МГЛА (THE MIST)

Режиссер и сценарист Фрэнк Дарабонт (по повести Стивена Кинга "Туман")

Оператор Рон Шмидт 

Композитор Марк Ишэм

Продюсеры: Фрэнк Дарабонт, Боб Вайнштейн, Харви Вайнштейн

Актеры: Томас Джейн, Марша Гэй Харден, Лори Холден, Натан Гэмбл и др.

Продолжительность 120 мин.

Жанр: мистическая драма с элементами антиутопии
 Производство: США

Год выпуска: 2007

    Режиссер, успешно экранизировавший ранее кинговские "Побег из Шоушенка" и "Зеленую милю" (а удачная экранизация Кинга, согласитесь, далеко не каждый раз случается), не менее успешно перенес на большой экран и "Туман". То ли отмычка у Дарабонта к кинговскому миру есть, то ли конгениальны они с писателем... Думайте как хотите, но факт остается фактом: и "Зеленая миля" Дарабонта как минимум не хуже романа, а "Мгла" так, пожалуй, и лучше. При этом ни одного сколько-нибудь звездного актера в картине не занято. Даже и Марша Гэй Харден, в два счета переигравшая здесь всех остальных, к первому ряду голливудских звезд никоим образом не причислена. Впрочем, такое с хорошими актерами бывает почем зря, и не только в Голливуде.

    Фильм "Мгла", названный так в нашем прокате, вероятно, потому, что несколько мрачных историй с названием "Туман" на экранах мелькали совсем недавно, да ведь и не первая это экранизация кинговской повести - многие, наверное, видели, картину Карпентера... Так вот, "Мгла" Фрэнка Дарабонта представляет собой подробнейшую, едва ли не дотошную экранизацию достаточно давней кинговской повести про то, как маленький городок, пограничный какому-то закрытому военному учреждению, занимающемуся то ли взломом дверей в параллельные миры, то ли выведением монстров оригинальной конструкции, в одно прекрасное утро накрыл непроглядный туман, из которого валом повалили чудовища. Несколько жителей городка укрылись в местном супермаркете и попытались выжить. Ничего хорошего из этого занятия у них, однако, не получилось, и не только потому, что современный горожанин не в состоянии выжить вдали от цивилизации, даже не потому, что и собравшись вместе "парни всей Земли" оказываются заведомо слабее помеси джинна с тираннозавром, а скорее потому, что эгоистичные слабовольные человеки не умеют, физически не могут объединиться в дружный, совместно отстаивающий общую цель выживания коллектив. И если в открытом финале своей повести Кинг оставляет главного героя в тумане, но в живых, то Дарабонт решительно идет до конца, завершая картину эпизодом, после которого остаться жить для героя уже невозможно. Пожалуй, более того - финальный эпизод картины не только не оставляет возможности жить герою, но и человечеству вообще, ибо марширующая по улице городка армия-спасительница, по сути, ничем не отличается от порожденных ею чудовищ.

    Но вообще-то говоря, такой беспросветный финал полностью предопределен развитием фильма, каждым его эпизодом, раз за разом отнимающим у персонажей и зрителей надежду на спасение, надежду на чудо, возможность чуда, наконец, и сам смысл спасения. Ибо ведь не в монстрах дело - дело в нас. Дело в том, что мы - слабаки с кулаками, и это еще в лучшем случае. Сильные среди нас - исключение, и почти всегда они, сильные, уводят нас от света во тьму, ибо во тьме не видны их, сильных, ложь и уродство. И убедить нас, уведенных этаким крысоловом во тьму, убедить нас хотя бы обернуться, а  не то что прорваться, к свету почти невозможно. Так и здесь, в забаррикадированном супермаркете, столкнулись воли двоих с безволием десятков. И если бы воли этих двоих не оказались антагонистичны друг другу... Впрочем, по большому счету даже и это обстоятельство принципиально ничего в безысходном общем раскладе не изменило. Умереть должны все, кроме тех, кому суждено погибнуть. Не правда ли, слово "гибель" звучит намного романтичнее, чем слово "смерть"? Во "Мгле" все именно умирают, даже те, кто погибает. Самое же интересное, что и спецэффекты, которых в фильме немало, сделаны тоже как бы намеренно примитивно. Ведь ничто в этом тумане не пугает, но все угнетает.

    Что ж, это звучит, в сущности, вполне по-кинговски: человечество достойно тех мух, которыми будет съедено. Целиком и полностью, вне зависимости от того, какие благие порывы кому из нас суждены. Вот временный лидер затерянных в супермаркете - религиозная фанатичка в блистательном исполнении Марши Гэй Харден, за несколько минут экранного времени прошедшая путь от собственного молитвенного экстаза до усекновения голов окружающим, такового экстаза словить не умеющим или того хуже - не желающим; вот ее ближайший подручный - твердокаменный рационалист: не верю в монстров, даже если вижу их - не учи меня жить, и баста; вот рыхлый очкастый бухгалтер, он же - ворошиловский стрелок, ненадолго снявший напряжение точным выстрелом в узурпаторшу; вот маленький испуганный мальчик, которому не суждено жить; вот его отец - главный герой картины, вынужденный быть сильным, вынужденный проявлять героизм, который в конечном счете обернется против него самого, последнего из могикан... Все они - жертвы. 
      Чьи? Американской армии? Безумного президента? Не будем мелко плавать - все они жертвы человеческой цивилизации, отучившей нас и шить, и вышивать, и выживать, и самоё жить. Ибо ведь тот искусственный дурманный туман, та телевизионная и дискотечная мгла, в которой, ради которой и которой одной мы, в сущности, и живем - разве же это жизнь? Разве стоит за такую жизнь бороться и разве можно победить чудовищ, порожденных сном разума, ради пробуждения в наркотической мгле цивилизации дискотек?
     Умный, серьезный и глубоко пессимистический фильм, на мой взгляд, значительно превзошедший литературный источник, на основе которого был сделан. Посмотрите непременно.

Фильм «МГЛА (THE MIST)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие