МЕЧТА КАССАНДРЫ (CASSANDRA`S DREAM)
Режиссер и сценарист Вуди Аллен
Оператор Вилмош Жигмонд
Композитор Филип Гласс
Продюсеры: Летти Аронсон, Стивен Тененбаум, Гэрет Уайли
Актеры: Колин Фаррелл, Эван Макгрегор, Хэйл Этвелл, Том Уилкинсон, Салли Хоукинс,
Эндрю Хауард и др.
Продолжительность 105 мин.
Жанр: драма
Производство: США - Великобритания
Год выпуска: 2007
Что бы ни снимал Вуди Аллен и как бы ни снимал - ему всё дозволено: живой
классик. С другой стороны, классических картин он сделал не так уж много, и все
их сделал много лет назад. Тем не менее деньги для очередных его фильмов-анекдотов,
которые он снимает не реже, чем раз в год, а мог бы, наверное, и чаще, всегда
находятся, все звезды от мала до велика считают за честь сняться в его картине,
а сами эти картины неизменно вызывают у определенной зрительской категории если
не живой интерес, то как минимум завышенные ожидания и оживленные переговоры.
Почему так - Бог весть. По-настоящему хорошего кино Вуди Аллен, повторюсь,
не снимал уже много лет, по крайней мере с тех пор, как оставил сугубо еврейскую
тематику (этакий местечковый Нью-Йорк с колоритными и нескончаемыми интеллигентскими
базарами на кухнях и в спальнях) и занялся психологией американцев вообще, американцев
как таковых. Вообще в Америке. А в последних фильмах и в Европе. Что забавно -
никакой разницы между вообще американцами в Америке и вообще американцами в Европе
в алленовских фильмах решительно не наблюдается. Может, в этом и фишка, только
мы о ней и без Аллена догадывались, имея теперь почти Америку с утра до утра на
собственных телеэкранах.
Вуди Аллена часто называли и называют до сих пор американским Чеховым. Отчасти
это не вовсе неверно. В сущности, скорее всего сознательно, он проделал схожий
творческий путь: от фарса к драме, но, в отличие от Чехова, в раннем творчестве
был, без сомнения, сильнее, чем в позднем. Причина, по-моему, совершенно очевидна:
анекдот как жанр легко вмещает в себя все вариации комического, но не драматическое
и трагическое, Вуди Аллена же, владеющего только этим жанром, анекдотом и, может
быть, еще фельетоном, что почти одно и то же, как сказал классик, "лета к суровой
прозе клонят". Последнее вполне понятно и вполне естественно, непонятно только,
на что еще надеется верный зритель Аллена...
"Мечта Кассандры" не имеет отношения к древнегреческой героине - это название
яхты, которую два брата купили, выиграв на собачьих бегах, с целью, естественно,
самой примитивной - поразить воображение симпатичных соседских девчонок. Поразили,
покатались, после чего один из них всерьез влюбился в дамочку, явно превосходящую
его как интеллектом, так и социальным статусом, а второй, решив, что везти отныне
будет всегда, проиграл сильно нехорошим дядям большую сумму, которую не смог покрыть,
даже обчистив сейф в папашином ресторанчике. Последнее обстоятельство заставило
этих не шибко умных молодых англичан обратиться за помощью к богатому американскому
дядюшке, своевременно проступившему на свет Божий среди туманов Альбиона.
Дядюшка пообещал помочь, но не бескорыстно, поскольку и у него приспели свои
трудности, а лишь в том случае, если братцы сделают для него доброе дело: укокошат
одного во всех смыслах несимпатичного американца, по счастью сейчас тоже отирающегося
в Лондоне. Слегка помаявшись рудиментами совести, крайне неумело, можно даже сказать,
бездарно, и оттого, конечно, страшновато, братья дядиного недруга убивают, после
чего, заплатив долги, один из них засыпает спокойно, а другой перестает спать
вовсе. В общем, "Мечта Кассандры" - это старый и всем известный анекдот про двух
придурков - сильного и слабого, равнодушного и чувствительного, как сказал бы
герой Достоевского, способного преступить, и не способного, про ребят, которые
у любого другого голливудского режиссера вышли бы сухими из воды, а у Вуди Аллена
закономерно, хоть по идиотски - собственно, так же, как и убивали, погибают, потому
что не в свои сани садиться воистину не следует. И все происходящее бессмысленно,
безобразно и, более того, не вызвано действительной необходимостью. Не греческая
- американская, и увы, не трагедия, даже не драма - побасенка, а еще точнее -
скверный анекдот!
Я не знаю, что еще сказать о "Мечте Кассандры". Об актерах? Актеры хороши,
даже, кажется, избыточно - ну, очень стараются. Ксения Рождественская в своей
рецензии тонко и справедливо сыронизировала: стараются, как выпускники театрального
училища на дипломном спектакле. Сам по себе фильм вполне профессионален, как вполне
же предсказуем и в первой половине скучен, потому что, согласитесь, скучно слушать
людей, которым нечего сказать. Но скука - тоже прием, наверное, необходимый Вуди
Аллену. Что касается жанра, если все же попытаться его определить в привычных
рамках, то это конечно не комедия, хотя и кино про то, как смешно мы живем. Скажем:
дракомедия, недотриллер, или, лучше, трикодрама. Отчего не сказать просто драма?
Оттого же, отчего Чехов свои пьесы не называл драмами: масштаб персонажей не тот,
у Аллена - уж точно. По-видимому, с чеховских времен человечество таки сильно
измельчало...
Забавнее всего, что в последних картинах режиссера и в этой, в частности,
персонажи говорят намного меньше, чем в его ранних работах. Конечно, потому что
они - американцы вообще, а не интеллигенция нью-йоркской еврейской диаспоры. Но
еще, кажется, и потому, что самому Вуди Аллену давно нечего сказать. Или, мягче,
Вуди Аллен давно не может сказать о человечестве ничего нового. Да ведь и на самом
деле: что о нем скажешь, об американизированном, сытом, до ужаса благополучном
человечестве, со счастливой улыбкой идиота на лоснящихся от жира щеках разгуливающем
по обеспеченной (даже если и не очень богатой - все равно сытой и благополучной)
жизни в коротких штанишках вечного тинейджера?
Ничего хорошего. Впрочем, не будем расставлять последних точек над i, а подождем
очередного фильма Вуди Аллена, мы ведь с вами верные его поклонники, не так ли?
А покуда ждем, не перечесть ли нам оригинал? Я имею в виду Антона Павловича Чехова...
Фильм «МЕЧТА КАССАНДРЫ (CASSANDRA`S DREAM)»
Год выпуска: 2007
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие