ЭЛЕГИЯ (ELEGY)

Режиссер Элизабет Койшет
Сценарист Николас Мейер (по роману Филипа Рота "Умирающее животное")
Оператор Жан-Клод Ларье
Продюсеры: Андре Ламаль, Гэри Луккези, Том Розенберг
Актеры: Бен Кингсли, Пенелопа Крус, Деннис Хоппер, Питер Сарсгаард, Патришиа Кларксон и др.
Жанр: драма
Продолжительность 108 мин.
Производство: США


Год выпуска: 2008

    В отличие от многочисленных сетевых рецензентов я думаю, что речь в новой картине испанки Элизабет Койшет, которой она дебютировала в Голливуде, идет не только о расплате за гедонизм, означающий прежде всего беспечную жизнь ради удовольствий (и уж никак не о состарившемся плейбое!), но и о том, "как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней", о том, что "сильна как смерть любовь", и о том, что смерть все-таки сильнее. Хотя и о расплате за бессмысленно и беспощадно прожитую жизнь без любви лента рассказывает, конечно, тоже.  Не знаю, может быть, в романе Филиппа Рота внимание акцентировано как раз на расплате за дурно понятую свободу, и тогда он, вероятно, представляет собою драму, а то и сатиру, в фильме же драма граничит с мелодрамой, и не так уж это плохо. Не вообще, конечно, а именно в картине Элизабет Койшет "Элегия".
    Лента рассказывает о том, как пожилой преподаватель литературы в колледже, давно бывший муж, не находящий языка с собственным взрослым сыном, безумно нравящийся студенткам и десятилетиями время от времени встречающийся в постели с одной из них, не на жизнь, а на смерть влюбляется в юную выпускницу, единственную дочь кубинских эмигрантов. Все, конечно, понимают, что союз людей с тридцатилетней разницей в возрасте нежизнеспособен, пусть любовь и взаимна. Разумеется, понимает это и профессор Кепеш, и его старинный друг, поэт, с которым герой обсуждает все психологические перипетии своей страсти. Впрочем, одно дело понимать, другое - любить и ревновать, страдать и не позволять себе, да не только не позволять - не мочь безраздельно отдаться любви, как отдаются ей юные. Ибо у нее впереди - вечность, а его "такая короткая долгая жизнь" уже в прошлом. В прошлом, где, как выясняется в слепящем свете "зари вечерней", ничего не было.
    Ничего не было - и всё прошло. И ничего не будет, хотя все есть вот сейчас, в руках старого крепкого жизнелюба. Вот об этом фильм Элизабет Койшет. О смертельной красоте "цветов последних", об одинокой ухоженной нью-йоркской квартире старого холостяка, где по оконным стеклам непрестанно стекают капли желтого дождя, о потрясающих актерских возможностях не только одного из последних могикан современного западного кинематографа, Бена Кингсли, работающего очень скупо и предельно точно, но и примелькавшейся вроде бы Пенелопы Крус, оказывается, способной прекрасно сыграть и невинность, и пробуждающийся интеллект, и самую искреннюю любовь, и трагедию раннего прощания с жизнью.
    Пожалуй, хотя солирует в картине без сомнения Кингсли, коему достойно подыгрывает нестареющий Деннис Хоппер, приятно удивила именно Крус, здесь чем-то - невинностью, чистотой, обреченностью взгляда, явленных актрисой с первого появления и неотвратимо проводимых до последнего кадра? - напомнившая мне Роми Шнайдер в "Призраке любви" Дино Ризи. Но солирует все-таки Кингсли, роман и фильм о его герое, о человеке уходящем, об "умирающем животном". Хотя физически умереть предстоит (за кадром) не ему, "умирающее животное" - именно он, профессор Кепеш. Почему? А потому что любовь, блеснувшая ему "улыбкою прощальной", высветила пустоту, бессмысленность и никчемность прожитой жизни этого вовсе неплохого, но, пожалуй что, и не хорошего - никакого человека.
    И тут еще одна цитата и, если угодно, еще одна тема картины - библейская: "О, если бы ты был холоден или горяч, но так как ты тепел, то изблюю тебя из уст Моих". Профессор Кепеш умен и грамотен. И всё сказанное здесь он понимает. Он понимает гораздо больше и потому ложится рядом с умирающей возлюбленной, дабы... Нет, не столько чтобы утешить умирающую возлюбленную - он, конечно, никакой не Ромео, не Гамлет и не Отелло, - чтобы самому принять вместе с ней символическую смерть, ибо физической - при его здоровье - не получится, а если совсем честно, то не получится потому, что его, в сущности, давно уже нет. Да и был ли? Как был ли на свете его утешительный друг-поэт, лауреат Пулитцеровской премии, перед смертью от удара взасос поцеловавший сперва нелюбимую жену, а затем и любимого друга - то ли их, то ли кого третьего, то ли Музу?..
    Фильм тем и кончается - и не кончается ничем, как ничем, кроме ухода в никуда и без остатка, не кончается жизнь человека, не любившего, в сущности, никого и ничего, даже и "дело, которому ты служишь", ведь любовь к себе не есть и не может быть смыслом жизни, что и доказала поздняя страсть профеcсора Кепеша, так и не решившегося полюбить.
    Итак, "Элегия", исполненная живописного, артистического и музыкального (в основе саундтрека - фортепьянные произведения Бетховена) изящества, произвела на меня очень приятное впечатление. Конечно, не все в ней идеально. Так, например, героям романа, по-видимому, чуть за пятьдесят и слегка за двадцать, Бену же Кингсли уже под семьдесят, соответственно и Пенелопа Крус давно не девочка-студентка. Сего факта, увы, не скроешь даже и обладая лицедейскими возможностями этих прекрасных актеров. Кроме того, во второй половине фильм ненадолго как бы теряет динамику, однако же и в самом деле ненадолго. Так что режиссерская работа Элизабет Койшет, на новом витке развития киноискусства в каком-то смысле продолжающая дело покойного певца тотального человеческого одиночества Микеланджело Антониони,  также порадовала меня, давно уже не смотревшего картины, достойной того, чтобы поделиться впечатлением с читателем (не писать же в самом деле о нескончаемых и неотличимых друг от друга Железных человеках и прочих Халках, да и что о них напишешь?) - может быть, потому что я не видел предыдущих ее картин, которые, говорят, еще лучше. Равно и к драматургии, лишь чуть-чуть захромавшей в последней четверти часа экранного времени, серьезных претензий у меня нет. Ну да, в конце, быть может, мелодрама возобладала над драмой, но финал-то открытый, фильм-то, как можно понять даже из этой короткой рецензии, тематически полифоничный, и значит это, что каждый сам волен вписать "Элегию" в тот жанр, который ему ближе.
    Посмотрите!

Фильм «ЭЛЕГИЯ (ELEGY)»
Год выпуска: 2008

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие