ЗАВЕТ (ZAVET)

Режиссер Эмир Кустурица
Сценаристы Эмир Кустурица, Ранко Божич
Оператор Милорад Глусица
Композитор Стрибор Кустурица
Продюсеры: Оливье Дельбоск, Эмир Кустурица, Марк Миссонье, Майя Кустурица
Актеры: Александар Берчек, Лильяна Благоевич, Предраг Мики Манойлович, Иван Максимович, Мария Петроневич, Урос Милованович, Стрибор Кустурица, Косанка Декич, Владан Милоевич и др.
Продолжительность 122 мин.
Жанр: комедия-буфф
Производство: Сербия - Франция

Год выпуска: 2007

    Где-то в сербской глуши есть живописное местечко, населенное коровой, кошкой, собачонкой, двумя дедами-соседями, одним мальчишкой и его учительницей - грудастой дамой крепко за сорок. К концу картины, когда на сцене под звуки одного и того же оркестра, напоминающего и команду из предыдущей картины Кустурицы, и джаз-банд из "Веселых ребят", встретятся похоронная процессия и свадебный кортеж, выяснится, правда, что здесь проживают еще несколько десятков человек, однако в этой истории они существенной роли не сыграют, а потому будем считать, что есть в Сербии такой райский уголок, совершенно не похожий на вымирающие русские деревни. Тем не менее кое-какое сходство все же есть.
    Дело в том, что в эту забытую деревню приезжают государственные инспекторы (которых я сначала даже принял за новых сербов, но нет, новые сербы появятся позже), дабы закрыть местную школу, поскольку в ней учится всего лишь один ребенок, и, натурально, содержать ради него одного школу невыгодно. Как предсказывал Маяковский: "Единица что? Единица - ноль".
    Школу и закрывают, конечно, но людей, слава Богу, не трогают, и все остаются на своих местах: дед с внуком - потому что им некуда деться, а учительница - потому что имеет на деда виды.
    Старик, однако, справедливо предполагая, что не вечен, отправляет внука в город со следующим наказом: продать корову, а на вырученные деньги купить икону Николы Чудотворца, какой-нибудь сувенир (вероятно, для учительницы) и жену для себя, дабы, уходя в мир иной, дед был за внука спокоен. И 13-летний мальчишка покидает идиллический пленэр, отправляясь, аки Иван-дурак, знамо за чем лишь умозрительно.
    В городе парнишку встречает разноцветье юбок, ножек, велосипедов, а также многочисленные бандиты, обуреваемыми желанием прибрать к рукам сначала корову, а затем и его избранницу. Разумеется, пережив множество смешных и трагикомических приключений, обретя нескольких друзей и толпы врагов, по виду и образу жизни ничем друг от друга не отличающихся, посетив школы, бордели, частные дома и общественные собрания, полазав по карнизам и вдоволь настрелявшись из разного рода самодельных стволов, в общем, пройдя необходимый ряд обрядов ранней инициации и выйдя сухим из воды, неся при этом на руках невесту лет на пять постарше себя, неунывающий плутоватый герой возвращается домой, где находит деда не только здравствующим, но и брачующимся с учительницей. Двойная свадьба дедушки и внучка венчает дело.
    Говорят, что каждый последующий фильм Кустурицы хуже предыдущего. Может быть и так, если принять во внимание тот факт, что режиссер чередует трагикомедии с откровенными фарсами. "Завет" - в чистом виде комедия-буфф, и в этом смысле как бы продолжает "Черную кошку, белого кота", в еще огрубленном варианте, так что тот критик, кому вся эта клоунада возле постапокалиптического бардака и подросткового секса кажется уступкой вкусам нетребовательного зрителя, не будет вовсе уж не прав. Я же думаю иначе, я думаю: клоунада клоунадой, но и в новом фильме крупнейшего мастера современного кинематографа разговор-то идет не о пустяках, а как всегда, о жизни и смерти. Правда, жизнь здесь побеждает и торжествует почти без борьбы, жизнь здесь задана изначально, все злодеи и негодяи не более чем опереточные и цирковые шуты, как, в сущности, и все герои, но есть ведь такая субкультура, есть ведь такая жизнь - балаган, и она тоже требует своего отражения в искусстве.
    И знаете ли что, можно ведь не любить цыганских песен и плясок, но не прочесть из-за этого пушкинской поэмы или блоковской лирики - это обделить себя. Кустурица в том же ряду. И - да, при всех его самоповторах, при всех его неизбежных драных кошках, козах, свиньях, гусях и коровах, при всех его карикатурах вместо портретов, при всех его пародиях на ангелов и суперменов - все его кошки, козы, коровы и герои, похожие на своих меньших братьев зачастую больше, чем на людей, запоминаются гораздо отчетливей, чем персонажи голливудского и нового русского кино. Я уж не буду говорить о массе ремесленных поделок, но вот попробуйте вспомнить изобретателя из михалковского "Сибирского цирюльника" и, коли сможете, сравните его с дедом из "Завета". Вспомнили? Почувствовали разницу? А ведь оба изобретателя предъявлены нам классиками современного кино, и тот же Кустурица не раз высказывал свое восхищение творчеством Никиты Михалкова!..
    А какой драйв! Ни один боевик рядом не был. Вот разве что чаплинские короткометражки выдержат сравнение. Два часа непрекращающегося действия, без прелюдей, интерлюдей и прочих лирических отступлений, и при этом запоминающиеся герои, тотальная социальная сатира, но и любовь к человеку, животным, всему Божьему миру. Именно: к миру Божьему, а не к тому, что построен на его месте нами. Любовь, которая сильнее смерти, потому она есть жизнь, а жизнь, тем более такая неустроенная, как у нас, бесконечно разнообразней смерти.
    Не знаю, что еще сказать, хотя и можно, вероятно, выявить многочисленные культурные отсылки, которых здесь множество, как и в любом другом фильме мастера. Но стоит ли? Посмотрите сами - Кустурица интерпретациям не покоряется, а пересказу не поддается.

Фильм «ЗАВЕТ (ZAVET)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие