Режиссеры и сценаристы Паоло и Витторио Тавиани (по роману Антонии Арслан)
Оператор Джузеппе Ланчи
Композитор Джулиано Тавиани
Продюсер Грация Вольпи
Актеры: Пас Вега, Анджела Молина, Мориц Бляйбтрой, Чеки Карио, Алессандро Прециози,
Арсине Ханджан, Мохаммед Бакри, Мариано Ригилло, Христо Шопов, Кристо Живков и
др.
Продолжительность 120 мин.
Жанр: драма
Производство: Италия - Франция - Великобритания - Болгария - Испания
Сегодня братья Тавиани числятся классиками итальянского и мирового кино.
Думаю, что больше за выслугу лет. Во время оно я видел с десяток их фильмов, в
том числе и знаменитого "Отца-хозяина". И не то чтобы всё это совсем уж никак,
но ведь в то самое "время оно" братьям Тавиани, как говорится, было на кого равняться
и в Италии и в мире. А кроме того, и сами они были тогда помоложе на тридцать
лет. Ныне из всего их окружения в живых остались, пожалуй, только Дзеффирелли
да Бертолуччи. Как писал Давид Самойлов: "Вот и всё, смежили очи гении", и стало
совершенно ясно, что, собственно, представляем собой мы сами.
А представляем мы собой крепких профессионалов - не более и не менее. Иными
словами, борозды не испортим, но и глубоко не вспашем. "Гнездо жаворонка" - замечательный
тому пример: красивейший, даже и чересчур, кадр, прекрасный саундтрек, звездный
кастинг, отменный, судя по всему, исходный литературный материал, умелый монтаж,
вечно запретная и потому всегда живая тема - любовь во время чумы... И - что?
Да ничего особенного. Актеры стараются, стараются, но не живут, даже когда погибают
(исключение, может быть, лишь персонажи Чеки Карио и Анджелы Молины), авторы остаются
над схваткой, зрители, повосторгавшись названными красотами кадра, печальными
очами Бляйбтроя и бюстом Пас Веги, остаются в недоумении: вот всё это красиво-ненапряженное,
явно затянутое действо и есть драма семьи Аркан и трагедия целого народа?!.
И как-то сами собой вспоминаются "Гибель богов" Висконти, и феллиниевский
"Амаркорд", и даже "Список Шиндлера", прости Господи, Спилберга, не говоря уж о "Зеркале" Тарковского или более ранних советских картинах, где личная драма человека,
поданная как глобальная трагедия, не делала гибель миллионов статистикой. Дело
в таланте? Разумеется. Но не только. Дело в том, что на одном лишь мастерстве
да опыте в таких случаях далеко не уедешь. Рассказывая о геноциде, нельзя оставаться
над схваткой, надобно сделать выбор, даже и прекрасно понимая, что у Гитлера вполне
могли быть обоснованные претензии к евреям, у Ленина - к буржуазии, а у Сталина,
например, к крымским татарам. Надо полагать, подобные претензии, может быть, даже
и более обоснованные, были и у турок к армянам, только вот не евреи все-таки душили
немцев в газовых камерах концлагерей, и не армяне поголовно вырезали турок. Стало
быть, снимая кино о подобных событиях, художник не может не встать на сторону
униженных и оскорбленных, всем своим талантом вопия о справедливости. Этого-то
вопля, этого-то душераздирающего реквиема и нет в картине братьев Тавиани.
А что же тогда есть? А есть несколько старомодная, вполне себе прохладная
история об одной уважаемой армянской семье, проживавшей в начале ХХ века в Анатолии,
в поместье "Гнездо жаворонка". Здесь, в Турции, правда жил со своими многочисленными
чадами и домочадцами лишь один из двух братьев, другой - блудный сын - еще мальчишкой
отправился ловить птицу счастья в Италию, где со временем и осел, сделав карьеру
и женившись на аристократке. В 1915 году, когда началась Первая мировая война,
он обеспокоился судьбами родни и даже попытался пробраться в Турцию, чтобы помочь
семье интеллектом и деньгами, тем более, кстати, что патриарх перед смертью завещал
"Гнездо жаворонка" именно ему, блудному сыну, и без того не бедствующему в благословенной
Италии. В конечном итоге, блудный братец на поездку в логово зверя не решился,
но деньги на спасение родни передать сумел и тем спас троих племянников. Но и
только. Все прочие птенцы жаворонкова гнезда погибли.
Собственно, гибель большой семьи и составляет содержание картины. Другая
ее линия - любовь между юной самоотверженной армянкой и офицером-"младотурком".
К сожалению, эта линия глубокого развития в фильме не получила, несмотря на то,
что времени ей уделено немало. Как-то не поверил я актерам Пас Веге и Алессандро
Прециози, что любовь их героев сильна как смерть. Чувство к той же героине, вспыхнувшее
в финале ленты у персонажа Морица Бляйбтроя, выглядит более убедительным, хотя
роль у немецкого актера здесь едва ли не эпизодическая. Честно говоря, по прошествии
двух дней после просмотра я уже даже и не помню, как выглядит герой Прециози,
да и не он один. Кажется, главная неудача картины, помимо авторского принципа
"над схваткой", это выбор на главную роль Пас Веги. Вы понимаете, читатель, она
все делает правильно, но ей не больно. Ни тогда, когда у нее рушится любовь, ни
когда погибает ее отец, ни когда она за кусок хлеба для младших сестренок отдается
турецкому солдату. Что ж, я вполне понимаю, что именно такие каменные бабы и вытягивали
нашу цивилизацию из всех адских пропастей, куда она периодически заваливала сама
себя, только вот и каменеть можно так, что у зрителя мороз по коже пойдет - вспомним
добрым словом Веру Марецкую или Нонну Мордюкову...
Дело, наверное, в том, что молодое поколение сегодняшних западных актеров
ничегошеньки не испытало на собственной шкуре, а в данном случае еще и сниматься
приходится у авторов, красиво парящих над схваткой...
В общем, глянцевый получился геноцид, не скажу лубочный, а такое, знаете
ли, кудрявое письмецо в лакированной палехской коробочке. Ну что ж, что пару голов
отрубили, да последнему мальчонке, чтоб его за девчонку приняли и не шмальнули,
на наших глазах уши сестриными сережками проткнули. Два дня, говорю, прошло, а
ничьи печали уже и не помнятся, кроме глаз побитой собаки, которыми смотрит с
экрана Бляйбтрой, да еще всемирной печали в очах Чеки Карио, коему, кажется, давно
пора сыграть какого-нибудь библейского пророка или христианского апостола, ведь
он еще в "Нострадамусе" доказал, что справится с любой ролью.
Выводы? С них я начал, читатель. Если же требуется формулировка, вот она:
потрясенным навсегда "Гибелью богов" "Гнездо жаворонка" можно не смотреть, ибо
боги действительно умерли. Вместе с европейской культурой и ее золотыми снами.
Фильм «ГНЕЗДО ЖАВОРОНКА (LA MASSERIA DELLE ALLODOLE)»
Год выпуска: 2007
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие