РУСАЛКА

Режиссер и сценарист Анна Меликян
Оператор Олег Кириченко
Композитор Игорь Вдовин
Продюсер Рубен Дишдишян
Актеры: Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова, Анастасия Донцова, Ирина Скриниченко, Вероника Скугина и др.
Продолжительность 100 мин.
Жанр: драма
Производство: Россия

Год выпуска: 2007

    У самого синего моря жила-была некрасивая девочка, на других не похожая, на пустые разговоры не откликающаяся, а в прекрасного принца верящая, как все. И ради этой веры готовая отнюдь не как все на самопожертвование. В общем, андерсоновская Русалочка. С поправкой на время, жанр и постмодернистскую стилистику, в коих русалки еще туда-сюда, а прекрасные принцы невозможны в принципе.
    Русалка по имени Алиса растет вопреки всему, как уже было сказано, на пляже и к тому же в неполной семье, пока не достигает половой зрелости и, подшегши родной барак, не переезжает вместе с мамой и бабушкой из глухой провинции у моря в столицу нашей империи город-герой Москву. Там, по прошествии ряда недель и недоразумений, Алиса встречает своего Базилио, своего принца, своего, то есть, Будю, спасает его из воды, еще раз, можно сказать, спасает, влюбляется, обихаживает его берлогу, опять же спасает и, мчась спасать в очередной раз, как та угорелая Лола, погибает в сплошном столичном транспортном потоке. Ну а Будю... А с Будю всё и всегда - как с гуся вода.
    В общем, "Русалка" - это, так сказать, кино про кино. Точнее, кино про то кино, которое  любит режиссер Анна Меликян. К чести ее, надо сказать, что любит она хорошее кино: "Амаркорд" Феллини, "Будю, спасенный из воды" Ренуара, а в детстве любила хорошие сказки - "Русалочку" и "Золотой ключик". И, наверное, потому ее собственная вариация на темы вышеозначенных  классических текстов смотрится с интересом и даже сочувствием. Особенно в получасовой примерно экспозиции, где немотствующая героиня отчего-то вызывает в памяти знаменитое начало "Зеркала" Андрея Тарковского, но главным образом - "Амаркорд" и поздние ленты Киры Муратовой.
    К сожалению, московская часть картины, хотя и варьирует образы таких культовых фильмов, как "Беги, Лола, беги" Тома Тыквера и "Прогулка" Алексея Учителя, в целом все же менее интересна. Потому в итоге, как мне кажется, интересный и нестандартный, в общем, фильм, ни до классических, ни до лучших постмодернистских образцов не дотягивает. Запоминаются исполнительницы главных ролей (особенно, как ни странно, не Мария Шалаева, при всей ее оригинальности, наигрывавшая под Франку Потенте, а исполнительница роли бабушки героини), не впечатляет Евгений Цыганов, просто повторяющий то же самое, что уже не один раз показывал на экране, радуют сердце киномана цитаты в первой трети ленты, удручает какой-то кажущийся даже намеренным примитивизм всего остального, к коему автор прибегает, видимо, ради ублажения жующего попкорн юного зрителя, не испорченного излишней образованностью.
    Впрочем, как, должно быть, ясно из этого текста в целом, всё отнюдь не безнадежно, и, если придет такая светлая пора, когда продюсеры и режиссеры перестанут заигрывать с аудиторией телевизионного шоу "Дом", в лице Анны Меликян мы, возможно, получим крепкого талантливого профессионала, сшивающего свои пастиши исключительно из классических образцов. Все задатки к тому у нее есть: и хороший вкус, и романтизм в сочетании с вполне реалистическим мировоззрением, и цепкий, хваткий глаз художника, умеющий увидеть мир не таким, каким видит его равнодушное большинство.
    Посмотрите "Русалку" и запомните имя кинорежиссера Анны Меликян. Эта художница, я думаю, способна на большее.

Фильм «РУСАЛКА»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие