Режиссер и сценарист Иржи Менцель (по роману Богумила Грабала)
Оператор Яромир Софр
Композитор Алес Брезина
Продюсер Рудольф Бьерманн
Актеры: Иван Барнев, Олдржих Кайсер, Джулия Джентш, Мартин Губа, Мариан Лабуда,
Милан Ласица, Йозеф Абрагам, Иштван Сабо, Павел Нови и др.
Продолжительность 115 мин.
Жанр: комедия
Производство: Чехия - Словакия
Если вы незаконнорожденный, низкорослый, как Чаплин и Китон вместе взятые,
худенький рыжеватый чех по фамилии Дите (по-русски - Дитя), зовут вас Ян (по-русски
- Ванька), если вы не имеете ни кола ни двора, зато, как в таких случаях обычно
и бывает, честолюбивы и пронырливы, а на дворе конец второго тысячелетия, то бишь
30-е годы ХХ века, тогда путь вашего литературного предка, Йозефа Швейка, не для
вас, но хотите вы того или нет, а в какой-то мере непременно его повторите. К
тому же и очередная мировая война не преминет вам подвернуться.
Тем не менее карьера бравого солдата и денщика, как уже было сказано, не
для вас, и ваша пикареска будет строиться на плутнях в системе общественного питания.
Сначала вы станете облапошивать проезжающих на вокзалах, потом один из таких облапошенных,
восхитившись вашей удалой наглостью, пристроит вас в скромный ресторанчик, откуда
вы переберетесь в столичный отель, а позже, пользуясь послевоенным кавардаком,
и купите его, и будете, слегка обалдев от собственной состоятельности, обклеивать
стены порядком обесцененными крупными купюрами, таким образом, достигнув потолка
вашей карьеры. И - с приходом коммунистов к власти -
загремите оттуда вниз, в ничтожество, в тюрьму, на пятнадцать лет. И выйдете
оттуда еще крепким стариком, и все будет уже в прошлом, а в настоящем и будущем
- возвращение туда, откуда вы, собственно, начинали свой путь, туда, где ни кола
ни двора, а один социализм, то есть заброшенная хибара в лесу для проживания и
требующая перманентного ремонта железная дорога - для работы, к которой вы - освободившийся
гражданин свободной страны - и будете, как тот Сизиф, от зари до зари тачками
подвозить вами же и надробленный щебень. Классическая финита модерна - постмодерн:
Гашек оборачивается Кафкой, ведь мы, как известно, и рождены, чтоб Кафку сделать
былью.
Такова история, рассказанная в диссидентском романе чешского писателя Богумила
Грабала (1914 - 1997, см. на черно-белом фото - илл. 3) "Я обслуживал английского
короля" и в его экранизации, осуществленной Иржи Менцелем (род. в 1932, см. илл.
4). Оба они - и писатель, и режиссер - очень большие мастера своего дела, можно
сказать, классики. Вероятно, именно этим и объясняется то обстоятельство, что
в российском прокате и на лицензионных дисках появился наконец-то чешский
фильм, коих мы не видели уже лет двадцать, если, конечно, не считать картин
Милоша Формана, который, в сущности, давно американец и вообще гражданин мира.
Нет, изредка что-то мелькает на канале "Культура" - старые ленты Веры Хитиловой
и, кажется, Марты Месарош, но и только. И вот - новый фильм Менцеля, между прочим,
снявшего ранее "оскароносные" "Поезда под особым наблюдением" и другие ленты по
книгам того же Грабала, Ванчуры, а кроме того, экранизировавшего "Чонкина" Владимира
Войновича. И уж что-что, а отсутствие у российского зрителя возможности посмотреть
эту работу чешского классика в высшей степени удивительно!..
Но вернемся к плутням внучатого племянника Йозефа Швейка, который ведь не
только умел крутиться и вертеться, а, как в песне поется, "еще любил он женщин,
и знал у них успех" (что, между прочим, вовсе не странно и не удивительно, ибо
женская натура особо чувствительна к умелому подходу малорослых опытных соблазнителей),
умело облапошивал разгулявшихся купчин, мотал на ус все, что можно намотать на
него в общении с профессионалами ресторанного бизнеса, а также испытывал на прочность
недостаточно подгулявших буржуа, незаметно роняя на пол пригоршню мелочи и забавляясь,
глядя, как благочестивые леди и пузатые джентльмены забираются на карачках под
столы, чтобы даром нажить копейку. В общем, типичный пикаро,
прошедший, как разогретый нож сквозь кусок масла, через все социальные слои Чехословакии
30-х, сумевший перед самой войной окрутить немку, жениться на ней, не поперхнувшись
выдержать презрительное молчание ранее благоволивших ему коллег, опять же не поперхнувшись
работать под немцами, но все-таки не на немцев, а, конечно же, как и всегда, на
себя, зачать ребенка (в фильме, правда, таковой не показан, но в романе фигурирует)
под туманно-пристальным взором фюрера, висящего в раме на стене жениной спальни
- так и хочется сказать: как икона в красном углу, выжить под бомбежкой наступающей
Красной Армии, заодно ограбив не сумевшую выжить жену-немку...
Стоп-стоп-стоп, зачем я все это рассказываю, ведь, как хорошо известно, лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать? Да затем и рассказываю, чтоб вы, читатель,
обязательно, всенепременно посмотрели этот фильм. Верите ли, с самых первых кадров
ты понимаешь, что перед тобой не просто мастерство, не просто изящное цитирование,
к примеру, старинных картин Чаплина и Китона - а высокое искусство, подлинное
искусство кино, всем искусствам созвучное и ни на что не похожее. Я, честно говоря,
очень давно не видел ничего подобного, не видел такого насыщенного, столь о многом
говорящего, символического кадра, такой дымчатой акварели, в которой поданы воспоминания
героя о лихой юности, контрастно противопоставленные тяжеловесной, как бы маслом
написанной старости его, когда уж не нужны ни женщины, ни проказы, ни даже те
миллионы, что плыли ему в руки, да не задержались надолго.
Зато не выскользнет из его плутовской, Швейковой, из крепкой Ванькиной его
ладони кружка доброго чешского пива - и она, ей Богу, стоит тех миллионов, что
обесценены историей, войнами и всеми и всяческими тираниями. Не выскользнет до
самой смерти, а может, и после нее, ибо истинный плут бессмертен, как и тот сыск,
что поспешает за ним, не отставая на самых крутых поворотах вечности.
Тут бы и закончить сказочку, да нельзя не сказать хоть двух слов о великолепной
актерской работе болгарина Ивана Барнева, играющего молодого Дите не просто под
Китона, а с подлинным блеском в глазах. Да ведь и просто сыграть под Китона, до
упаду смешного в своей непреходящей серьезности, в гордыне маленького человечка,
поправшего своей удалью всю на свете достоевщину, а заодно потеснившего, пусть
ненадолго, страшно сказать, и самого Чарли, - даже, говорю, просто сыграть под
Китона - уже подвиг. А тут - с блеском в глазах!.. Дорогого стоит.
И пусть людям моего поколения и воспитания как-то не по себе становится,
когда над святой темой Второй мировой кто-то смеется так же, как смеялись ранее
талантливые авторы и над темой Первой мировой, пусть кого-то это может и покоробить,
все равно посмотреть фильм Менцеля надо обязательно хотя бы потому, что классику
надо знать, тем более классику, рождающуюся на наших глазах.
Фильм «Я ОБСЛУЖИВАЛ АНГЛИЙСКОГО КОРОЛЯ (OBSLUHOVAL JSEM ANGLICKEHO KRALE)»
Год выпуска: 2006
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие