ЗАВЕТ (ZAVET)
Режиссер Эмир Кустурица
Сценаристы Эмир Кустурица, Ранко Божич
Оператор Милорад Глусица
Композитор Стрибор Кустурица
Продюсеры: Оливье Дельбоск, Эмир Кустурица, Марк Миссонье, Майя Кустурица
Актеры: Александар Берчек, Лильяна Благоевич, Предраг Мики Манойлович, Иван Максимович,
Мария Петроневич, Урос Милованович, Стрибор Кустурица, Косанка Декич, Владан Милоевич
и др.
Продолжительность 122 мин.
Жанр: комедия-буфф
Производство: Сербия - Франция
Год выпуска: 2007
Где-то в сербской глуши есть живописное местечко, населенное коровой, кошкой,
собачонкой, двумя дедами-соседями, одним мальчишкой и его учительницей - грудастой
дамой крепко за сорок. К концу картины, когда на сцене под звуки одного и того
же оркестра, напоминающего и команду из предыдущей картины Кустурицы, и джаз-банд
из "Веселых ребят", встретятся похоронная процессия и свадебный кортеж, выяснится,
правда, что здесь проживают еще несколько десятков человек, однако в этой истории
они существенной роли не сыграют, а потому будем считать, что есть в Сербии такой
райский уголок, совершенно не похожий на вымирающие русские деревни. Тем не менее
кое-какое сходство все же есть.
Дело в том, что в эту забытую деревню приезжают государственные инспекторы
(которых я сначала даже принял за новых сербов, но нет, новые сербы появятся позже),
дабы закрыть местную школу, поскольку в ней учится всего лишь один ребенок, и,
натурально, содержать ради него одного школу невыгодно. Как предсказывал Маяковский:
"Единица что? Единица - ноль".
Школу и закрывают, конечно, но людей, слава Богу, не трогают, и все остаются
на своих местах: дед с внуком - потому что им некуда деться, а учительница - потому
что имеет на деда виды.
Старик, однако, справедливо предполагая, что не вечен, отправляет внука в
город со следующим наказом: продать корову, а на вырученные деньги купить икону
Николы Чудотворца, какой-нибудь сувенир (вероятно, для учительницы) и жену для
себя, дабы, уходя в мир иной, дед был за внука спокоен. И 13-летний мальчишка
покидает идиллический пленэр, отправляясь, аки Иван-дурак, знамо за чем лишь умозрительно.
В городе парнишку встречает разноцветье юбок, ножек, велосипедов, а также
многочисленные бандиты, обуреваемыми желанием прибрать к рукам сначала корову,
а затем и его избранницу. Разумеется, пережив множество смешных и трагикомических
приключений, обретя нескольких друзей и толпы врагов, по виду и образу жизни ничем
друг от друга не отличающихся, посетив школы, бордели, частные дома и общественные
собрания, полазав по карнизам и вдоволь настрелявшись из разного рода самодельных
стволов, в общем, пройдя необходимый ряд обрядов ранней инициации и выйдя сухим
из воды, неся при этом на руках невесту лет на пять постарше себя, неунывающий
плутоватый герой возвращается домой, где находит деда не только здравствующим,
но и брачующимся с учительницей. Двойная свадьба дедушки и внучка венчает дело.
Говорят, что каждый последующий фильм Кустурицы хуже предыдущего. Может быть
и так, если принять во внимание тот факт, что режиссер чередует трагикомедии с
откровенными фарсами. "Завет" - в чистом виде комедия-буфф, и в этом смысле как
бы продолжает "Черную кошку, белого кота", в еще огрубленном варианте, так что тот критик, кому вся эта клоунада возле постапокалиптического
бардака и подросткового секса кажется уступкой вкусам нетребовательного зрителя,
не будет вовсе уж не прав. Я же думаю иначе, я думаю: клоунада клоунадой, но и
в новом фильме крупнейшего мастера современного кинематографа разговор-то идет
не о пустяках, а как всегда, о жизни и смерти. Правда, жизнь здесь побеждает и
торжествует почти без борьбы, жизнь здесь задана изначально, все злодеи и негодяи
не более чем опереточные и цирковые шуты, как, в сущности, и все герои, но есть
ведь такая субкультура, есть ведь такая жизнь - балаган, и она тоже требует своего
отражения в искусстве.
И знаете ли что, можно ведь не любить цыганских песен и плясок, но не прочесть
из-за этого пушкинской поэмы или блоковской лирики - это обделить себя. Кустурица
в том же ряду. И - да, при всех его самоповторах, при всех его неизбежных драных
кошках, козах, свиньях, гусях и коровах, при всех его карикатурах вместо портретов,
при всех его пародиях на ангелов и суперменов - все его кошки, козы, коровы и
герои, похожие на своих меньших братьев зачастую больше, чем на людей, запоминаются
гораздо отчетливей, чем персонажи голливудского и нового русского кино. Я уж не
буду говорить о массе ремесленных поделок, но вот попробуйте вспомнить изобретателя
из михалковского "Сибирского цирюльника" и, коли сможете, сравните его с дедом
из "Завета". Вспомнили? Почувствовали разницу? А ведь оба изобретателя предъявлены
нам классиками современного кино, и тот же Кустурица не раз высказывал свое восхищение
творчеством Никиты Михалкова!..
А какой драйв! Ни один боевик рядом не был. Вот разве что чаплинские короткометражки
выдержат сравнение. Два часа непрекращающегося действия, без прелюдей, интерлюдей
и прочих лирических отступлений, и при этом запоминающиеся герои, тотальная социальная
сатира, но и любовь к человеку, животным, всему Божьему миру. Именно: к миру Божьему,
а не к тому, что построен на его месте нами. Любовь, которая сильнее смерти, потому
она есть жизнь, а жизнь, тем более такая неустроенная, как у нас, бесконечно разнообразней
смерти.
Не знаю, что еще сказать, хотя и можно, вероятно, выявить многочисленные
культурные отсылки, которых здесь множество, как и в любом другом фильме мастера.
Но стоит ли? Посмотрите сами - Кустурица интерпретациям не покоряется, а пересказу
не поддается.
Фильм «ЗАВЕТ (ZAVET)»
Год выпуска: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие