Распопин В.Н. Новосибирск: "Рассвет" Год издания: 1996 |
Приведенные в конце первой части этой книги слова Марка Аврелия о спасении жизни, заключающемся в справедливых поступках и правдивых речах, конечно, не характеризуют всю античность, тем более весь Древний мир, с его восточной жестокостью, ориентацией на "жизнь после жизни" в Древнем Египте, всеохватным классовым разделением на рабов и рабовладельцев, укоренившимся развратом в Греции и особенно в Риме, но все же немало говорят о лучшей половине античного мира, о его красоте и справедливости, о поисках духовности и о прекрасных созданиях человеческих рук, подаренных и завещанных нам древностью.
Историки, философы, литераторы и простые читатели многие столетия размышляют о том, почему пал Рим, великая империя, последний оплот древнего мира, ведь с его падением, по существу, закончилась огромная эпоха человеческой истории, гораздо более долгая, чем то время, которое мы считаем своим.
Зададимся и мы этим вопросом.
Рим не был завоеван никем из окружавших его народов. Рим умер сам; провинция и соседи скорее не убили его, а просто похоронили. Империя умирала долго. На смертельную болезнь и агонию ей было отпущено историей намного больше времени, чем иным государствам и народам на все время своего существования. Как любая другая империя в любое время, Рим погиб от своих собственных принципов и установлений, после того, как, разбогатев, забыл о древней доблести и морали. То же, по сути, было и с Древней Иудеей, и с Древней Грецией, и с нашей советской страной. Когда идеалы, благодаря которым нация становится державой, забываются или выворачиваются наизнанку в стремлении любой ценой прикрыть истинное лицо властителей, когда на укоры совести и призывы последних честных людей отечества (а ими обычно оказываются писатели и философы, которых несчастное потомство именует пророками) в лучшем случае не обращают внимания, в худшем - вынуждают эмигрировать или просто убивают, вот тогда и наступает последняя смертельная болезнь государства, от которой нет никаких лекарств. И великое благо истории - если вместе с государством не погибает его народ-"языкотворец" (по слову В.В. Маяковского).
Мы знаем, что ни иудейский, ни греческий, ни римский, ни русский народ не погибли. Более того, мы знаем, что неимоверными усилиями этим народам удалось (и даст Бог, удастся нашему!) сохранить свою великую культуру.
Можно подробно охарактеризовать многочисленные частные причины гибели Рима, но это не входит в задачу наших "Очерков...", посвященных литературе. Я еще раз отсылаю вас к книге американского философа В. Дюранта "Цезарь и Христос" (третий том одиннадцатитомного труда "История цивилизации"), где все эти причины изложены тщательно, объективно и систематически. Здесь же укажу на две, по-видимому, основные причины падения империи и заката античности: в ограбленном духовно и физически собственными власть имущими государстве не осталось сил для защиты собственной идеологии и религии изнутри и имперских границ - извне. В результате за двести лет молодое христианство буквально сокрушило тысячелетнее язычество, а давление молодых, главным образом германских, племен вытеснило из римской армии римлян и из органов управления государством - представителей коренного населения, после чего в щепки разнесло некогда мощную державу, символизировавшую мир и порядок почти на всей культурной территории человечества.
С подробностями последних римских войн и созданием на территории бывшей империи молодых европейских государств мы, познакомимся в следующей книге "Очерков...", а здесь попробуем подытожить свершения римлян, навсегда вошедшие в культурную сокровищницу человечества вслед за свершениями народов Древнего Востока и Греции.
Завоевав все Средиземноморье, Рим "усвоил его культуру, подарил ему два столетия порядка, благоденствия и мира, еще века сдерживал натиск варварства и перед смертью передал Западу классическое наследие" (В. Дюрант).
Рим передал нам искусство управления и законодательства, архитектуры и скульптуры, поэзии и сатиры. Латинский язык долгое время был (да и сейчас еще остается) языком науки. Более того, он стал основой многих европейских и латиноамериканских языков. Новое время унаследовало от античности и религию, и медицину, и философию, и литературу, и изобразительные искусства, и архитектуру, и юстицию... Словом, КУЛЬТУРУ. Мы все в прямом смысле слова - дети античности, которая сама некогда была названа "детством человечества", а теперь, после роковых ошибок, глупостей и преступлений нашего века, выглядит скорее как его мудрый родитель.
Мы прощаемся с древним миром, прощаемся, но не расстаемся с ним, в чем и убедимся уже на первых страницах следующей книги. Не расстаемся и не расстанемся никогда, как дети, в чьих жилах течет кровь их родителей независимо от того, хотят они этого или нет.
ЛИТЕРАТУРА К ПЕРВОЙ ЧАСТИ
История всемирной литературы: В 9 т. М., Наука, 1983. Т. 1.
Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.
Словарь античности. Пер. с нем. М.: ЭЛЛИС ЛАК - Прогресс, 1994.
Литературный энциклопедический словарь. М.: "Советская энциклопедия", 1987.
Мифы народов мира: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1991.
Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.
История эстетической мысли: В 6 т. Тт. 1, 2. М.: Искусство, 1985.
Ливий Т. История Рима от основания города: В 3 т. М.: Наука, 1989 - 1993.
Саллюстий Г.К. Сочинения. М.: Наука, 1981.
Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Правда, 1988.
Историки античности. В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 2.
Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. М.: Правда, 1990.
Записки Юлия Цезаря и его продолжателей: В 2 т. М.: РИА "День", 1991.
Дюрант В. Цезарь и Христос. М.: Крон-пресс, 1995.
История Древнего Рима: Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1982.
Тронский И.М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1983.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991.
Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М.: Миф, 1993. Т. 1.
Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. М.: Русский язык, 1982.
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Авт. и сост. Н.А. Кун и А.А. Нейхардт. М., Правда, 1990.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1986.
Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М.: Издательство Московского университета, 1979.
Библия. - Изд. "Объединенные библейские общества", 1992.
ЛИТЕРАТУРА КО ВТОРОЙ ЧАСТИ
История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1983. T. 1.
Дюрант В. История цивилизации. Т. 3. Цезарь и Христос. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
Словарь античности. М.: ЭЛЛИС ЛАК - Прогресс, 1994.
Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. М.: Русский язык, 1982.
Тронский И.М. История античной литературы. 4 изд. М.: Высшая школа, 1983.
Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М.: Изд-во МГУ, 1979.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Античный мир - эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991.
Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М.: Миф, 1993. Т. 1.
Ливий. История Рима от основания города: В 3 т. М.: Наука, 1989 -1993.
Тацит. История. Анналы / В кн.: Историки античности: В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 2.
Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Правда, 1988.
Записки Юлия Цезаря и его продолжателей: В 2 т. М.: День, 1991.
Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985.
Античная лирика. М.: Худож. литература, 1968.
Античная драма. М.: Худож. литература, 1968.
Лукреций. О природе вещей. М.: Худож. литература, 1983.
Катулл. Книга стихотворений. М.: Наука, 1986.
Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.: Худож. литература, 1971.
Гораций. Собр. соч. СПб.: Студиа биографика, 1993.
Элегии Секста Проперция. Пер. А. Фета. 2-е изд. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1898.
Овидий. Собр. соч.: В 2 т. СПб.: Студия биографика, 1994.
Овидий. Элегии и малые поэмы. М.: Худож. литература, 1973.
Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. М.: Наука, 1978.
Сенека. Трагедии. М.: Наука, 1983.
Письма Плиния Младшего. М.: Наука, 1982.
Марциал. Эпиграммы. СПб.: АО "Комплект", 1994.
Ювенал. Сатиры. СПб.: Алетейя, 1994.
Стаций. Фиваида. М.: Наука, 1991.
Петроний Арбитр. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. М.: Правда, 1991.
Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Золотой осел. М., Худож. литература, 1970.
Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб.: Наука, 1993.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Словарь античности. Пер. с нем. М.: ЭЛЛИС ЛАК - Прогресс, 1994.
Мифы народов мира: В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1980; 1991 (2-е изд.).
Библия (любое издание).
Историки античности: В 2 т. М.: Правда, 1989.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Античный мир - эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991.
Дюрант В. История цивилизации. Т. 3. Цезарь и Христос. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. (Серия "Университетская библиотека). М.: Издательство Московского университета, 1979.
Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б., Стратановский Г.А.. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. М.: Просвещение, 1988.
Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Прочтем, подумаем, поспорим... Беседы и размышления об искусстве и культуре античности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Авт. и сост. Н.А. Кун и А.А. Нейхардт. М.: Правда, 1990.
Грималь П. Цицерон (Серия "Жизнь замечательных людей"). М.: Молодая гвардия, 1991.
Пронин В. Катулл (Серия "Жизнь замечательных людей"). М.: Молодая гвардия, 1993.
Античная лирика (Серия "Библиотека всемирной литературы"). М.: Худож. литература, 1968.
Античная драма (Серия "Библиотека всемирной литературы"). М.: Худож. литература, 1968.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Худож. литература, 1983.
Гай Валерий Катулл. Книга стихотворений. М.: Наука, 1986.
Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. М.: Худож. литература, 1971.
Квинт Гораций Флакк. Собрание сочияений. СПб.: Студиа биографика, 1993.
Публий Овидий Назон. Собрание сочинений: В 2 т. СПб.: Студиа биографика, 1994.
Марк Валерий Марциал. Эпиграммы. СПб.: АО "Комплект", 1994.
Децим Юний Ювенал. Сатиры. СПб.: Алетейя, 1994.
Луций Анней Сенека. Трагедии. М.: Наука, 1983.
Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. (Серия "Библиотека всемирной литературы"). М.: Худож. литература, 1970.
Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб.: Наука, 1993.
Уильям Шекспир. Юлий Цезарь. Антоний и Клеопатра: Трагедии; Лукреция: поэма (любые издания).
Бернард Шоу. Цезарь и Клеопатра: Пьеса (любое издание).
Джек Линдсей. Ганнибал: Роман (любое издание).
Георгий Гулиа. Ганнибал, сын Гамилькара. Сулла: Романы (любые издания).
Рафаэлло Джованьоли. Спартак: Роман (любое издание).
Милий Езерский. Гракхи: Роман. М.: Скифы, 1991.
Генрик Сенкевич. Камо грядеши? (Quo vadis?): Роман (любое издание).
Валерий Брюсов. Алтарь Победы. Юпитер поверженный: Романы (любое издание).
Д.С. Мережковский. Христос и антихрист: Трилогия. 1. Смерть богов (Юлиан Отступник): Роман (любое издание).
Антонин Ладинский. Легион XV: Роман. М.: ЭКСМО, 1994.
Альбер Камю. Калигула: Пьеса (любое издание).
Йозеф Томан. Калигула: Роман. Рига: Илгус, 1992.
С произведениями античных классиков можно знакомиться не только по предложенным изданиям, но и по любым другим, более-менее полным.
Издания, предлагаемые здесь, отличаются высоким уровнем переводов и комментариев.
Список художественной литературы о Древнем Риме далеко не полон. Читатель может знакомиться и с другими произведениями по своему выбору.
«Литература Древнего Рима. Очерки истории зарубежной литературы»
Год издания: 1996