Две молодые американки - шальная блондинка Вики (С. Йоханссон) и собирающаяся
замуж, вся из себя правильная такая брюнетка Кристина (Р. Холл) отправляются на
летний отдых в славный испанский город Барселону. Ну, чтоб оттянуться на пляжах,
виды посмотреть и все такое: нынче это модно в Америке - проводить отпуск в Европе.
В первый же вечер, в кабаке, где они скромно так попивают себе коктейли, их снимает
красавец-мужчина, художник-абстракционист по имени, конечно же, Хуан Антонио,
коего за отсутствием настоящего Антонио - Бандерса играет Бардем. Хоть и не Хуан,
но тоже ничего - Хавьер.
- Девчонки, - говорит он им, вальяжно подвалив к столику, - не хотите ли
вместе со мной принять горизонтальное положение в моем родном старинном городке,
что в двух шагах от Барсы, примерно как Бологое от Питера... Что, не были в Бологом?
Ну и не надо, полуголых девок там и без вас навалом... Или как Бердск от Новосибирска.
Вы и в Бердске не были?!. Ну тогда вам непременно надо поехать со мной в мой родной
городок, посмотреть средневековые виды и принять горизонтальное положение, впрочем,
я и в вертикальном тоже хорош, никто не жаловался, а бывшая жена именно так и
предпочитала. Я ведь ее очень люблю, бывшую жену, но она сошла с ума и все такое,
в общем, собирайтесь, дорогой расскажу.
Потупив головку, темпераментная блондинка Вики жует губки в предвкушении
нового путешествия, обещающего полный улет в горизонталь, правильная же брюнетка
Кристина отвечает зарвавшемуся нахалу примерно так:
- Оно бы, - говорит, - может, и интересно в вашем, дядя, бердском Бологом
- виды там средневековые, замки замшелые с привидениями и все такое, но я уже
почти замужем, жених мой - денежный мешок, к тому же хорош собой, а сама я, -
говорит, - девушка честная, строгих правил, живу только с ним, а больше ни с кем,
так что, я бы, конечно, хотела поехать, но, сами понимаете, ни в горизонталь,
ни в вертикаль с вами, несмотря на всю вашу, дяденька, мужскую красоту, художественный
талант и несчастную человеческую судьбу, образовавшуюся из-за разбитой личной
жизни, ни ложиться, ни вставать не стану, чтоб не разбить свою личную жизнь с
любимым и богатом мужчиной. А ты, Вики, тоже так думаешь?
- А я, - говорит Вики, - думаю, что я поеду в это самое Бологое с этим самым
господином, если, конечно, ему одной меня будет достаточно, потому что богатого
жениха у меня все равно нет и пока не предвидится, а молодость и море с чайками
да не где-нибудь в Гонолуле, а в самой сердцевине, понимаешь ли, оплота католицизма,
может, бывает раз в жизни. Пойдем, Хуан Антонио, вот она я, готовая хоть к горизонтали,
а хоть и к вертикали!
Вот примерно так, читатель, завязывается эта обыкновенная, чтоб не сказать
- банальная история, которую мы миллион раз видели в латиноамериканских сериалах
и голливудских фильмах. Она и остается обыкновенной до самого конца. Она так и
балансирует на грани с пошлятиной до последнего кадра, поскольку, как вы понимаете,
по причинам, от нее не зависящим, шальной Вике сначала не удается принять с Хуаном
Антонио совместное горизонтальное положение, в то время как, оставшись одна, сильно
правильная Кристина тут же и пожалела о своей строгой неприступности, искусала
губки и – эх-ма, однова живем! - рванула вослед подруге. И вот, значит, пока блондинка
Вики, вместо того, чтобы радостно вступать и в горизонталь, и в вертикаль с красавцем
Хуаном, этим, как его, Антонио, валяется на раскладушке с расстройством желудка,
художника ублажает брюнетка Кристина.
Ну а поутру, как говаривал Василий Макарович Шукшин, они проснулись. И Кристина
отправляется раскаиваться, чего-то там лепеча в мобильник обеспокоенному жениху,
а Вики наконец выходит из пике в правильную горизонталь.
Если вы думаете, что это все, значит невнимательно читаете. История, которую,
между прочим, не только показывают, но и рассказывают с помощью закадрового авторского
голоса, будет балансировать на грани с пошлятиной до последнего кадра. И не упадет
в нее, пожалуй, именно из-за этого авторского голоса, иронично предваряющего все
происходящее или подразумеваемое на экране. Происходить же и подразумеваться будет
следующее: Кристина станет испытывать одновременно муки любви к Хуану Антонио,
ревнуя его к Вики, и муки совести, жалея жениха и всю ту жизнь, которую она напредставляла
себе еще до поездки в Барселону. Ну а Вики будет жить с художником, от скуки фотографируя
все подряд, очевидно столь же "гениально", сколь Хуан Антонио живописует, не ожидая
вдохновения и даже не прибегая к кисти, а просто расплескивая пятерней краски
из ведра по безразмерному холсту. Все это, понятное дело до поры, пока к брюнетке
не нагрянет жених, а к счастливой паре - бывшая жена, тоже, конечно, талантливая
живописка (или, может, живописица - не знаю, как правильно сказать) и фотографичка.
Натурально, Пенелопа Крус. А это примерно то же, что фольклорный Ржевский, который
приехал в полк, когда там все уже было выпито, и именно тогда-то и началась настоящая
пьянка.
Надеюсь, вам, читатель, не надо объяснять, что среди всех дамочек, здесь
собравшихся, госпожа Пенелопа Крус не только наиболее талантлива, но и наиболее
темпераментна?.. Хорошо, тогда, стало быть, вы понимаете, что появление ее кончиться
могло либо смертоубийством, либо... Ах, мы живем в постмодернистские и политкорректные
времена истечения клюквенным соком! Ну зачем кого-то убивать в такой и без того
душераздирающей истории? Никто никого не убьет, Господь с вами, напротив, Хуан
Антонио наконец-то получит то, чего всегда хотел - горизонталь втроем, разве что
вместо Кристины рядом с ним и Вики уляжется Пенелопа, э-э, пардон, Мария Елена
- кажется, так зовут героиню Пенелопы Крус. Ну и, согласно законам логики, затем
в совместной горизонтали останутся только Вики и Мария Елена, отправив бедного
художника исправлять недостатки в серии новых картин...
Честное слово, я бы вряд ли смог до конца досмотреть эту лабуду, даже невзирая
на участие в ней стольких кинозвезд, даже невзирая и на то, что ее снимал сам
Вуди Аллен. Я и порывался несколько раз плюнуть и уйти. И все же что-то меня удерживало.
Что? Сообразил я не сразу, но сообразил-таки. Меня удерживал закадровый текст,
ехидно-лирический, до ужаса мирный и как бы ко всему равнодушный. Ну, вот поехали
девчонки в Барселону, ну и хорошо. Красивый город, другая жизнь, такое же бескультурье.
Ну, вот переспали с красавчиком Хуаном, как его, Антонио, ну вот, теперь спят
и с его женой тоже, Еленой, или Марией, ну и ладненько, ну и что ж тут плохого-то,
никто же никого не зарезал, да? Не зарезал. И не застрелил. Кристину только жаль,
конечно, мучается, бедняжка, ну, что ж, каждый сам выбирает свою дорогу, тем более
что ничего ведь серьезного-то не произошло, вот и женишок ее приехал, с Хуаном
Антонио познакомился-поручковался... Да что там, ну переспали, ну с кем не бывает,
ну выхватила темпераментная Елена эта, Мария пистолет из сумочки, ну, попалила
по окнам, ну, так не нищенствуем же, заменим завтра стекла, чего там, с кем не
бывает...
Пора, однако, закругляться. Если вы, читатель, еще не поняли, про что кино,
сформулирую. Кино про свободу ездить по миру и ни черта не видеть, поскольку мало
кто смотрит туда, куда надо. Иными словами, кино про свободу либертинажа, промискуитета,
богемы, коммуны, или, еще точнее, кино про политическую корректность по отношению
к либертинажу, богеме, коммуне, промискуитету, которая (свобода) смешна и бесплодна,
поскольку совершенно свободный в этом смысле человек ни на что серьезное не способен:
ни на любовь, ни на творчество, ни, наконец, даже и на личное счастье, ведь одно
и то же счастье через пару недель наскучивает, а через месяц остобрыдливает так,
что хоть матушку-репку пой.
Короче говоря, старик Вуди Аллен хоть и забросил анекдоты про нью-йоркских
местечковых евреев, на которых сделал себе имя в искусстве, хоть и перешел на
рассказы, казалось бы, мало чем отличающиеся от того, что рассказывают все кому
не лень, продолжает, однако же, делать такое кино, которое всем этим прочим и
не снилось. И ведь не сказать, чтоб в его "Вике Кристине Барселоне" что-нибудь
особенное предложили нашему вниманию Йоханссон, или Бардем, или даже и Пенелопа!
Нет, они тут просто на месте - примерно так же, как на месте барселонский собор
Саграда.
Фильм «ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА»
Год выпуска: 2008
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие