ГАСИТЕ СВЕТ: ЗЕМЛЯ ОСТАНОВИЛАСЬ В ПЯТНИЦУ, ТРИНАДЦАТОГО (февраль, 2009, обзор-2)
ДЕНЬ, КОГДА ЗЕМЛЯ ОСТАНОВИЛАСЬ (THE DAY THE EARTH STOOD STILL, США, 2008; режиссер Скотт Дерриксон, в главных
ролях: Киану Ривз, Дженнифер Коннелли, Кэти Бейтс)
ПЯТНИЦА, 13-Е (FRIDAY THE 13TH, США, 2009; режиссер Маркус Ниспел)
ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ (Россия, 2008; режиссер Андрей Либенсон, в главной роли Алексей Гуськов)
Год выпуска: 2008
"День, когда Земля остановилась" Скотта Дерриксона - римейк антивоенной антиутопии Роберта Уайза, снятой в 50-х
и считающейся классикой жанра. Нынешний фильм вряд ли ляжет на "золотую полку"
рядом с оригиналом, хотя посмотреть его вполне можно, поскольку он короток, достаточно
динамичен и, хоть покадрово третичен, но и не дает зрителю скучать.
Попытаюсь объяснить, почему картина далеко не достигает уровня предшественницы
(помимо того, что любая копия, как и почти всякое продолжение, априори хуже оригинала).
Первое: несмотря на впечатляющее фантастическое начало, достаточно скоро кино
уходит в боевик "бей-беги", теряя при этом и малое подобие хоть какой-нибудь мысли.
Второе: времена холодной войны, когда жанр антиутопии был актуален, миновали,
и мысль о том, что человечество может в одночасье погибнуть, никого уже не заставляет
похолодеть от страха. Отсюда, кстати, изменение исходной посылки картины: требование
инопланетного разума остановить гонку вооружений сменилось требованием остановить
загрязнение Земли. Экологические проблемы, конечно, вещь важная, однако страх
ядерной катастрофы впечатлял зрителя куда сильнее.
О самом фильме могу сказать только, что слишком уж он похож на "Терминатора":
та же, в сущности, троица - мать, ребенок и некто третий (то ли спаситель, то
ли уничтожитель) - спасается от тех же, в сущности, преследователей. Также довольно
забавно видеть замечательную драматическую актрису Кэти Бейтс в роли амбициозного
и глупого генерала из сигаловских "Захватов", пусть и называется она здесь не
генералом, а госсекретарем. Что же до Киану Ривса - ну, так ведь он же инопланетянин
с сияющими голубыми глазами - хоть кого в бараний рог согнет. Прочее - спецэффекты,
прямиком перенесенные сюда в основном из "Мумии".
В общем, все это мы видели много раз, но вот смотрим вновь и даже не сетуем
особо: полтора часа почти непрерывных качественных спецэффектов искупают отсутствие
содержания, поскольку и есть сами себе содержание. И как-то за всей этой беготней
и мордобоем забываешь о том, что чужак сказал человечеству в самом начале: "С
гибелью планеты погибнете и вы, ну а ваша гибель не означает гибели планеты".
Мысль верная, всегда своевременная, вот ей бы и посвятить картину, ан нет, она
не про то, она опять про "держи вора". Жаль.
***
А вот новую и совершенно провальную версию до дыр затертой мусорной корзины
под заглавием "Пятница, 13-е" нисколько не жаль: так ей и надо. Оно ведь, дорогой мой читатель, и весь прежний
сериал был ужасающе туп и скучен, вне зависимости от того, где происходило действие
его отдельных частей: у воды, под водой или вообще в космосе. Резня как таковая,
без какого-либо логического объяснения, без начала и конца, без смысла и даже
без замысла, хлеще того - без героя, ибо какой же это герой, когда его физиономия
скрыта под непроницаемой маской хоккейного вратаря.
Честно вам признаюсь, читатель, я сумел отсидеть до конца только самую первую
серию, ту, что про маму Джейсона с тесаком, а про самого Джейсона с клюшкой -
ни разу не выдержал. Думал: вот уж новый-то фильм про маму Джейсона будет сделан
на таком техническом уровне, какой двадцать лет назад никому и не снился. Зря
думал: снято это на порядок хуже, чем раньше - дергающейся камерой-эпилептичкой,
точно с тем же количеством затемнений, что и прежде.
Про что кино? Да все про то же - как поехали жирные американские ребята отдохнуть
в кемпинге на Хрустальном озере, и не потому что не знали, что там двадцать лет назад произошло, а похоже, именно потому, что знали.
Короче, сидел я, сидел, никакой матушки с тесаком не дождался, а дождался
мужика в хоккейной маске, натурально, с клюшкой, коей он прибил то ли троих, то
ли четверых, видать, чтоб не сношались где попало. И так соскучился, что по истечении
часа вырубил всю эту макулатуру к чертовой матери, пообещав сам себе, что макулатуру
теперь буду смотреть только нашу - из чисто патриотических соображений. И уже
на следующий вечер на нее и напоролся...
***
Ну и правильно: за что боролся!..
Питер вообще-то люблю, но как-то, знаете ли, когда туда приезжаешь, о маньяках
не думаешь. Хотя режиссер Андрей Либенсон, с подачи Дмитрия Месхиева, полагает
иначе. Герои его фильма "Тот, кто гасит свет" в Питере не по музеям шастают, не Александрийский столп на глазок измеряют,
соображая, мол, если его слегка уронить да подтолкнуть, так не войдет ли он, как
сломавшийся воздушный шарик Пятачка в пустой горшочек из-под меда, прямиком в
арку Генштаба – туда-сюда, туда-сюда, мой любимый цвет и размер… Его, либенсоновские,
герои как раз таки маньяка и отлавливают. А тот, в свою очередь, одну за другой,
одну за другой кромсает на куски маленьких девочек, вызывая у безутешных родителей
(на примере одного из них, в исполнении Сергея Гармаша, появляющегося на экране
ровно на три минуты, аки тот свадебный генерал) тоскливое желание кого-нибудь
задушить собственными трудовыми руками – или маньяка, или на худой конец капитана
Моисеева, которого уж пару-тройку лет вот-вот должно поразить прободение язвы
и тотальное истечение желчи изо всех пор, да все никак не поражает. Тоже, видать,
ждет, когда он маньяка поймает.
Ну, короче говоря, опера ловят кого попало, Моисеев сомневается, грубая прокурорша
с бюстом, бракованным некогда то ли в перестрелке, то ли в перерезке, то ли вообще
в зубах крокодила, требует выдать ей маньяка сей момент, а маньяк, как уже было
сказано, кромсает маленьких девочек, ничего не требуя от них взамен.
Когда наконец капитан улавливает собачьим нюхом запах жареного, он бросает
Северную Пальмиру и мчится с лейкой, блокнотом и пулеметом в какой-то занюханный
городишко Ленинградской области, где встречает сначала картину, достойную пера
Брэма Стокера или на худой конец Стивена Кинга – то есть смрадное запустение,
затем откровенное сопротивление местных правоохранительных органов, прямиком перенесенное
на отечественную почву из голливудских "нуаров", чуть позже - подсадную утку в
виде неряшливой брюнетки, то ли уже вышедшей на местную панель, то ли собирающуюся
сделать этот шаг завтра после обеда, ну и в конце-концов (а на самом-то деле это
произошло на час раньше, однако ж – детектив, святое дело!) встречается в рукопашной
с неуловимым маньяком и его очередной жертвочкой, разгуливающей по обледеневшей
набережной с мешком на голове.
Ур-ря, наши победили! Искупавшись с головой в проруби, но отчего-то не вымокнув,
усталый Моисеев, снимает мешок с малышки и садится в снег, понурив буйну голову.
Видимо, в ожидании прободения язвы и разлития желчи изо всех пор.
Слушайте, господа Либенсоны-Гуськовы, неужто вам самим эта околесица не скучна?!.
Засим, читатель, прощаюсь до следующего обзора. Сладких вам снов в кинозале.
Фильм «ГАСИТЕ СВЕТ: ЗЕМЛЯ ОСТАНОВИЛАСЬ В ПЯТНИЦУ, ТРИНАДЦАТОГО (февраль, 2009, обзор-2)»
Год выпуска: 2008
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие