Режиссер Кира Муратова
Сценаристы: Евгений Голубенко, Рената Литвинова
Оператор Владимир Панков
Музыка: Джакомо Пуччини, Жорж Бизе, Владимир Сильвестров
Продюсер Олег Кохан
Актеры: Александр Баширов, Сергей Бехтерев, Наталия Бузько, Рената Литвинова,
Богдан Ступка, Нина Русланова, Александра Свенская и др.
Продолжительность 124 мин.
Жанр: черная комедия
Производство: Украина - Россия
"Весь мир - театр"... Кукольный. Театр тупых и злых марионеток, которые вовсе
не стремятся сбросить Карабасово иго и сделаться милыми голубовласыми пионерками.
Как там, у Блока-то, в одном из программных его стихотворений? Кажется: "Мы всегда
так живем!"
Вот именно, мы всегда и везде так живем: и дома, и в театре, и наяву, и во
сне, и даже в самых розовых мечтах своих представляем счастье в виде разве что
двухуровневой квартиры, заставленной плохими (но похожими!) копиями разнообразных
"ню", с огромной ванной и спальной, где - непременно в центре комнаты! - будет
стоять кровать с периной перышко к перышку и множеством подушек, кровать, очевидно,
перекочевавшая сюда из старинного фильма "Свадьба" по Чехову, отразившего максимум
наших мечтаний о сладкой жизни.
Театр, короче говоря... Еще не полон. Еще вообще в нем никого нет, кроме
висящего в хитросплетении веревочных декораций удавленника да прячущегося до времени
мелкого Яго - уборщика. Но вот хлопают двери, и в зал входит Гамлет, он же - рабочий
сцены (Александр Баширов). Ну а Гамлет, кем бы он ни работал, всегда настроен
философически. И рабочий, кряхтя и перхая, всходит на сцену и произносит: "Быть
или не быть?..", заменив в монологе одно лишь слово "умереть" на "окочуриться".
Этого, впрочем, достаточно, чтобы по достоинству оценить пародию. Я сказал пародию?
Нет, не пародию - эпиграмму! Ибо очередная жестокая сатира Киры Муратовой на Божий
мир и на всех нас с вами, его населяющих, уже началась.
Новоявленному Гамлету не пришлось дочитать монолог о смертных снах, которые
могут присниться самоубийце, потому что на самоубийцу-то он как раз и натыкается
- головой в живот. Самое удивительное даже не то, что этот и на лицо ужасный и
недобрый внутри человечек тут же попытался ограбить покойника - что ж тут ужасного:
покойнику уже все равно, а живому ж похмелиться хочется! Самое ужасное даже и
не в том, что, забравшись под крышу театра и как следует примерившись, он к концу
первого акта новой муратовской пьесы обрушивает-таки молоток на лысую голову пытающегося
шантажировать его уборщика. Самое ужасное в том, что эта обезьяна хоть что-то
делает, хоть что-то осмысленное говорит в зал, пусть и чужими, шекспировыми, словами,
- все прочие театральные не делают ничего, разве перекладывают по-платоновски
труп с места на место, чтоб не мешал, и собачатся между собой, собачатся, собачатся,
произнося односложные, бесконечно повторяющиеся реплики как бы для самих себя.
Толстые старухи, раздевшись догола, на фоне голых молодых толстух с репродукций
кустодиевских картин, пытаются соблазнить давно спившихся монтировщиков сцены;
костюмерша тупо озабочена тем, что же ей теперь делать с единственным приличным
костюмом принца, в котором самоубийцу угораздило залезть в петлю; актеры рассуждают
о себе любимых, задолжавших покойному гривну (и кому теперь отдавать?); плешивый
черноусый тенор крепко за шестьдесят не перестает терзать слух ариями, собаки
лают, девки хохочут, менты не едут... Никто никого не слышит, не услышит и не
станет слушать.
Но спектакль-то все равно надо начинать - премьер уже постоял над трупом.
И спектакль начинается - труппа дает новогоднюю пьесу на сегодняшний лад. Сильно
потраченный молью ловелас (Богдан Ступка), некогда переспавший со всем городом,
безуспешно ищет теперь последнюю, главную любовь своей жизни, примериваясь то
к соседке с болонкой, откровенно пародирующей (не зря, не зря и вовсе не только
потому, что формально скроен из двух новелл разных авторов, фильм называется "Два
в одном"!) и блоковскую незнакомку, и чеховскую даму с собачкой, то к собственной
затюканной дочери (Наталия Бузько), которая, отчаявшись, наконец, приводит к нему
свою подружку, вагоновожатую (Рената Литвинова).
И - ничего не происходит. И происходит все, что вообще с нами, не знающими,
чем жить и зачем живем, может происходить. Пустота огромной квартиры, заставленной
картинами с голыми толстухами, вопит, кажется, сильнее, чем тенор Доминго с пластинки,
старый ловелас и его нечесаный овчар по очереди мочатся на дверь квартиры ловеласовой
дочки, которая не то чтоб не дает отцу, а - брать не хочется, совсем не молодая
вагоновожатая в школьной форме, кося под десятиклассницу, визгливо хохочет, кокетничая
загипсованной рукой, поедается икра, льется шампанское, бьются бокалы, бухие мужики
в трусах купаются в снегу, празднуя Новый год, толстый любовник перед предполагаемым
сексом принимает ванну, недвусмысленно показывая нам, что есть мы, человеки, на
самом деле: ничего прекрасного, а если и звучим, то уж никак не гордо!
А вы и в самом деле полагали, что любовь в неравном браке возможна? Ах, вы
думали, что в нашем мире еще существуют невинные пионерки!.. Нет, отчего же, может
быть - где-нибудь в Венецуэле...
Здесь же, по соседству, дочь отца-ловеласа озабочена лишь тем, как ей от
него избавиться, не потеряв завещанную стариком квартиру. Ну а подружку-вагоновожатую
мучит еще более примитивная вещь: если все-таки лечь со стариком, то кончит ли
он когда-нибудь.
Запертые ополоумевшим бабником в золотой клетке, спастись они могут, кажется,
только путем преступления, и если бы картину снимала не Муратова, в финале нас
поджидал бы настоящий триллер. Но все в этом заштатном театре, то есть в нашей
жизни, - псевдо. И сами мы тоже - псевдо. Состоявшееся вроде бы убийство в пьесе,
разыгрываемой театром, только что обесценившим реальную смерть, оборачивается
фарсом - покойник оживает и, как ни в чем не бывало, продолжает терроризировать
дочь и охмурять ее подружку, которая, в свою очередь, вроде как и не против, только
по-прежнему сомневается: если все-таки старику дать, то кончит ли он когда-нибудь.
Вот такой вот марш романтиков, блестяще поставленный, блестяще сыгранный,
напрочь театральный и беспросветно правдивый, ибо верно сказано: "Весь мир - театр".
Что же касается всего прочего - актерской игры, операторской работы, драматургии
- можно не говорить лишних слов: у Муратовой даже Литвинова перестает кривляться и делает то, что нужно режиссеру. Интересней другое. Кира
Георгиевна Муратова, единодушно характеризуемая критиками как мизантроп, а то
и абсурдистка, на самом-то деле скорее абстрактная гуманистка. Зная человечеству
подлинную цену, она тем не менее любит нас, недостойных, потому и оплакивает во
всех своих картинах, даже вот и в черных комедиях. Этой своей дорогой режиссер
идет наперекор всему и всем уже, наверное, лет сорок. Ее ленты замалчивали, безжалостно
резали, запрещали, потом возвели автора в классики (как будто она не была классиком с первых же шагов!), завалили ее "Никами" и прочими кинопризами. Все отечественные актеры мечтают
у нее сняться точно так же, как американские актеры мечтают сняться у Вуди Аллена. Зритель же валом уходил, уходит и будет уходить с ее фильмов. Почему? Кто-то
думает: потому, что у нас никогда не было, а теперь и вовсе не осталось умного
зрителя. И думает неверно. В муратовском случае дело не в том, что зритель - сплошь
дурак, хотя это и почти что так, конечно, ведь еще Блок сказал: "Мы всегда так
живем". Однако здесь дело, я думаю, лучше объясняется не блоковской, а пушкинской
цитатой. Помните: "Приятней, если он, друзья, // Завоет сдуру: "Это я!""? Так
вот, зритель уходил и уходит с муратовских фильмов как раз потому, что прекрасно
понимает: "Это - я!" И не желает завыть сдуру, признавая это вслух.
Великолепный черный фарс, смотря который вспоминаешь отнюдь не предшествующие
кинематографические приключения с трупами, а платоновский "Котлован", идеальный
образец авторского кино, несомненная классика мирового кинематографа. И молодым,
и старикам можно (желательно!) смотреться в этот фильм по утрам и перед сном вместо
зеркала.
Фильм «ДВА В ОДНОМ»
Год выпуска: 2007
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие