СЫЩИК (SLEUTH)

Режиссер Кеннет Брана
Сценарист Гарольд Пинтер (по пьесе Энтони Шеффера)
Оператор Хэрис Замбарлукос
Композитор Патрик Дойл
Продюсеры: Кеннет Брана, Саймон Хэлфон, Джуд Лоу и др.
Актеры: Майкл Кейн, Джуд Лоу
Продолжительность 86 мин.
Жанр: психологический триллер
Производство: США


Год выпуска: 2007

    Фильм актера и режиссера Кеннета Браны, известного более всего экранизациями шекспировских пьес ("Генрих V", "Гамлет", "Много шума из ничего") - римейк давней, начала 70-х, картины Дж. Манкевича "Игра навылет". Манкевич чрезвычайно удачно экранизировал камерную пьесу одного из братьев-близнецов Шефферов, подаривших миру целый ряд великолепных драматических произведений (достаточно назвать хотя бы "Амадеуса" Питера Шеффера, в свое время гениально перенесенного на киноэкран  Милошем Форманом), заняв в главных ролях маститого Лоуренса Оливье и молодого тогда Майкла Кейна. Теперь, почти сорок лет спустя, Брана снимает маститого Кейна и молодого (относительно) Джуда Лоу, соответственно перераспределив роли. Так что, сэр Майкл Кейн, фигурально выражаясь, отыграл здесь всех Гамлетов - и юного, и пожилого. Говорят, однако, что идея сделать римейк принадлежала Джуду Лоу. И он не просчитался, хотя и несколько уступил в соревновании с Кейном, что, впрочем, естественно, хотя бы только потому, что партия старика Эндрю Уайка в пьесе Шеффера, несомненно, главная.
    Впрочем, "Сыщик" Кеннета Браны - сильно осовремененный вариант "Игры навылет", о чем уже очень хорошо написала Ксения Рождественская на сайте "film.ru". Постараюсь не повторять ее размышлений, скажу лишь, что социально-психологическая драма в жанре детектива Шеффера и Манкевича здесь обрела черты холодного иронического триллера, да еще и с гомосексуальными акцентами, что достаточно типично для современного искусства и чего не было и быть не могло ни у Шеффера, ни у Манкевича. Социальные акценты, противостояние бедных и богатых у них, да, были, а у Браны этого нет - так, как будто этой проблемы теперь не существует и в обществе. Думается почему-то, что в реальности все обстоит как раз наоборот: социальное разделение никуда не делось, а политкорректная голливудская страсть к выяснению проблем педерастов и прочих ненормальных давно перешла разумные пределы.
    Суть картины, к счастью, не ограничивающейся подобной экзотикой, в следующем. Эндрю Уайк, богатый пожилой писатель, автор популярных детективов, играет в кошки-мышки с молодым и, по-видимому, не слишком успешным актером Майло Тиндлом - любовником своей жены, который приехал в его дом, чтобы уговорить Уайка не препятствовать разводу. Тот вроде как и не препятствует, но задает вопрос, на какие средства актер Тиндл собирается содержать женщину, у которой одних только платьев - вот, посмотрите-ка, молодой человек, - не перечесть. А так, если бы не финансовый вопрос, - да забирайте ее, негодницу, дорогой мой, на здоровье, не хотите ли еще виски?.. 
    С этого напускного миролюбия история, однако, лишь начинается, потом появляется револьвер, а далее партнеры играют в психологический "морской бой", каждый искусно ведя собственную партию, по мере необходимости извлекая из многочисленных шифоньеров многочисленные скелеты. Это именно обоюдная игра, поскольку, вынужденный сперва лишь обходить ловушки старика, по мере выяснения отношений Тиндл начинает придумывать и расставлять собственные капканы, и, в общем-то, почти побеждает сочинителя детективов на его собственном поле... Почти, однако, в этой игре навылет означает поражение, потому что заигравшийся актер забывает-таки о самом главном, самом неотразимом, об убийственном последнем аргументе, который, как зрителю становится ясно лишь под занавес, Уайк не использовал раньше лишь во имя красоты разыгрываемой партии. Впрочем, в точном соответствии с чеховскими драматургическими заветами, аргумент этот был предъявлен и Тиндлу, и нам с вами с самого начала.
    Не стану больше ничего рассказывать: детектив он и есть детектив, даже если сделан как триллер. А рассказать очень хочется - уже потому лишь, что фильмов с такой мощной драматургией в основе нынче почти не снимается. Эта же мощная драматургия, соответственно, выводит "Сыщика" (совершенно неподходящее название, кстати, ничего не говорящее о фильме и, мало того, десятки раз использованное кинематографистами только в последние годы, так что решительно непонятно, чем нашим прокатчикам не угодило название "Игра навылет") из разряда "кино для всех", и потому вряд ли вы, читатель, сможете посмотреть его в кинотеатре, разве что поищете в каких-нибудь киноклубах. Впрочем, в этих поисках нет никакой необходимости - новую картину Кеннета Браны  (благо она уже вышла на DVD), право, лучше посмотреть дома, ведь в ней нет никаких спецэффектов, ни одной красотки и вообще ничего, кроме великолепной драматургии, крепкой режиссуры, холодного интерьера в синем и замечательной игры двух актеров, разыгрывающих трагиироническую историю на тему "Если бы молодость знала, если бы старость могла".

Фильм «СЫЩИК (SLEUTH)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие