ЗАЛЕЧЬ НА ДНО В БРЮГГЕ (IN BRUGES)

Режиссер и сценарист Мартин Макдонаф
Оператор Айгиль  Брильд
Композитор Картер Беруэлл
Продюсеры: Грэм Бродбент, Питер Чернин
Актеры: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Рэйф Файнс, Сайэрэн Хайндс, Жереми Ренье, Клеменс Поэси и др.
Продолжительность 105 мин.
Жанр: гангстерская комическая драма
Производство: Великобритания


Год выпуска: 2008

    Сначала картина Мартина Макдонафа - известного сценариста, но в качестве режиссера в полнометражном кино выступающего впервые - представляется криминальной комедией, где по-тарантиновски, или, скорее, по Риччи, туповатые персонажи изъясняются лишь на пальцах и факах. Однако примерно к середине фильма комедия становится драмой, почти трагедией, в которой не только погибают оба героя, но, кроме всего прочего, немало цитируется мировое кино (чаще всего, конечно, косвенно), причем не только криминальный или гангстерский жанр, но и, казалось бы, картины мастеров, совсем уж далеких от того, чтобы развлекать публику. Например, пирушка с карликом лично мне напомнила бергмановское "Молчание", не знаю уж почему. Может быть, к таким ассоциативным ходам подталкивают виды ухоженного старинного европейского городка, сохранившего средневековое обаяние в наши сумасшедшие дни, городка, куда ссылает мелкий ирландский босс (Р. Файнс) своих киллеров, не справившихся с заданием - дабы на время залегли на дно, а заодно и отдохнули месяцок в деревне. 
    Впрочем, как выясняется по ходу картины, истинной причиной этой ссылки двух братков в идиллию явилось до времени не высказываемое желание босса освободиться от младшего из них (Фаррелл), собственно, и оказавшегося главным виновником провала предыдущего мокрого дела. Убрать его, естественно, должен старший напарник (Глисон).
Должен - но не станет. Почему? Видимо, потому что старый убийца расслабился, поддавшись обаянию красоты старинного городка, дыханию человеческой культуры, одухотворяющей это сонное с виду местечко, где время как бы остановилось и обезоружило не только безбашенных киллеров из Британии, но и местное отребье, которого везде вдоволь.
    Собственно говоря, фильм, похоже, рассказывает главным образом именно об этом контрасте между тем, что человечество представляет собой сегодня и каким оно было вчера, точнее - между тем, какое оно есть, и тем, каким оно было и каким оно может быть, ведь все эти праздные мелкие человечки, попивающие свое пиво и тискающие своих подружек, - наследники людей, построивших некогда памятники великой культуры, чудом сохранившиеся в таких вот Богом забытых (по мнению героя Фаррелла) местах.
    Здесь, в Брюгге, к младшему бандиту приходит любовь; к старшему - мудрость. И то, и другое каждому из них приходится защищать. Во имя того и другого, но, может быть, еще больше во имя самих себя, пробудившихся в провинции от духовной спячки, свойственной деловым людям столичных городов, им обоим придется отдать жизнь, когда старший не выполнит приказ босса, и тот примчится в Брюгге самолично разбираться с непослушными подчиненными.
    И разберется. И эти разборки, с одной стороны, напомнят зрителю классические гангстерские фильмы прежних лет, а также один из сиквелов трилогии о Ганнибале Лектере, а с другой - и это намного важнее, да и интереснее тоже - смерть главного героя классической картины Годара "На последнем дыхании". Но прежде чем хозяин застрелит младшего из своих слуг, старший попытается спасти парня ценой своей жизни.
    И тогда на лице дурковатого ирландского братка, уже получившего свинец и в грудь, и в спину, расцветет умный, печальный взгляд человека, рожденного не убивать, а любить, хранить верность друзьям и созидать красоту на века.
    Я думаю, посыл фильма именно в этом. И потому - фильм замечателен. Но кроме превосходной драматургии и потрясающей камеры, сумевшей шаг за шагом показать облагораживающее воздействие великих творений человеческой культуры на недовоплощенных человеков, нельзя не восхититься великолепной игрой актеров Колина Фаррелла и Брендана Глисона, так же шаг за шагом вочеловечивающих своих персонажей. Что же касается работы Р. Файнса, она по-своему не менее замечательна, ибо он, как представляется, в контраст своим коллегам, шаг за шагом своего героя развоплощает, хотя, казалось бы, в этом существе и развоплощать-то нечего. Однако этому "ничто" приходится покупать оружие и делать то, от чего его умытые руки давно отвыкли. Вот как если бы Понтию Пилату пришлось самолично прибивать троих приговоренных к крестам...
    И все это изобилие красоты, ужаса, возрождения и развоплощения длится сто минут. Продолговатому Квентину, как говорится, и не снилось!..

Фильм «ЗАЛЕЧЬ НА ДНО В БРЮГГЕ (IN BRUGES)»
Год выпуска: 2008

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие