ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ (IL SOLE NERO)

Режиссер Кшиштоф Занусси
Сценарист Кшиштоф Занусси (по роману Рокко Фамильяри)
Композитор Войцех Киляр
Продюсеры: Франческо Папа, Игорь Убольди и др.
Актеры: Валерия Голино, Каспар Каппарони, Лоренцо Балдуччи, Марко Басиле, Тони Берторелли и др.
Продолжительность 105 мин.
Жанр: драма
Производство: Италия - Франция


Год выпуска: 2007

    Коротко счастье молодых сицилийских супругов. Прекрасным летним утром, когда утомленный ночными любовными трудами молодой человек засыпает на балконе, его убивает пуля обозленного в ожидании запаздывающей дозы наркомана: отчего, мол, кому-то хорошо, а мне плохо... И черное солнце навсегда перекрывает для юной вдовы свет солнца истинного. Теперь ей остается только разговаривать с мертвым, безуспешно искать правосудия и, не найдя такового в обществе, мстить самой. Впрочем, месть как последний бой добра со злом за справедливость, может быть, и есть последняя живая искра подлинного солнца, с помощью которой можно осветить кажущуюся беспросветной тьму?..
    Античная трагедия? Да ничуть не бывало, даже не драма, как заявлено в выходных данных картины. Мелодрама, друзья мои, да еще и с налетом мистики. Этакий Голливуд, приперченный философскими размышлениями на тему любви, смерти и безответственности общества. Роскошные съемки, превосходная музыка и контраст золотого и черного солнца, читай - дивных красот итальянского пейзажа и навеки померкшего румянца на молодых лицах. И больше ничего.
    Не странно ли все это для одного из последних классиков авторского мирового кино, всего лишь три года назад снявшего такой шедевр, как "Персона нон грата"? И да, и нет, если представить общую картину сегодняшнего состояния "десятой музы", да заодно и всех прочих муз. Художник (речь о настоящем художнике, разумеется) не может, не хочет и не должен работать в стол, художнику нужен зритель. А где возьмешь? - как сказал бы незабвенный политик Черномырдин. Зрителя - такого же настоящего, как настоящий художник, то есть человека с неубитым мифологическим сознанием, как говорит мой друг, поэт Владимир Светлосанов, - уже давно нет: под попкорн античная и любая другая трагедия не срабатывает. Под попкорн надо подавать Айронменов и прочих пауков-привидений. Под попкорн шестидесятилетняя певица обязана выходить в юбке выше колен и под руку с внуком-любовником. Под попкорн даже умирающий юноша Меркуцио не может призвать чуму на головы враждующих кланов Монтекки и Капулетти просто от отчаяния, он обязан удивить публику чем-то необычным (Любовь? Смерть в 20 лет? Тю, видали!..), например, оказаться трансвеститом. Под попкорн... Да что говорить, попкорн нам имя, хрустящий, белый и безвкусный!
    Но жить-то надо, снимать-то хочется, хочется, чтобы твои работы знали, обсуждали, чтобы они хоть как-то, но воздействовали на зрителя, хоть чему-то его учили. Вот и приходится идти на компромисс с самим собой, представляющим бытие как трагедию, но обязанным развлекать и завлекать, скрывать в складках любовной постели вековую мудрость и вечную безнадежность, чтобы чему-нибудь научить. Увы, пан Кшиштоф, увы! В кинотеатре напротив сотрясаются стены: по ним ползет человек-паук, и зритель, недобравший попкорна на сеансе "Черного солнца", уже спешит дозаправиться по соседству, начисто забыв всю ту роковую, безнадежную проблематику, что тщательно припрятывали Вы под черной вуалью Вашей мелодрамы в античном духе.
    Да ведь, если уж говорить совсем честно, не удался этот фильм не только потому, что нынешний сочинитель разучился писать между строк, а потребитель и вообще не знаком с понятием подтекста. Не удался он еще и потому, что ни оператор, ни композитор, ни оба вместе, сколь бы талантливы они не были, ни в коем случае не могут подменить собой актеров и драматургию. Коль скоро о последней мы уже поговорили, скажем несколько слов об актерах. Именно несколько слов, потому что в большем просто нет нужды. Актеры в фильме "Черное солнце" никакие. Ни плохие и ни хорошие. Впечатление такое, что они не знают, для чего собрались здесь, ведь если играть мистическую мелодраму в духе голливудского "Привидения" - это одно дело, если играть социальную драму-триллер - другое, а ежели философскую притчу - извините, этому нас не учили, тут не только лицом страдать надо, но и душой сострадать, а главное - думать. 
    Похоже, что думать Валерия Голино не умеет. Джульетту, будь она лет на десять помоложе, актриса с помощью хорошего режиссера, безусловно, сыграла бы. Леди Макбет, вероятно, тоже, пусть и похуже. Но вот Джульетта, вынужденная стать леди Макбет, ей не по силам. Тут, простите, надобна Анна Маньяни. А - опять же - где возьмешь? На нашей фабрике таких не производят. Зато у нас все стройные, длинноногие и симпатичные...
    Ох, не хочется лезть в содержание, не хочется, потому что слишком уважаю пана Кшиштофа. Не хочется, но придется, опять же хоть два слова. Ну вот, убил обозленный наркоман молодого человека, который никому ничего плохого не делал, жену обожал и даже не особо спорил с ней по поводу перспективного ребенка, хотя не слишком хотел осложнять себе жизнь. Убил и пустился в бега. А юная вдова, пообщавшись с посиневшим привидением любимого, послушав, что говорят ей по поводу общественного возмездия убийце следователь и адвокат, как тот ворошиловский стрелок, берется за дело сама. Но она же в этом фильме и есть настоящее золотое солнышко, то бишь полюс добра, Наташа, понимаете ли, Ростова, да еще и сицилийка, то есть пламенная католичка, значит, ни убить, ни тем более покончить самоубийством в случае неудачи ее предприятия она не может. Как тут быть писателю-католику Рокко Фамильяри и режиссеру-католику Кшиштофу Занусси? А очень просто: заставить героиню приковать отловленного убийцу наручниками к проржавевшей койке, чтобы тот, стремясь освободиться, самоубился отломавшимся от нее ржавым куском железа. Затем героиню, уже разувшуюся, дабы тоже самоубиться, нажав на курок ружья большим пальцем правой ноги, поставить на край обрыва, аки Печорина с Грушницким, и в решительный момент испугать, после чего зачем-то неискусно подменить красиво падающую в бездонную пропасть героиню манекеном: на съемках картины не пострадало ни одно живое существо.
    Воистину: не пострадало. Ни в каком смысле. Равно и на просмотре не пострадал ни один зритель, ибо взрыдывания девиц-истеричек, после первой же затяжки по окончании сеанса не способных вспомнить, отчего они полтора часа не могли спокойно поесть кукурузы, не есть страдание.
    А вообще-то, по задумке, это кино про безответственность общества, с которой ответственный человек обязан бороться, ведь даже отжившая вроде бы свое вендетта  лучше, чем бездеятельность и равнодушие. Человек - золотое солнце - обязан бороться с роком - черным солнцем. И побеждать, пусть даже ценой собственной жизни, Бог ему в помощь. Ну а то, что любовь сильна как смерть, только последняя все же сильнее - это общее место само собой. 
    Что ж за времена такие, Господи ты Боже мой: годами ждешь от художников шедевров, а получаешь от деятелей искусства эрзац. И все, кроме тебя, довольны, стоит только просмотреть в Сети зрительские отзывы. Критики, правда, промолчали, но, вероятнее всего, потому, что наш прокат от этой картины отказался.

Фильм «ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ (IL SOLE NERO)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие