознания. Сначала
маленький слабый человек объясняет себе мироустройство, отождествляя явления природы
с добрыми или злыми богами, потом, чуть позже, в тяжких трудах создавая свою цивилизацию,
придумывает великих героев-первопроходцев, наделяя их почти божественными качествами.
Для чего? Чтобы вдохновить самого себя примерами великого мужества и героизма,
чтобы оправдать свою собственную созидательную, и пусть будничную, но ничуть не
менее героическую повседневную деятельность.
C мифа часто начинается культ, служение человека божеству, принесение ему жертв
и молений. С отдельного мифа начинается и мифология, в одном из значений этого
понятия - цепь сказаний, повествований, рассказанных, а затем и записанных, а
еще затем и изучающихся, ведь та же мифология в другом значении понятия - научная
дисциплина, занимающаяся изучением мифов и народов, их создающих. А еще из этих
древних сказаний со временем рождается эпос - целый род литературы, обычно представленный
большими песнями или поэмами, повествующими о жизни, трудах, любви и войнах людей,
об их взаимоотношениях друг с другом и с богами и демонами, т.е. о древней цивилизации,
религии и культуре. Так, от мифа к мифологии и эпосу, к цивилизации и культуре
движется человек, предки которого, согласно Фалесу, некогда вышли из океана, а
много тысячелетий спустя создали свои первые рассказы о небе и земле, дожде и
ветре, богах и героях. Так, нам сегодня кажется, что мы далеко ушли в своем развитии
от древних, от их мифов и сказок. Порой только кажется, когда мы читаем учебники
по химии, физике, биологии и математике. Но вот мы включили телевизор и с замиранием
сердца следим за приключениями Шварценеггера-Конана или какого-нибудь сыщика -
и попадаем в объятия... мифа, все того же древнего мифа о героическом первопредке,
только рассказанного на новый лад, окультуренного нашей современной цивилизацией.
И рассказанного, поверьте, далеко не всегда лучше. Но убедиться в этом можно,
увы, только выключив телевизор и закрыв на замок ящик стола, в котором лежит очередной
бестселлер Стивена Кинга, и засадив себя самого за неспешное чтение старинных
гекзаметров Гомера или Овидия (О великом древнеримском поэте Овидии см. соответствующую
главу третьей книги наших "Очерков... " ).
Об этом (и еще о многом другом) написано короткое гениальное стихотворение крупнейшего
поэта первой половины нашего века Осипа Эмильевича Мандельштама:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
****
Еще раз вернемся к понятию "миф", о котором спорили и продолжают спорить ученые.
( См. "Очерки истории зарубежной литературы", т.1. С. 18-19.)
Что же это такое?
Обратимся к книгам "Греческая мифология" известного специалиста по античной культуре
Азы Алибековны Тахо-Годи ( А.А.Тахо-Годи. Греческая мифология.- М., Искусство,
1989.) и "ОНА. Глубинные аспекты женской психологии" американского психолога Роберта
Джонсона. ( Р.А. Джонсон. ОНА. Глубинные аспекты женской психологии. - Харьков: Фолио,
М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996.)
Роберт Джонсон, анализируя известный миф об Амуре и Психее, с которым познакомимся
в свое время и мы с вами, рассматривая литературу Древнего Рима, говорит о том,
что ни биологическая, ни психическая природа человека с античных времен до наших
дней не изменилась. Именно поэтому древние мифы, правильно истолкованные с точки
зрения психологии, могут многое объяснить в человеке сегодняшнего дня.
"Великая литература, - пишет он, - так же, как и великое искусство, чрезвычайно
точно передает характерные черты человеческой натуры. Мифы - особый род литературы,
которая не имеет одного автора. Они создаются на протяжении целой эпохи определенной
культуры, впитывая в себя все богатство воображения и деятельности человека, представляя
собой экстракт духа и опыта, относящихся к данной культуре. Весьма вероятно, что
основное содержание мифа возникает вместе с определенным мотивом; потом сюжет
многократно уточняется и распространяется подобно кругам на воде. Точно так же
люди постоянно пересказывают друг другу занимательные истории. Таким образом сохраняют
свою жизнь характерные и универсальные для человечества сюжеты, тогда как отдельные
люди и целые эпохи уходят в историю. Мифы - это отражения коллективного образа;
они содержат в себе и доводят до нас общечеловеческие истины.
Тем не менее, в нашем сознании укрепилось расхожее рационалистическое определение
мифа как повествования с вымышленным и фантастическим содержанием. Часто приходится
слышать нечто вроде: "Да это всего лишь миф, это - сплошной вымысел". Подробности
мифологической истории могут не найти подтверждения в жизни или вовсе оказаться
абсолютной фантастикой, но в глубине содержания мифа лежит универсальная истина.
Миф может быть фантазией или продуктом воображения, оставаясь при этом истинным
и адекватным реальности. Он воплощает в себе множество граней и уровней бытия,
включающего как внешний рациональный мир, так и менее постижимый мир внутренний...
К.Г. Юнг, исследуя глубинные уровни человеческой психики, обращал особое внимание
на мифы, ибо считал, что именно в них заложена первооснова психологической структуры.
( Указ. соч. С. 8 - 9.)
Это говорит современный психолог, а вот что пишет филолог А.А. Тахо-Годи. "Миф"
по-гречески означает не что иное, как "слово". Поэтому и древнегреческие мифы
можно назвать "словом" о богах и героях. ( Указ. соч. С.7. )
Но... заглянем в словарь - и удивимся. Оказывается "слово" по -древнегречески
не только "миф", но и "эпос", но еще и "логос". В чем же разница и есть ли она?
Есть, и А.А. Тахо-Годи сообщает, что смысловой оттенок термина "миф" выражает
обобщенный смысл слова, "эпос" - его звуковую оформленность, а "логос" - его проанализированный,
осмысленный вариант.
Таким образом, древняя традиция... именовала "мифом" слово о богах и героях,
закрепив за песнями об их подвигах наименование "эпоса" и предоставив "логосу"
сферу философии, науки и рассуждающей мысли вообще. ( Там же. С.8. )
И если ряд таких "слов" о героях и богах обобщить, собрать в целое, дающее представление
древних о мире и о себе, мы и получим мифологию.
Мифология начинается с мифа, миф начинается с размышления о мироздании. Древний
грек представлял себе большой мир, глядя на собственный, маленький.
Так, глядя на огонь, вспыхнувший от удара молнии, на огненные языки костра,
на светящиеся в ночи огоньки, на тлеющие угли, на лесной пожар или на пламя в
кузнечном горне, древний человек все эти конкретные отдельные феномены огня обозначает
одним словом, обобщает их в "мифе", давая имя огненной силе вообще, той силе,
что живет огнем, сама им является и управляет им. Имя этой силы - Гефест. Так
рождается "слово" о Гефесте, миф о Гефесте со всеми дальнейшими последствиями,
поскольку мыслительный акт связан с непосредственно чувственным восприятием, обобщается
жизненным опытом, дальнейшим вымыслом, выдумкой, живописующими о происхождении
огненной силы, именуемой Гефестом, его родителях, его семье, его деяниях.
Глядя на зреющий колос, на пробивающийся стебель, на зеленеющую траву или зацветающие
плодовые деревья, древний человек все эти феномены произрастания называет обобщенно
одним словом - Деметра, то есть мать-Земля, та, что рождает, выращивает, выкармливает.
Отсюда в дальнейшем сложная и занимательная биография Деметры, горюющей по исчезнувшей
дочери и радующейся ее обретению, что сопровождается то оскудением природы в засушливое
время или зимой, то ее изобилием при сборе урожая осенью.
Видя, как бушует море, как разливаются или высыхают реки, несутся водопады, пробиваются
родники, бегут ручьи, древний человек обобщает все проявления водной стихии в
одном слове - Посейдон, то есть владыка вод или супруг Земли, объемлющий ее водным
простором.
И небо с его светом, с его бездонной ясностью, с его просторами, где-то в неведомых
высях смыкающимися со снежными вершинами гор, древний грек называет одним словом
- Зевс - светоносное небо, светоносный день.
И так один за другим рождаются слова-мифы, разрастающиеся в рассказы о высших
существах, таких же, как и человек, только бесконечно мощных и бессмертных, живущих
одной семьей и управляющих космической общиной, господствующих над миром. Таким
образом... рождается мифология, мифологическое мышление... ( Указ. соч. С.9.)
Часто, прочитав книжку греческих мифов, многие говорят: "Сказки! ". И ошибаются.
Потому что сказки пришли в мир позже, они сочинялись сознательно, часто опирались
на уже давно известные мифы. При этом и рассказчик (а тем более - писатель) и
слушатель (читатель) отлично осознают выдумку, верят ей лишь условно, т. е. как
бы играют друг с другом в игру по правилам. Миф же - не выдумка, не сказка, а
объяснение жизни, если хотите, сотворение реальности. В данном случае - реальности
светлой, солнечной, жизнеутверждающей.
Хотя таковой греческая мифология стала далеко не сразу.
Вначале, утверждал поэт VII в. до н.э. Гесиод был лишь Хаос ("отверстая пасть").
Из нее и появились стихии Нюкта (Ночь, Тьма) и Эреб (Мрак). Затем появился Эрос
(Любовь), и Ночь вступила в брачный союз с Мраком. От них произошли Гемера (День)
и Эфир (Свет).
Затем в мире появилась Земля (Гея, Хтон), родившая Звездное Небо (Уран). Тогда
же появился и Тартар (Сумрачная Бездна).
Из этих четырех первооснов, - продолжает А.А. Тахо-Годи, - три - Хаос, Эрос
и Тартар - крайне загадочны. Хаос в дальнейшем станет символом какой-то спутанности
жизни, смутная сила любви (Эрос - В.Р.) превратится в антропоморфного ( Т.е. человекоподобного)
сына богини (любви) Афродиты, а Тартар станет выполнять роль темницы для свергнутых
богов. ( Указ. соч. С. 26. )
Роль Земли в греческой мифологии чрезвычайно велика. Так, независимо от Неба,
ставшего ее супругом, она произвела на свет горы и населяющих их нимф, а затем
и Море (Понт). Весь мир (по-гречески "космос") приобрел свой привычной вид благодаря
Земле. И еще - Эросу, который соединил браком Землю и Небо. От этого союза родились
двенадцать титанов - перовобогов. ( Вновь мы встречаемся с этим сакральным, мистическим
числом, так же как было в случае с двенадцатью коленами Израилевыми, как будет
с двенадцатью рыцарями короля Артура и во многих других случаях и явлениях жизни
и литературы от двенадцати месяцев и знаков Зодиака до романа И.Ильфа и Е.Петрова
"12 стульев".) Это шесть братьев : Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос и
шесть сестер: Тейя, Рея, Фемида, Мнемосина, Феба и Тефия.
Братья и сестры вступили друг с другом в брак, как это в реальности происходило
в архаическом, родо-племенном обществе. Уран же с Геей породили еще трех одноглазых
великанов циклопов: Грома, Молнию и Ослепительный блеск молнии (с одним из них
придется впоследствии сразиться хитроумному Одиссею), а также трех пятидесятиголовых
и сторуких великанов гекатонхейров.
Страшны были видом своим титаны, но циклопы и гекатонхейры настолько ужасны,
что Уран возненавидел их и заключил в недра матери-Земли. Страдания ее были так
велики, что сделала она из "седого железа" серп и принялась уговаривать детей
свергнуть власть отца. Решился на это младший титан - Кронос. Он оскопил спавшего
отца и захватил его власть. Но дажи из крови оскопленного Урана, пролитой в море,
продолжали появляться новые создания, чаще всего чудовищные. Так возникли Эринии
- седые окровавленные старухи с собачьими головами и змеями в спутанных волосах,
так, словно бы в противовес им и в предзнаменование завершения кровавого начала,
возникла из пены морской прекрасная богиня любви Афродита.
Наступила эпоха титанов. Океан и Тефия породили реки и три тысячи Океанид - нимф
источников; Гиперион и Тейя - Гелиоса (Солнце), Селену (Луну) и Эос (Зарю), от
которой, в свою очередь произошли звезды и ветры: северный Борей, восточный Эвр,
южный Нот и западный Зефир ( Как тут не вспомнить пушкинское: Ночной Зефир Струит
эфир, Шумит, бежит Гвадалквивир... ); Кой и Феба родили дочерей Лето и Астерию
(Звездную) и стали впоследствии дедом и бабкой самых светлых и самой темной богов
и богинь классической мифологии: Аполлона с Артемидой и Гекаты; Иапет стал отцом
Атланта, Прометея, Менетия и Эпиметея; Рея родила Кибелу; Крий принес в мир Астрея
(Звездного), Палланта (мужа подземной реки Стикс) и Перса - будущего отца Гекаты;
Мнемосина стала матерью девяти муз; Фемида, богиня права и законного порядка,
породила горы и мойр (по-римски парок) - богинь судьбы, изображавшихся обычно
в виде старух, определявших человеческую жизнь и участь: Клото пряла жизненную
нить, Лахесис собственно определяла участь человека, а Атропос эту нить перерезала.
Но еще не иссякли и плодоносящие силы первостихий. Ночь в качестве возмездия
за преступление Кроноса принесла в мир Смерть (Таната), Сновидения (Гипноса),
Уничтожение (Кера), Обман (Апату), Месть (Немезиду), Раздор (Эриду), а также грубого
насмешника Мома. Земля в союзе с Морем породили Форкия и Кето, от которых произошли
жуткие Горгоны и Ехидна. Эта нечисть произвела на свет множество других гадов:
стоглавого Тифона, Химеру, Лернейскую гидру, Сфинкс, ( Сфинкс - дочь Ехидны -
существо женского пола, но в художественной литературе часто встречается ошибочное
представление о ней, как о представителе пола сильного. ) Кербера и т.п.
Где-то в это же время, согласно греческой мифологии, появляются и люди, не то
происшедшие из зубов дракона, не то вылепленные из глины титаном Прометеем. Любопытно,
что первобоги, занятые своими делами, не только не интересовались людьми, но даже
и не создавали их.
Младший из титанов, Кронос (по-римски Сатурн), тот самый, что сверг власть Урана,
боясь наложенного на него проклятия, заключавшегося в том, что и сам он, по примеру
отца, будет свергнут с престола сыном, собственных детей не оставлял в живых,
но пожирал их еще в младенчестве. Так поглотил он богиню домашнего очага Гестию
(Весту), богиню плодородия и земледелия Деметру (Цереру), будущую великую богиню
и супругу Зевса Геру (Юнону), бога подземного мира Аида (Плутона) и бога морей
Посейдона (Нептуна). Последним родился у него сын Зевс, как и Кронос, самый младший
и самый сильный. И младший сын повторил судьбу отца. Супруга Кроноса Рея, отчаянно
боясь потерять последнего своего ребенка, по совету Урана и Геи, укрылась на острове
Крите, где и родила Зевса в глубокой пещере. Там она его и оставила, а Кроносу
дала проглотить не сына, а длинный запеленутый камень. Малютка Зевс, питаясь молоком
божественной козы Амалфеи и медом диких пчел, вырос, охраняемый юными жрецами
Реи, куретами. Достигнув воинского возраста, он восстал против Кроноса и заставил
его изрыгнуть братьев и сестер. После этого началась великая война между младшим
и старшим поколениями богов за власть над миром - титаномахия.
Вот как описана она в книге Н.А. Куна и А.А. Нейхардт "Легенды и сказания Древней
Греции и Древнего Рима":
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе (отчего
и называются они олимпийцами - В.Р.). На их сторону встали и некоторые титаны,
а первыми - титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна
была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники. Но Зевсу
на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов.
Борьба длилась десять лет (как десять лет будет длиться потом другая великая война
греков - Троянская - В.Р.), но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону.
Наконец решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров
и призвать их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли
и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и бросали их в титанов.
Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступали к Олимпу. Стонала
земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от
этой борьбы. Зевс метал одну за другой огненные молнии и оглушительно рокочущие
громы. Пламя охватило всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой
пеленой.
Наконец титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы
сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых
врат Тартара на стражу встали сторукие великаны - гекатонхейры, чтобы не вырвались
на свободу из Тартара могучие титаны. (Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. - М., Правда, 1990. С.18.
)
После победы младшие боги разделили между собой сферы правления миром: Зевс стал
владыкой неба и верховным правителем, Посейдон взял себе море, Аид - подземное
царство, где обитают души умерших.
Вспомним теперь основных олимпийцев. Их вновь двенадцать. Это, прежде всего,
Зевс и три его сестры - Гера, ставшая женой верховного бога и царицей неба, Гестия
и Деметра, мать похищенной Аидом в жены Персефоны. Далее - семеро детей Зевса:
Афина Паллада, мудрая воительница и покровительница воинов и умельцев-мастеров,
родившаяся из головы своего отца (согласно мифу, Зевс проглотил свою супругу,
океаниду Метиду, беременную Афиной. Гефест расколол голову Зевса божественным
молотом, откуда и появилась Афина в полном снаряжении. Символами Афины были шлем,
копье, щит и эгида - доспех, с натянутой на нем шкурой животного); Аполлон (иначе
Феб), бог солнечного света, великий прорицатель, врачеватель и поэт, изображающийся
обычно с луком и лирой в окружении девяти муз, покровительниц искусств, рожденный
дочерью Коя и Фебы, Лето; сестра-близнец Аполлона - Артемида, целомудренная дева-богиня,
охотница с колчаном и луком, богиня луны и растительности, покровительница рожениц;
Дионис (Вакх), бог виноградарства и виноделия, рожденный Зевсу Семелой, дочерью
фиванского царя, всегда окруженный свитой сатиров, силенов и нимф, а также и смертными
вакханками; сын нимфы гор, дочери Атланта, Майи - Гермес, быстроногий вестник
богов и олимпийский посол, изображавшийся обычно с навевающим сон жезлом в руках,
в дорожном плаще и крылатых сандалиях, бог сновидений, торговли, воров и мошенников,
бог красноречия, покровитель дорог и школ и проводник душ умерших в преисподнюю;
сын Геры Гефест, хромой бог огня и кузнечного ремесла, покровитель кузнецов и
ремесленников, несчастный супруг богини любви и красоты Афродиты, изменявшей ему
с Аресом, сыном Зевса и Геры, жестоким богом войны. От этой связи у Афродиты и
родился кудрявый и крылатый сын, Эрот, посылающий свои жестокие стрелы любви в
сердца смертных и бессмертных. Однако Эрот уже не принадлежит к числу двенадцати
олимпийцев, как его мать Афродита (Венера), по одним версиям дочь Зевса и Дионы,
по другим - кипрская (отсюда прозвище - Киприда) богиня любви, красоты и плодородия,
родившаяся из пены морской (что подчеркивается другим ее именем - Анадиомена,
т.е. "рожденная из пены").
Как живут боги на своем Олимпе?
Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата
густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса;
вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они
далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье
сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят,
и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь
Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти
и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира
Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника... Когда, блистая
своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают
и склоняются пред женой громовержца. А она идет к золотому трону и садится рядом
с Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида,
всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять
повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, ( Имя Гебы известно каждому из нас благодаря
финалу дивного стихотворения Ф.И.Тютчева "Весення гроза": Ты скажешь: ветреная
Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
) и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят
им амброзию и нектар - пищу и напиток богов. Прекрасные хариты ( Хариты (по-римски
- Грации)- богини красоты, счастья, радости, веселья, дочери Зевса и Геры, олицетворяющие
женскую прелесть.) и музы услаждают их пением и танцами... На этих пирах решают
боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.... Два больших сосуда
стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает
из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец
черпает дары только из сосуда со злом...
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению
громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает,
чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дикэ, наблюдающая
за правосудием...
Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют
неумолимые богини судьбы - мойры... Судьба самого Зевса в их руках. Властвует
рок над смертными и над богами... Одни мойры ведают веления рока... Неумолимы
великие, суровые мойры.
Есть на Олимпе и богиня счастливой судьбы - это богиня Тюхэ (по-римски - Фортуна
- В.Р.). Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи... сыплет она дары людям,
и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья
Тюхэ. Но как редко это бывает!
Так царит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всем мире.
Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец брата громовержца Зевса, колебателя
земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему
движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. В глубине моря живет с Посейдоном
и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую
похитил Посейдон у ее отца... Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских
божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон,
громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств
и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды... Равный красотой самому Зевсу, быстро
несется Посейдон по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают
из морской глубины и сопровождают его колесницу. Когда же взмахнет Посейдон своим
грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми
гребнями пены, и бушует на море свирепая буря...
Среди божеств, окружающих Посейдона, вещий старец Нерей, знающий все сокровенные
тайны будущего. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных
дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая красотой...
Эхо прибрежных скал повторяет звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту
моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.
Среди божеств моря - старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся
по желанию в различных животных и чудовищ... и бог Главк, покровитель моряков
и рыбаков...
Все моря и все земли обтекает седой Океан - бог-титан, равный самому Зевсу по
почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела
земли. Три тысячи сыновей - речных богов, и три тысячи дочерей - океанид, богинь
ручьев и источников, у Океана...
Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают
туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное
царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает священная река Стикс, водами
которой клянутся сами боги.
Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их мрачные
берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки
Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся
бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света
и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших
листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали.
Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит
выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные
воды Ахеронта ни одну душу обратно...
Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой Персефоной.
Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями, преследуют
они преступника, не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести...
У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радамант. Возле трона стоит
бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями.
Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы
срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом
и мрачные Керы. На крыльях носятся они, неистовые, по полю битвы...
Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится
на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный
напиток... Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни
сам громовержец Зевс: даже ему Гипнос смыкает грозные очи глубоким сном...
Царство Аида полно ужасов... Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая
богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой
тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими
собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают
как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства
для тех, которые чтят ее и приносят ей в жертву собак на тех распутьях, где расходятся
три дороги. ( Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима, стр. 20-28.x)
Так жили боги, вернее, так представляли себе их жизнь древние греки. Ну а что
до героев, лучших из людей, и самих людей, то, как уже было сказано, олимпийцы
их не любили и не создавали. Титан Прометей вдохнул в них жизнь, научил всем ремеслам
и знаниям и, чрезмерно, пожалуй, заботясь о своих созданиях, даже украл для них
огонь у богов. Разгневанный Зевс приковал Прометея к горам Кавказа, а на людей
наслал потоп, чуть было не погубивший вообще весь мир. Из потопа спасся герой
Девкалион, сын Прометея, с женою Пиррой. Рассказ о потопе почти идентичен знакомым
нам вавилонскому и библейскому рассказам и завершает человеческую историю так
называемого "медного" века. Любопытно, что в следующем поколении людей нуждался
уже сам Зевс, ожидающий нового поколения богов и боящийся, что оно свергнет его
с трона, как то уже неоднократно происходило раньше. Но Зевсу было открыто, что
в ожидаемой битве олимпийцам удастся победить, если на их стороне будет хотя бы
один человек.
Это значило, - пишет в своей книге "Занимательная Греция" известнейший филолог
Михаил Леонович Гаспаров, - о людях нужно заботиться, из них нужно выращивать
бойцов, сильных и могучих. Ради этого боги стали сходиться со смертными женщинами,
и те рожали от них детей - смертных, но сильных, как полубоги. Их и стали называть
героями. Силу свою они упражняли, очищая землю от злодеев и чудовищ.
В Фивах рассказывали о герое Кадме...победителе страшного пещерного дракона.
В Аргосе рассказывали о герое Персее, который на краю света отрубил голову чудовищной
Горгоне, от чьего взгляда люди обращались в камень, а потом победил морское чудовище
- Кита. В Афинах рассказывали о герое Тесее, который освободил среднюю Грецию
от злых разбойников, а потом на Крите убил быкоголового людоеда Минотавра, сидевшего
во дворце с запутанными переходами - Лабиринте; он не заблудился в Лабиринте потому,
что держался за нить, которую дала ему критская царевна Ариадна, ставшая потом
женой бога Диониса. В Пелопоннесе (названном так по имени еще одного героя - Пелопа)
рассказывали о героях-близнецах Касторе и Полидевке, ставших потом богами-покровителями
конников и борцов. Море покорил герой Ясон: на корабле "Арго" со своими друзьями-аргонавтами
он привез в Грецию с восточного края света "золотое руно" - шкуру золотого барана,
сошедшего с небес. Небо покорил герой Дедал, строитель Лабиринта: на крыльях из
птичьих перьев, скрепленных воском, он улетел из критского плена в родные Афины,
хотя сын его Икар, летевший вместе с ним, не удержался в воздухе и погиб.
Главным из героев, настоящим спасителем богов, был Геракл, сын Зевса. Он был
не просто смертным человеком - он был подневольным смертным человеком, двенадцать
лет служившим слабому и трусливому царю. По его приказам Геракл совершил двенадцать
знаменитых подвигов... А после этого он был призван к главному своему делу: стал
участником в великой войне олимпийцев с мятежными младшими богами, гигантами,
- гигантомахии...
Но гигантомахия была лишь предпоследней опасностью, грозившей всевластию олимпийцев.
От последней опасности спас их тоже Геракл. В своих странствиях по краям земли
он увидел на кавказской скале прикованного Прометея, терзаемого Зевсовым орлом,
пожалел его и стрелою из лука убил орла. В благодарность за это Прометей открыл
ему последнюю тайну судьбы: пусть Зевс не добивается любви морской богини Фетиды,
потому что сын, которого родит Фетида, будет сильнее отца, - и если это будет
сын Зевса, то он свергнет Зевса. Зевс послушался: Фетиду выдали не за бога, а
за смертного героя, и у них родился сын Ахилл. И с этого начался закат героического
века. (М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция.- М., Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина
- Новое Литературное Обозрение, 1995. С. 374-375. )
Так, если говорить очень коротко, жили боги и действовали герои. Но упомянули
мы далеко не обо всех не только потому, что их слишком много, но и потому что
к последнему их поколению - героям Фиванской и Троянской войн нам предстоит неоднократно
обращаться в ходе наших собственно литературных бесед.
Здесь следует рассказать лишь об одном только Орфее, легендарном музыканте и
поэте, равного которому не знали во всей Греции. Он был сыном фракийского ( Фракия
- область на Юго-Востоке Балканского полуострова от Карпат до Эгейского моря и
от Черного моря до реки Аксий (Вардар), служившей границей Фракии с Македонией.
Ныне территория Болгарии, Турции и Греции.) царя Загра и музы Каллиопы. ( Муз,
как вы, наверное, помните было девять сестер, дочерей Зевса и Мнемосины, родившихся
наподалеку от Олимпа в Пиэрии, где им воздавались почести. Помимо того, муз чествовали
на Геликоне и в Дельфах, где били источники Иппокрена и Кастальский ключ, традиционно
связывавшиеся с творческим вдохновением. За ним-то, за благословением на вдохновенный
труд и обращаются до сих пор к музам поэты. Уже в эпоху римской империи за каждой
из муз закрепились определенные функции: Эрато стала покровительницей лирической
и эротической, т. е. любовной (ведь любовь по-гречески Эрос) поэзии; Эвтерпа,
изображавшаяся с флейтой, покровительствовала лирическим песням; Каллиопа была
музой эпической поэзии; Клио - музой истории; Мельпомена - трагедии; Полигимния
- муза танца и музыки; Терпсихора - собственно танца; Талия - комедии; Урания
- астрономии.) Сам Аполлон подарил ему лиру ( Лира и кифара - наиболее распространенные
музыкальные инструменты древности. Лира представляет собой нечто вроде маленькой
арфы, корпус ее составлялся из панциря черепахи и козьих рогов; кифара больше
похожа на отдаленное подобие гитары. Она изготовлялась из дерева или металла.),
а музы научили его играть на ней. Играл Орфей так, что зачаровывал диких зверей,
заставлял двигаться деревья и скалы в такт его музыке. Крупнейший древнегреческий
поэт Пиндар, автор торжественных хоровых гимнов сообщал, что в Эоне (во Фракии)
несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце, в том виде, в каком
их оставил Орфей.
Мифы рассказывают о том, что Орфей посещал Египет, вместе с аргонавтами, помогая
им своим искусством, добрался до Колхиды, а по возвращении женился на прекрасной
девушке Эвридике, которую очень любил, но скоро потерял: она умерла от укуса ядовитой
змеи. Терзаемый неутешным горем, Орфей спустился в Тартар, надеясь умолить его
грозного владыку вернуть ему супругу. Он зачаровал своим искусством перевозчика
Харона и пса Кербера. Он покорил своей горестной музыкой трех судей мертвого царства
и облегчил муки осужденных. Он победил сердца Персефоны и Аида, и Эвридика была
возвращена ему с одним лишь условием: по пути назад Орфей не должен оглядываться,
пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Мучимый страхом за свою любимую, уже
перед самым выходом из царства мертвых Орфей не выдержал, оглянулся - и навеки
потерял Эвридику.
Вечный соперник Аполлона, покровителя Орфея, Дионис, требовавший для себя ритуальных
жертв, невзлюбил музыканта за то, что тот почитал Гелиоса, считая его Аполлоном
и величайшим среди богов, и наслал на него своих разъяренных служительниц - менад.
Они убили Орфея рядом с храмом Аполлона, где он служил жрецом, и швырнули его
все еще поющую голову в реку Гебр. Голова продолжала петь даже тогда, когда ее
прибило волнами к острову Лесбос. Там на нее напал завистливый лемносский змей,
которого Аполлон тут же превратил в камень. Голову погребли в пещере неподалеку
от Антиссы, в которой почитали Диониса. В пещере голова продолжала пророчествовать
день и ночь до тех пор, пока Аполлон, обнаружив, что никто не приходит к его оракулам
в Дельфах, Гринее и Кларе, пришел и, встав над головой, закричал: "Перестань вмешиваться
в мои дела, ибо довольно я терпел тебя и твои песни! " После этого голова замолчала.
Лиру Орфея тоже выбросило на Лесбос, где ее возложили на почетное место в храме
Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру позже поместили на небесах в виде созвездия.
Что же касается прочих останков Орфея, то музы погребли их в Либетре, у подножия
Олимпа, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете.
Некоторые мифы, правда, рассказывают о смерти Орфея совсем иначе. Согласно этим
рассказам, Зевс убил его перуном за разглашение божественных секретов. Говорят,
что это он ввел мистерии (закрытые религиозные обряды только для посвященных)
Аполлона во Фракии, Гекаты в Эгине и подземной Деметры в Спарте. (Изложено по книге английского поэта и романиста Р.Грейвса "Мифы Древней Греции"
- М.,Прогресс, 1992. С. 80-81.)
Имя Орфея в связи с его причастностью к вечному соперничеству Диониса и Аполлона
интересовало многих религиозных мыслителей, которые посвятили ему и этим богам
серьезные исследования. Здесь достаточно будет упомянуть работы "Рождение трагедии
из духа музыки" немецкого философа, филолога и поэта Фридриха Ницше и "Дионис
и прадионисийство" русского поэта, филолога и философа Вячеслава Ивановича Иванова.
А сейчас я хочу предложить вам длинную цитату из замечательного трехтомного труда
швейцарского ученого ХХ в. Андре Боннара, который называется "Греческая цивилизация"
и к которому мы не раз еще обратимся на страницах этой книги. Вот что пишет он
о греческой мифологии и религии в главе 8 "Люди и боги" первого тома.
Для понимания религии греков нельзя прибегать к сравнениям, заимствованным из
христианской религии.
За время своего более чем десятивекового существования религиозная жизнь греков
принимала самые различные формы, за исключением одной: она никогда не облекалась
в догматическую форму... В Греции не было духовенства, во всяком случае влиятельного
жреческого сословия, исключая оракулов больших святилищ. Члены городских магистратов,
помимо других функций, исполняют жертвоприношения, читают положенные молитвы.
На эти ритуальные обряды смотрят как на традицию предков, которой не следует пренебрегать.
Но верования сами по себе чрезвычайно свободны... Верованиям придается меньше
значения, чем соблюдению ритуального жеста. Это нечто вроде приветственного взмаха
руки, воздушный поцелуй в адрес великих сил...
Греческая религия своей пышностью и нагромождением напоминает фольклор... Именно
в этом живом хаосе фольклорных традиций черпали древние поэты и артисты... материал,
из которого они творили и воссоздавали без конца образы своих богов: они делали
свою веру более народной, а своих богов более человечными. Это прогрессирующее
очеловечивание божественного составляет самую поразительную черту греческой религии...
Божественное начало может существовать во всем - в камне, в воде, в дереве или
в животном...
Крестьянин идет по горе; возле тропки он обнаруживает кучу камней. Она образовалась
со временем из камней, которые такие же крестьяне, как он, мимоходом бросали в
эту кучу. Он называет эти камни "гермами". В местности малознакомой они служат
ему хорошим ориентиром. Гермы населяет бог; позднее они примут человеческий образ
и станут называться Гермесом, проводником путешественников и душ умерших на трудных
путях, которые ведут в преисподнюю... Порой путешественник, испытывая желание
найти защитника и чтобы подбодриться, оставляет тут какое-нибудь приношение, обычно
еду. Следующий прохожий это приношение съест, если он голоден, и назовет свою
находку "гермайоном".
Греки на заре своей истории и затем в течение длительного периода были земледельцами.
Потом моряками. То же произошло и с их богами. Они населяют поля, леса, реки,
источники. Затем - море. Страна испытывает недостаток в воде: ее мало или она
очень прихотлива. Реки редки и потому священны. Переходя реку, надо обязательно
прочитать молитву и ополоснуть руки в воде... Реки несут плодородие не только
полям, но и человеческому роду. Когда подросток становится юношей и впервые остригает
свои длинные волосы, пряди их он посвящает родной реке.
У каждой речки свое божество. У речного бога тело быка и лицо человека. В европейском
фольклоре и сейчас еще бытуют духи рек в образе быка. В Греции водяной дух иногда
появляется в виде коня. Посейдон, ставший одним из главных богов классической
Греции, столь же тесно связан с лошадью, как и с водой. Однажды он высек ударом
своего трезубца лужу соленой воды, торжественно названную морем; на афинском Акрополе
изображено, как крылатый конь Пегас выбил своим копытом источник Гиппокрену на
горе Геликон. ( И Пегас и Иппокрена стали символами поэтического вдохновения в
европейской культуре. Бесчисленное количество стихов посвящено им великими и просто
поэтами, в том числе и русскими. См., например, известное пушкинское "Три ключа".)
Форма и функции Посейдона меняются в зависимости от занятий населения, ему поклоняющегося.
У моряков Ионии Посейдон - бог моря. На материке и особенно в Пелопоннесе это
одновременно бог-конь и бог землетрясений...
Греки населяют природу бесчисленным множеством и других духов, которым они придают
образ полуживотных и полулюдей. Кентавры с телом лошади и человеческим лицом -
принадлежность поэтического художественного вымысла; но первоначально они, несомненно,
возникли из народных верований. Название их как будто обозначает "бичеватели вод";
очень вероятно, что они возникли как духи горных потоков Пелиона и Аркадии, куда
их поселило поэтическое воображение...
Как и все народы Европы, греки олицетворяли плодородие природы в образе многочисленных
божеств женского пола. Наиболее обычные и близкие к человеку - хотя к ним, как
ко всякому божеству, опасно приближаться - были приветливые, благожелательные
и милые гении, имеющие вид юных женщин, называемых нимфами (слово, обозначающее
молодую женщину ( Так Гамлет в трагедии Шекспира обращается к Офелии: "Помяни
меня в своих молитвах, нимфа".). Нимфы - это восхитительные, веселые и милые создания,
всегда готовые петь и плясать; но вдруг, неожиданно, они становятся грозными и
гневаются, и тогда они превращаются в то - "Другое", что отличает всякое божество.
Человек у всех на глазах сходит с ума: это он "одержим нимфами". Но именно к ним
относится культ самый интимный, к которому нас влекут наши самые глубокие чувства
- любовь к жене и детям...
Есть и царица дикой природы, очень похожая на сопровождающих ее нимф... - Артемида...
Даже современный греческий крестьянин не вполне ее забыл. Он называет царицу нимф,
в которых он верит до сих пор, "Прекрасной дамой" или "Царицей гор"... Еще очень
недавно - меньше столетия тому назад - в помещении на скалистом склоне холма в
центре Афин беременные женщины приносили дары нимфам, ожидая от них благополучного
разрешения от бремени и супружеского счастья.
Но вот и "Земля, рождающая хлеб". Самое древнее божество из всех божеств мира,
наравне с Небом... Ее греческое имя Деметра, по-видимому, означает, что она "Мать
хлебов"...
Деметра - богиня семян. У нее есть дочь, причастная к ее культу и чаще всего
называемая, помимо других имен, "Девушкой Зерна" - Корой. Деметра и Кора - "Мать
Хлебов" и "Девушка Зерна" - были с праэллинских времен двумя важнейшими богинями
крестьянского населения всей Аттики и афинской общины. Известен миф, согласно
которому Плутон, подземный бог зерновых ям и мертвых, похитил Кору и увлек ее
в свое подземное царство. По повелению Зевса и чтобы смягчить горе матери, он
был вынужден ее возвратить. Он возвращает ее ежегодно: элевсинские таинства в
Аттике знаменуют возвращение "Девушки Зерна" на свет из преисподней, встречу двух
богинь, которые проводят восемь месяцев вместе на земле и четыре - в разлуке...
Незадолго перед временем вскрытия зерновых ям в Аттике, в Элевсине праздновались
мистерии Деметры и Коры; посвященные присутствовали при соединении "Матери Хлебов"
с "Девушкой Зерна". Мы не знаем, в какой форме это происходило...
Живая земля питает хлебное зерно. Она нас кормит им, пока мы живы. После нашей
смерти земля нас снова берет к себе, и в свою очередь мы становимся пищей для
растений земли. Кормилец-хлеб, мы тоже служим тебе пищей! Обреченные снова возвратиться
в лоно живой земли, мы утрачиваем страх, внушаемый нам смертью. Произрастание
нового урожая символизирует вечность жизни...
Первоначально это был культ родовой: глава семьи допускал к участию в них тех,
кого хотел. Этим объясняется возможность присутствовать на них посторонним, женщинам
и рабам. Таким образом элевсинские мистерии как бы вознаграждали, утешали самых
обездоленных членов античного общества - женщин и рабов. С этой точки зрения,
то есть по своей доступности для всех, во всяком случае в принципе, элевсинские
мистерии до известной степени служат прообразом христианского культа. ( Ниже мы
еще вернемся к этой теме и подробнее поговорим о древних мистериях, в том числе,
и об элевсинских.)
Начиная с VIII в. до н.э. греки становятся народом столько же морским, сколько
и земледельческим...
Уже в те времена, когда складывались "Илиада" и "Одиссея", страх, испытываемый
мореходом перед "сверхъестественным", был частично преодолен... Как на море, так
и повсюду начал воцаряться успокоительный антропоморфизм. ( В данном случае очеловечивание
богов, а вообще - наделение человеческими свойствми предметов и ялений неживой
природы.) Так, Посейдон, владыка морей, запрягает своих коней точно так же, как
любой благородный воин в "Илиаде" (правда, его кони летят по волнам)... Он, подобно
морским волнам, вечно разгневан и преследует своей ненавистью Одиссея и всех моряков,
пускающихся в море. Но при всем том у Посейдона внешность, мысли и чувства человеческие:
отныне морякам, терпящим от внезапной вспышки гнева морского бога, можно догадываться
о причинах этого гнева и искать средство его успокоить.
Подобный антропоморфизм... распространяется не только на морские владения, но
и на всю совокупность вселенной. Зевс был первоначально богом неба, богом погоды
- молнии и грозы, туч, обволакивающих небо и проливающихся скорее губительными,
чем благодатными ливнями... Затем Зевс стал богом изгороди. Одним из его древних
эпитетов был Геркейос - то есть Зевс тына, или ограды. Потом он превратился в
домашнего бога, защищающего от непогоды, стал богом очага...
Очеловечиваются и другие боги, входящие в Олимпийский пантеон. Обратимся к Аполлону.
Он прекрасен, как день, его лик излучает свет. Некоторые его свойства позволяют
угадать его происхождение от солнца. Стрелы Аполлона убивают на месте, как солнечный
удар. Однако он же врачует больных, как лечит солнечный луч. Это бог очень человечный,
полный доброты: он очищает и лечит не только тело, но смывает грязь преступлений,
если виновник помолится у его алтаря или окунется в источник возле святилища бога
в Дельфах...
Однако в некоторых областях Греции, а именно у обитателей Аркадии, народа пастушеского,
Аполлону приписывается другое происхождение (образ Аполлона синкретический: он
вобрал в себя несколько образов разного происхождения). В Аркадии он - Аполлон
Ликейос, что значит: бог волков, истребитель волков. Он охраняет стада, носит
на руках ягнят и телят. Архаическая скульптура представляет его нам в образе доброго
пастыря...
С другой стороны, Аполлон, бог дня, обладает столь острым взором, что он проникает
в будущее и его раскрывает. В Дельфийском святилище, в долине у подножия Парнаса,
находится знаменитый храм Аполлона, почитаемый во всем древнем мире - эллинском
и варварском. Там бог вдохновляет прорицательницу, а жрецы истолковывают в виде
прорицаний нечленораздельные слова пифии. Аполлону ведомо, что нужно для блага
граждан и городов. В его святилище толпятся тысячи верующих. Бога вопрошают по
всем вопросам, как теперь советуются с адвокатом, нотариусом или священником.
Во многих случаях его советы превосходны. Если дело шло об основании нового заморского
города, бог указывал на самое благоприятное местоположение и сообщал о ресурсах
страны, куда собираются эмигрировать. (Нет сомнения, что жрецы, выдававшие оракулы,
( В данном случае - прорицания.) собирали сведения о неизвестных странах... Они
даже нисколько и не скрывали этого, и верующие об этом знали. Дельфы наполнялись
сокровищами, притекавшими сюда со всего мира...
Аполлон, бог света, одновременно и бог гармонии. Он изобрел музыку и поэзию для
услаждения людей. Он сам предается этим искусствам и любит их больше всего. Лучший
способ добиться расположения этого бога, далекого, но доброжелательного, - это
устраивать в честь него празднества, где бы хоры мальчиков и девочек пели и плясали
вокруг его алтарей.
Впрочем, пышные праздники любят все боги. Они - жизнерадостные боги народа, полного
радости; люди обеспечивают себе драгоценные милости богов устройством дивных представлений,
спортивных состязаний, факельного бега, игр в мяч. Обращать к богам молитвы и
приносить им жертвы - хорошо. Но устраивать в честь них праздники и даже очень
комические представления, где над ними же мимоходом смеются, - еще лучше. Боги
любят смех, даже если он их слегка и задевает... Сплясать хороший танец под аккомпанемент
флейты, танцевать в честь богов так, чтобы все тело прониклось ритмом музыки,
- вот что больше всего нравилось богам, потому что они сами из плоти и так же
ощущают красоту ритма и мелодии, как и люди...
"Гомер и Гесиод, - писал Геродот, - установили происхождение богов... они обрисовали
их облик"... Эти боги из плоти и крови нас оглушают и ослепляют...
Этой (их) физической сущности отвечает столь же могущественная духовная жизнь...
Порой они кажутся словно нашим собственным.... отражением. (Они) стали гораздо
более человечными, а потому и более доступными нашим молитвам.... но они все же
сохраняют нечто невыразимое... что превращает их в богов...
Религиозное чувство, внушаемое людям такими богами, не лишено величия. Оно к
тому же связано с трепетом перед неведомой силой. Однако к этому страху примешивается
подобие бескорыстной радости: людям радостно сознавать, что на свете существует
удаленный от них, но близкий им род бессмертных... В сияниии счастливого Олимпа
живут боги, они светлы и радостны, так как избавлены от смерти, страданий и забот.
Даже мораль не имеет значения для богов: мораль - чисто человеческая выдумка,
род науки, извлеченной из человеческого опыта и предназначенной предотвращать
главные несчастия нашего состояния... Величайшие поэты служат им... И все же созерцание
Олимпа наполняет верующего грека восхищением... Боги... просто существуют. Так
же, как и все прочие многообразные формы жизни, как реки, солнце, деревья, чей
видимый смысл существования заключается как будто лишь в том, чтобы услаждать
нас своей красотой.
Эта религия образов Олимпа не является, как думают некоторые, религией статичной,
неким видом эстетического утешения по поводу рождения смертного в злой доле. Ей,
конечно, угрожает эстетизм, но она не потонет в нем, несмотря на множество шедевров,
которыми она обязана своему культу природы, потому что в то время, как эта религия
возникала и расцветала, греческий народ еще таил в себе немало иных творческих
возможностей. Следует, однако, отметить, что, показывая людям человечество более
совершенное, счастливое своим деятельным, хотя и не подверженным никаким угрозам
счастием и более счастливое, чем сами боги, греческая религия как бы приглашала
их потягаться с этой новой породой людей. Она зовет людей "сразиться с ангелом".
Это, конечно, состязание опасное, и греки обзначали словом "гибрис" (hybris) эту
опасную битву. Боги ревнивы к своему счастию и отстаивают его... Hybris (гордость)
и nemesis (ревность) - это еще первобытные верования, и греки освободятся от них
очень не скоро. Одной из главных конфликтных линий трагедии будет как раз борьба
человека с опасностью "hybris" и угроза "nemesis"...
Но что ждет в дальнейшем эту великолепную религию образов, открывшую человеку
в совершенной форме его невысказанные желания и самые ценные завоевания будущего?
Ей суждено раствориться в человеческом. Олимпийские божества в эпоху полисов и
богов превратятся в вождей, возглавляющих общины граждан, а Зевс и Аполлон, например,
станут принадлежностью эллинской общины.
Религия, очеловечиваясь, становится мирской. С этого времени государство и боги
образуют неразрывное целое... Религиозное чувство уступает патриотизму и гордости
граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь великолепные памятники, явившиеся
поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира...
Однако полностью очеловечить удается далеко не всех богов... Вот пример божества,
как будто не поддающегося никакому очеловечиванию, - это Судьба, или по-гречески
Мойра. Мойре почти никогда не придавали человеческого облика; это нечто вроде
закона, неизвестного для всей вселенной, устойчивость которой она обеспечивает...
Мойра представляет начало, поставленное выше свободы богов и людей и делающее
из мира нечто, что действительно олицетворяет порядок, нечто упорядоченное...
Подобное представление возникло у народа, правда, не умеющего еще рабираться в
причиности явлений, но который уже знает, что вселенная представляет одно целое,
организм, управляемый собственными законами, и предвидит, что задача человека
состоит в том, чтобы когда-нибудь проникнуть в тайны этого существующего мирового
порядка... Само слово "вселенная" весьма знаменательно по-гречески: это название
- "Космос" - означает одновременно вселенную, порядок и красоту. ( А. Боннар.
Греческая цивилизация. Т. 1. - М.: Искусство, 1992. С. 183 - 208.)
Может быть, вся древнегреческая цивилизация и есть человеческий ответ на поставленные
богами вопросы: что есть человек, что есть красота и какова взаимосвязь человека
и красоты. И для того, чтобы ответить на эти вопросы, человек должен был сначала
разобраться в самом себе, познать самого себя. О том, как разбирался он в самом
себе, отвечая на эти вопросы, и рассказывает наша книга.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему автор считает высказывание К.Маркса об эллинской культуре как "детстве
человечества" одновременно и справедливым и неудачным? А как считаете вы?
2. Что такое миф, мифология, эпос?
3. Какой миф из встретившихся на этих страницах известен нам из предыдущей книжки
"Очерков... "?
4. Какие природные явления отразились в мифе о титаномахии или в других мифах
о борьбе богов за владычество над миром?
5. Что такое кифара?
6. Помните ли вы имена и обязанности девяти муз? Назовите их.
7. Пожелание: вспоминайте, пожалуйста, о древнегреческой мифологии на протяжении
всего хода наших бесед, используя книги Н.А. Куна и Р. Грейвса, поскольку наша
"предыстория", конечно, по необходимости чрезвычайно фрагментарна.
- Боги и герои (предыстория)
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). Крито-микенский пролог
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). Гомер и архаическая Греция
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). "Илиада"
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). "Одиссея"
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). Солнце античной культуры
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). Продолжатели и последователи Гомера. Дидактический эпос и его создатель Гесиод
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). Греция в VII - VI вв. до н.э.: религия, культура, искусство
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). Сольная мелика: от Архилоха до Анакреонта
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). Хоровая мелика, или Между лирикой и драмой
- Боги и люди (От Миноса до Эзопа). Эзоп и его "язык"
- Люди и боги. От Перикла до Еврипида. Перелом, или мировая война древности
- Люди и боги. От Перикла до Еврипида. Неумолкающие музы
- Люди и боги. От Перикла до Еврипида. О мистериях и трагедиях в честь "виноградного бога"
- Люди и боги. От Перикла до Еврипида. "Отец трагедии"
- Люди и боги. От Перикла до Еврипида. Творец Антигоны и Эдипа
- Люди и боги. От Перикла до Еврипида. Третий классик афинской трагедии
- Люди и боги. От Перикла до Еврипида. Что такое комедия?
- Люди и боги. От Перикла до Еврипида. Смех Аристофана
- Люди как боги. От Сократа до Александра. Разговоры Сократа
- Люди как боги. От Сократа до Александра. Большая энциклопедия Аристотеля и малая - Феофраста
- Люди как боги. От Сократа до Александра. Три историка и один врач
- Люди как боги. От Сократа до Александра. Идеи и утопии Платона
«Литература Древней Греции. Очерки истории зарубежной литературы»
Год издания: 1998