Режиссер Роджер Мичелл
Сценарист Ханиф Куриши
Оператор Хэрис Замбарлукос
Композиторы: Дэвид Арнольд, Коринн Бэйли Рэй
Продюсер Кевин Лоудер
Актеры: Питер О` Тул, Лесли Филлипс, Филип Фокс, Джоди Уиттакер, Ванесса Редгрейв,
Кэтрин Брэдшоу, Ричард Гриффитс и др.
Продолжительность 95 мин.
Жанр: драма
Производство: Великобритания
Глубокая, тонкая психологическая драма, порой возвышающаяся до трагедии благодаря
блистательному Питеру О` Тулу, сыгравшему в этом фильме одну из лучших своих ролей,
отчего-то именуется в выходных данных комедией. Любопытно, кому-то и впрямь было
смешно следить за тем, как человек любит, страдает и умирает, самою смертью своей
пробуждая к жизни душу того, кого он любил? Если так, тогда легко объясняется
и отсутствие картины в нашем прокате. Итак, "Венера" - не комедия, не эротика
и тем более не комикс, посему любители клубничных развлечений могут не утруждаться,
разыскивая пиратские копии в сетевых нетях. Тем же, кто ищет в кино не развлечения,
а пищи для сердца и ума, настоятельно рекомендую отыскать и посмотреть эту картину.
"Венера" Роджера Мичелла - короткая история о самой нелепой ситуации, подстерегающей
нас на склоне лет, новелла о любви старика к девочке. В этой-то нелепости, вероятно,
и заключено оправдание комического жанра картины. Тем не менее улыбка если и возникнет
иной раз на ваших лицах во время просмотра фильма, она будет печальной.
Доживают свой век два старых друга-актера - Пат и Паташон, лечат разнообразные
болячки, порой подрабатывают на съемках телесериалов, пьют в ближайшем кабачке
виски и очень не хотят уходить, ибо, несмотря на все свои хвори, еще довольно
крепки и жизнелюбивы. Паташон, однако, без посторонней помощи с бытом уже не справляется
и потому соглашается принять помощь своей юной племянницы, которая поселяется
вместе с ним. Увы, вопреки народной мудрости представители поколений дедов и внуков
общего языка найти не могут, ссорятся и все чаще прикладываются к бутылке. Пат
пытается помочь им договориться, уговорить девушку быть снисходительнее к Паташону,
вообще старается понять внутренний мир представительницы "племени младого, незнакомого"
и ввести ее в мир собственных интересов. Два одиночества - старое и молодое -
тянутся друг к другу, сближаются, между ними возникает хрупкое чувство обреченной
любви. Девушка из предместья вежеством не отличается, но не глупа и горда. Она,
конечно, скоро понимает, что старик Пат ей симпатичен, понимает и то, что он влюблен
в нее. Но...
Пат ухаживает красиво и немножко смешно, поскольку и сам понимает, что девушке
все это дико. В общем-то, все это дико и для него самого, ведь что там ни говори,
а счастье вопреки полувековой разнице в возрасте, бывает только в романах, точнее
только в одном "Докторе Паскале" Золя. К тому же наш Пат вовсе не олигарх, способный
покупать красоток, да и не нужны ему красотки, и совсем не красотка эта девочка
Джесси, которую подбросила ему судьба на самом склоне лет. Вопрос: подарок ли
для старика такая любовь или, по существу, яд небыстрого действия?
Не берусь ответить однозначно, но чем дальше, тем больше герой О` Тула воспринимает
ее как подарок, старательно пряча от себя двойственную правду. Нет, ничего в этом
фильме не будет, никаких страстей и лобзаний и никакой постели. Впрочем, вру,
постель будет - Джесси приведет в дом старика молодого любовника и попросит Пата
погулять пару часов. И он уйдет в свою предпоследнюю прогулку, и вернется раньше
срока, потому что поймет: та, которую он любит, оскорбила его не потому, что любит
другого...
Вообще, этот фильм пересказать легко, но его невозможно объяснить. Он весь
держится на актерах, вкладывающих в каждый поступок своих персонажей такую многозначительность,
такую гамму психологических оттенков, что для объяснения каждого эпизода потребовалась
бы отдельная статья.
Да, конечно, с самого начала "комедии" ясно, что страсть героя губительна
для него. Впрочем, страсть ли? Любит он по-настоящему, но 80 лет - не время для
страстей: слишком мало сил и слишком много опыта. Жизнь уходит пропорционально
растущему чувству: чем оно глубже, тем больше жизни вытесняет из героя.
Предугадываемый зрителем и ожидаемый действующими лицами итог закономерен
и все-таки для героини неожидан, ибо та, которую так сильно, так смешно, так красиво
и так смертельно любили, осознает, что именно она потеряла, как и должно быть, только после того, как разговорчивый
старик умолкает навеки, еще успев побродить босиком по набегающим на берег холодным
волнам зимнего моря, присесть рядом с возлюбленной, улыбнуться ей и сказать последнее
"спасибо".
Вот и все. Как в хорошей поэзии: сказанное в коротких 14 строчках, поразившее
нас мощью первого впечатления, далее предстоит много раз перечитывать и осмыслять,
ибо истинная поэзия - айсберг, до поры скрывающий несопоставимо больше, чем открывающий
даже восхищенному взору.
Знаете, почему говорят: "Детям до 16"? Вот и я о том. Смешно, конечно, сказать:
"Детям до 60", но по сути - так оно и есть: не носящие трагикомический груз старости
за плечами услышат в лебединой песне героя "Венеры" и великого английского актера
Питера О` Тула, в два счета, кстати, переигравшего Джека Николсона ("Пока не сыграл
в ящик"), пожалуй что, один лишь скверный анекдот.
Подвожу итог, наговорив немало, но не сказав и тысячной доли того, что в
картине есть. "Венера", на мой вкус, не просто один из лучших фильмов нового века,
а в каком-то смысле и оправдание всего кинематографа, забывшего о живой человеческой
душе и погрязшего в болоте бессмысленного и безнадежного оживления комиксов и
прочих веселых картинок для пожизненных тинейджеров.
Фильм «ВЕНЕРА (VENUS)»
Год выпуска: 2006
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие