ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ (LADRI DI BICICLETTE)

Режиссер и продюсер Витторио Де Сика
Сценарист Чезаре Дзаваттини (по роману Луиджи Бартолини)
Оператор Карло Монтуори
Композитор Алессандро Чиконьини
Актеры: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелл, Элена Алтьери, Витторио Антонуччи, Джино Сальтамеренда, Фаусто Герцони
Продолжительность 90 мин.
Жанр: драма
Производство: Италия


Год выпуска: 1948

    Абсолютная классика кино. Шедевр неореализма. Совершенно мужской фильм, идеальной женской версией которого спустя несколько лет станет картина Федерико Феллини "Ночи Кабирии". Я думаю, что знаменитая финальная улыбка сквозь слезы Кабирии - это намеренный прямой ответ суровой безнадежности бытия, в которую уходят потерявшие надежду герои "Похитителей велосипедов".
    Об этом фильме написаны тысячи статей, он получил - и вполне заслуженно - множество самых почетных кинематографических призов; став как бы знаменем неореализма, он породил множество подражателей и вдохновил множество последователей. Так, например, потрясшая несколько лет назад кинематограф скандинавская "Догма" и ее основатель Ларс фон Триер, в сущности, полным составом умещаются в эту старую картину. Однако не стоит думать, что сама она выросла на пустом месте. Старт неореализму четырьмя годами ранее дал Лукино Висконти лентой "Одержимость", в которой вывел ненарядных героев на непарадные улицы Италии. Что же касается приключений безработного и его малолетнего сына в поисках надежды и справедливости, они задолго до неореализма и Де Сики были показаны в чаплинском "Малыше". Другое дело, что такой светлой безнадеги, как в "Похитителях велосипедов" и такой трагикомической мощи, как в "Ночах Кабирии", то есть итальянского характера в вершинных художественных проявлениях, в довоенном кинематографе еще не было. Да и быть не могло: надо было пережить фашизм и пятилетнюю войну на своем опыте, надо было пережить трагедию разрухи, инфляции и безработицы, чтобы искусство разочаровалось в глянце и вновь всмотрелось в неказистое лицо живого маленького человека, на котором держится мир. Ибо ведь именно эти самые Акакии Акакиевичи только что спасли мир собственными жизнями - и в благодарность за миллионы жертв вновь оказались на самых его задворках.
    Герой "Похитителей велосипедов", честный муж и отец, на лице которого явственно проступает клеймо неудачника, годами ждет удачи на бирже труда и неожиданно получает работу расклейщика афиш, но для того, чтобы ее выполнять, ему необходим велосипед, который он только что заложил в ломбард. С помощью жены, содравшей с кровати последнюю простыню и наволочку, он выкупает двухколесного друга и отправляется на заработки, но в первое же утро его велосипед угоняют, и весь следующий день - воскресенье - он проводит вместе с маленьким сынишкой в отчаянных и бесплодных попытках найти вора. Мы видим реальную Италию простых людей: бесконечные вдаль, вширь и ввысь ряды сданных в ангар ломбарда дешевых вещей, мессу с последующей раздачей бесплатного обеда, рынок, где продается всякая всячина, в том числе сотни ворованных велосипедов - целиком и по деталям, обрыв над той самой речкой, из которой здесь вытаскивают тонущего мальчишку, а в экспозиции "Ночей Кабирии" выбирается мокрая растрепанная героиня-проститука после того, как любовник попытается ее утопить, узкие улочки бедняцких кварталов, обшарпанные перенаселенные комнатушки, где ютятся семьи бедняков, промокших под дождем до нитки семинаристов, квартиру ясновидящей, вытягивающей последние гроши из отчаявшихся просителей, полицейский участок, в котором, конечно же, ничем не могут помочь несчастным. Мы видим, как надежда сменяется на лицах отца и сына отчаянием, как под конец картины измученный честный человек решается на преступление и без всякой надежды на успех сам пытается угнать велосипед. Мы с ужасом и едва ли не тем же отчаянием, снедающим героя, ждем коллективной расправы над ним. Мы видим и своебразный хэппи-энд: "роскошный" обед в ресторане, состоящий из бутербродов с горячим сыром и бутылки дешевого вина и отмену расправы за неудачный угон велосипеда - его хозяин не решается отправить собрата-бедняка в полицию.
    Да, смысл именно таков: "На свете счастья нет"... но справедливость иногда торжествует. Оттого последние кадры картины запечатлевают лицо шестилетнего мальчика, с надеждой поднимающего глаза на отца, после чего оба героя теряются в толпе. За кадром они, конечно, вернутся домой, где их ждут постели без простыней и наволочек, замученная жена и младенец-братишка, а на следующий день вновь - биржа труда и автозаправка, по которой взрослый малыш будет целый день без устали носиться с ведром и тряпкой, чтобы заработать семье на обед.
    Что сказать в заключение? Что этот старый фильм особенно актуален в нашей стране сегодня? Это, может быть, и так по социальному существу, но вряд ли так - по существу социальной психологии, прежде всего потому, что нет в нас уже той человеческой доброты, что освещала души людей сороковых. Как нет и той надежды на светлое будущее, что поддерживала людей после окончания Второй мировой войны. Картину надо посмотреть, скорее, в надежде, что она сможет как-то подпитать наши души, увы, не являющиеся объектом внимания не только современного кинематографа и телевидения, но даже и литературы. Но вот вопрос: готовы ли мы сами заняться этим рудиментарным органом - собственной душой?

Фильм «ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ (LADRI DI BICICLETTE)»
Год выпуска: 1948

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие