ПЛЕННЫЙ

Режиссер Алексей Учитель
Сценарист Тимофей Декин (по рассказу В. Маканина "Кавказский пленный")
Оператор Юрий Клименко
Композитор Леонид Десятников
Продюсеры: Алексей Учитель, Димитр Гочев, Кира Саксаганская
Актеры: Вячеслав Крикунов, Петр Логачев, Ираклий Мсхалаиа, Юлия Пересильд, Алексей Бобров, Дагун Омаев, Тагир Рахимов и др.
Продолжительность 80 мин.
Жанр: драма
Производство: Россия


Год выпуска: 2008

    В небольшом - в тридцать страниц - рассказе Владимира Маканина о чеченской войне поведано многое, может быть, и самое важное, но сама по себе война здесь - не главное, как не главное она и в толстовском "Кавказском пленнике", о котором каждый, конечно, вспомнит, едва увидев название маканинской новеллы. Речь в "Кавказском пленном" идет главным образом о другой войне, о противоборстве между человеческой душой и деяниями человеческими, ведь всякая война - именно что наше деяние. А что же тогда душа? А душа - это любовь. А любовь - это красота.
    Достоевский сказал, что красота спасет мир. Томас Манн в рассказе "Смерть в Венеции", не решившись прямо опровергнуть это высказывание, показал, как красота, озарив и мир, и человеческую душу и светом божественным и дьявольским огнем, может убивать. Маканин, соединив и тезис, и антитезис, предлагает, пожалуй что, синтез: человек, во спасение собственного живота, убивает красоту, осветившую ему мир и одновременно же опалившую его бесовским пламенем. И - что? И ничего. Спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Солдат Рубахин, ветеран Рубахин, задушивший красивого чеченского мальчишку, возбудившего в нем недолжные чувства, как-то будет жить дальше - без этой любви, без этого огня и без этого света. Или не будет жить. Это его личное дело, поскольку  равнодушная природа, а равно и еще более равнодушные окружающие ни на эту красоту, ни на эту любовь, ни на эту борьбу человека за самого себя и с самим собой не обратили никакого внимания. И то: война ведь, одним надо выживать, а другим и успеть нажиться.
    В фильме Алексея Учителя, снятом по  рассказу Владимира Маканина, мотив однополой любви, собственно, главный в рассказе, снят напрочь. Что получилось? По сути, ничего, кроме пейзажных красот и едва ли не документального репортажа о том, как два солдата, воспользовавшись полнейшим отсутствием порядка и дисциплины в армии, на свой страх и риск идут в горы, дабы спасти застрявший там русский отряд. Взяв в заложники смазливого чеченского паренька, чтобы в свое время обменять его на свободный проход для отряда, они, особенно мрачный атлет Рубахин, всячески помогают слабосильному врагу (мальчик уже успел побывать в боевиках); он же, со своей стороны, даже не пытается бежать или как-то навредить русским солдатам. Эта непрекращающаяся ни на миг опека врага, как младшего брата, кажется странной не только чеченскому мальчишке, но и зрителю, не читавшему маканинского рассказа. Читавшего же решительно повергает в недоумение.
    Чего испугался Учитель, зачем кастрировал рассказ Маканина? Что наделся он выжать из сухого остатка, в коем не осталось вещей определяющих - полемики с Достоевским и Манном? Неужели же думал режиссер, что хрупкий смазливый мальчишка с Кавказа сам по себе сумеет разжалобить жующую попкорн толпу, или хотя бы напомнить тем из нас, кто видел "Смерть в Венеции" Висконти, Тассио? Но опытному ли режиссеру не знать, что ангелоподобный демон Тассио незабываем не потому, что он действительно так уж хорош или изобразивший его актер так уж талантлив. Незабываем он потому, что дан глазами великого Дирка Богарда и великого Лукино Висконти. Алексей же Ефимович Учитель пока что  не снял великого кино, хотя и сделал замечательную "Прогулку". Да ведь и Дирка Богарда среди сегодняшних отечественных кинозвезд что-то не видно. 
    Интересно, каким образом Учитель объяснял актерам их задачу, что хотел втолковать растерянному, да ведь и скучающему зрителю? Неужели же один только абстрактный гуманизм, с которым относятся друг к другу враги, можно сказать, почти что на поле боя? Неужели же только мелкие частности, вроде того, как здорово пользуются второстепенные персонажи картины извечным всероссийским бардаком в свою пользу? Ну, соблазнил вечный наш Теркин оголодавшую по ласке солдатку: и в постели с ней натешился, и заветную поллитру добыл. Ну, выторговали друг у друга влиятельный аксакал и русский подполковник каждый свое: один - оружие, другой - провиант в то время как простые мужики режут друг друга, как поросят. И?.. Нас этому что, до Учителя не обучали?
    В недоумении развожу руками: и зачем было огород городить?!.

Фильм «ПЛЕННЫЙ»
Год выпуска: 2008

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие