Режиссер Элизабет Койшет
Сценарист Николас Мейер (по роману Филипа Рота "Умирающее животное")
Оператор Жан-Клод Ларье
Продюсеры: Андре Ламаль, Гэри Луккези, Том Розенберг
Актеры: Бен Кингсли, Пенелопа Крус, Деннис Хоппер, Питер Сарсгаард, Патришиа
Кларксон и др.
Жанр: драма
Продолжительность 108 мин.
Производство: США
В отличие от многочисленных сетевых рецензентов я думаю, что речь в новой
картине испанки Элизабет Койшет, которой она дебютировала в Голливуде, идет не
только о расплате за гедонизм, означающий прежде всего беспечную жизнь ради удовольствий
(и уж никак не о состарившемся плейбое!), но и о том, "как на склоне наших лет
нежней мы любим и суеверней", о том, что "сильна как смерть любовь", и о том,
что смерть все-таки сильнее. Хотя и о расплате за бессмысленно и беспощадно прожитую
жизнь без любви лента рассказывает, конечно, тоже. Не знаю, может быть, в романе
Филиппа Рота внимание акцентировано как раз на расплате за дурно понятую свободу,
и тогда он, вероятно, представляет собою драму, а то и сатиру, в фильме же драма
граничит с мелодрамой, и не так уж это плохо. Не вообще, конечно, а именно в картине
Элизабет Койшет "Элегия".
Лента рассказывает о том, как пожилой преподаватель литературы в колледже,
давно бывший муж, не находящий языка с собственным взрослым сыном, безумно нравящийся
студенткам и десятилетиями время от времени встречающийся в постели с одной из
них, не на жизнь, а на смерть влюбляется в юную выпускницу, единственную дочь
кубинских эмигрантов. Все, конечно, понимают, что союз людей с тридцатилетней
разницей в возрасте нежизнеспособен, пусть любовь и взаимна. Разумеется, понимает
это и профессор Кепеш, и его старинный друг, поэт, с которым герой обсуждает все
психологические перипетии своей страсти. Впрочем, одно дело понимать, другое -
любить и ревновать, страдать и не позволять себе, да не только не позволять -
не мочь безраздельно отдаться любви, как отдаются ей юные. Ибо у нее впереди -
вечность, а его "такая короткая долгая жизнь" уже в прошлом. В прошлом, где, как
выясняется в слепящем свете "зари вечерней", ничего не было.
Ничего не было - и всё прошло. И ничего не будет, хотя все есть вот сейчас,
в руках старого крепкого жизнелюба. Вот об этом фильм Элизабет Койшет. О смертельной
красоте "цветов последних", об одинокой ухоженной нью-йоркской квартире старого
холостяка, где по оконным стеклам непрестанно стекают капли желтого дождя, о потрясающих
актерских возможностях не только одного из последних могикан современного западного
кинематографа, Бена Кингсли, работающего очень скупо и предельно точно, но и примелькавшейся
вроде бы Пенелопы Крус, оказывается, способной прекрасно сыграть и невинность,
и пробуждающийся интеллект, и самую искреннюю любовь, и трагедию раннего прощания
с жизнью.
Пожалуй, хотя солирует в картине без сомнения Кингсли, коему достойно подыгрывает
нестареющий Деннис Хоппер, приятно удивила именно Крус, здесь чем-то - невинностью,
чистотой, обреченностью взгляда, явленных актрисой с первого появления и неотвратимо
проводимых до последнего кадра? - напомнившая мне Роми Шнайдер в "Призраке любви"
Дино Ризи. Но солирует все-таки Кингсли, роман и фильм о его герое, о человеке
уходящем, об "умирающем животном". Хотя физически умереть предстоит (за кадром)
не ему, "умирающее животное" - именно он, профессор Кепеш. Почему? А потому что
любовь, блеснувшая ему "улыбкою прощальной", высветила пустоту, бессмысленность
и никчемность прожитой жизни этого вовсе неплохого, но, пожалуй что, и не хорошего
- никакого человека.
И тут еще одна цитата и, если угодно, еще одна тема картины - библейская:
"О, если бы ты был холоден или горяч, но так как ты тепел, то изблюю тебя из уст
Моих". Профессор Кепеш умен и грамотен. И всё сказанное здесь он понимает. Он
понимает гораздо больше и потому ложится рядом с умирающей возлюбленной, дабы...
Нет, не столько чтобы утешить умирающую возлюбленную - он, конечно, никакой не
Ромео, не Гамлет и не Отелло, - чтобы самому принять вместе с ней символическую
смерть, ибо физической - при его здоровье - не получится, а если совсем честно,
то не получится потому, что его, в сущности, давно уже нет. Да и был ли? Как был
ли на свете его утешительный друг-поэт, лауреат Пулитцеровской премии, перед смертью
от удара взасос поцеловавший сперва нелюбимую жену, а затем и любимого друга -
то ли их, то ли кого третьего, то ли Музу?..
Фильм тем и кончается - и не кончается ничем, как ничем, кроме ухода в никуда
и без остатка, не кончается жизнь человека, не любившего, в сущности, никого и
ничего, даже и "дело, которому ты служишь", ведь любовь к себе не есть и не может
быть смыслом жизни, что и доказала поздняя страсть профеcсора Кепеша, так и не
решившегося полюбить.
Итак, "Элегия", исполненная живописного, артистического и музыкального (в
основе саундтрека - фортепьянные произведения Бетховена) изящества, произвела
на меня очень приятное впечатление. Конечно, не все в ней идеально. Так, например,
героям романа, по-видимому, чуть за пятьдесят и слегка за двадцать, Бену же Кингсли
уже под семьдесят, соответственно и Пенелопа Крус давно не девочка-студентка.
Сего факта, увы, не скроешь даже и обладая лицедейскими возможностями этих прекрасных
актеров. Кроме того, во второй половине фильм ненадолго как бы теряет динамику,
однако же и в самом деле ненадолго. Так что режиссерская работа Элизабет Койшет,
на новом витке развития киноискусства в каком-то смысле продолжающая дело покойного
певца тотального человеческого одиночества Микеланджело Антониони, также порадовала
меня, давно уже не смотревшего картины,
достойной того, чтобы поделиться впечатлением с читателем (не писать же в самом
деле о нескончаемых и неотличимых друг от друга Железных человеках и прочих Халках,
да и что о них напишешь?) - может быть, потому что я не видел предыдущих ее картин,
которые, говорят, еще лучше. Равно и к драматургии, лишь чуть-чуть захромавшей
в последней четверти часа экранного времени, серьезных претензий у меня нет. Ну
да, в конце, быть может, мелодрама возобладала над драмой, но финал-то открытый,
фильм-то, как можно понять даже из этой короткой рецензии, тематически полифоничный,
и значит это, что каждый сам волен вписать "Элегию" в тот жанр, который ему ближе.
Посмотрите!
Фильм «ЭЛЕГИЯ (ELEGY)»
Год выпуска: 2008
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие