РУСАЛКА
Режиссер и сценарист Анна Меликян
Оператор Олег Кириченко
Композитор Игорь Вдовин
Продюсер Рубен Дишдишян
Актеры: Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова, Анастасия Донцова, Ирина
Скриниченко, Вероника Скугина и др.
Продолжительность 100 мин.
Жанр: драма
Производство: Россия
Год выпуска: 2007
У самого синего моря жила-была некрасивая девочка, на других не похожая,
на пустые разговоры не откликающаяся, а в прекрасного принца верящая, как все.
И ради этой веры готовая отнюдь не как все на самопожертвование. В общем, андерсоновская
Русалочка. С поправкой на время, жанр и постмодернистскую стилистику, в коих русалки
еще туда-сюда, а прекрасные принцы невозможны в принципе.
Русалка по имени Алиса растет вопреки всему, как уже было сказано, на пляже
и к тому же в неполной семье, пока не достигает половой зрелости и, подшегши родной
барак, не переезжает вместе с мамой и бабушкой из глухой провинции у моря в столицу
нашей империи город-герой Москву. Там, по прошествии ряда недель и недоразумений,
Алиса встречает своего Базилио, своего принца, своего, то есть, Будю, спасает
его из воды, еще раз, можно сказать, спасает, влюбляется, обихаживает его берлогу,
опять же спасает и, мчась спасать в очередной раз, как та угорелая Лола, погибает
в сплошном столичном транспортном потоке. Ну а Будю... А с Будю всё и всегда -
как с гуся вода.
В общем, "Русалка" - это, так сказать, кино про кино. Точнее, кино про то
кино, которое любит режиссер Анна Меликян. К чести ее, надо сказать, что любит
она хорошее кино: "Амаркорд" Феллини, "Будю, спасенный из воды" Ренуара, а в детстве
любила хорошие сказки - "Русалочку" и "Золотой ключик". И, наверное, потому ее
собственная вариация на темы вышеозначенных классических текстов смотрится с
интересом и даже сочувствием. Особенно в получасовой примерно экспозиции, где
немотствующая героиня отчего-то вызывает в памяти знаменитое начало "Зеркала" Андрея Тарковского, но главным образом - "Амаркорд" и поздние ленты Киры Муратовой.
К сожалению, московская часть картины, хотя и варьирует образы таких культовых
фильмов, как "Беги, Лола, беги" Тома Тыквера и "Прогулка" Алексея Учителя, в целом все же менее интересна. Потому в итоге, как мне кажется,
интересный и нестандартный, в общем, фильм, ни до классических, ни до лучших постмодернистских
образцов не дотягивает. Запоминаются исполнительницы главных ролей (особенно,
как ни странно, не Мария Шалаева, при всей ее оригинальности, наигрывавшая под
Франку Потенте, а исполнительница роли бабушки героини), не впечатляет Евгений
Цыганов, просто повторяющий то же самое, что уже не один раз показывал на экране,
радуют сердце киномана цитаты в первой трети ленты, удручает какой-то кажущийся
даже намеренным примитивизм всего остального, к коему автор прибегает, видимо,
ради ублажения жующего попкорн юного зрителя, не испорченного излишней образованностью.
Впрочем, как, должно быть, ясно из этого текста в целом, всё отнюдь не безнадежно,
и, если придет такая светлая пора, когда продюсеры и режиссеры перестанут заигрывать
с аудиторией телевизионного шоу "Дом", в лице Анны Меликян мы, возможно, получим
крепкого талантливого профессионала, сшивающего свои пастиши исключительно из
классических образцов. Все задатки к тому у нее есть: и хороший вкус, и романтизм
в сочетании с вполне реалистическим мировоззрением, и цепкий, хваткий глаз художника,
умеющий увидеть мир не таким, каким видит его равнодушное большинство.
Посмотрите "Русалку" и запомните имя кинорежиссера Анны Меликян. Эта художница,
я думаю, способна на большее.
Фильм «РУСАЛКА»
Год выпуска: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие