АРТИСТКА

Режиссер Станислав Говорухин

Сценарист Валерий Мухарьянов

Композитор Евгений Дога

Актеры: Евгения Добровольская, Мария Аронова, Александр Абдулов, Юрий Степанов, Дмитрий Певцов, Михаил Ефремов, Ирина Скобцева, Светлана Немоляева, Федор Бондарчук и др.

Продолжительность 96 мин.

Жанр: сентиментальная комедия

Производство: Россия

 


Год выпуска: 2007

    Классический советский киноспектакль в полтора окна. Точнее был бы таковым, кабы снят был лет тридцать назад... Впрочем, может и прав Станислав Говорухин: какая разница, когда, какая разница, где, коли живем мы всегда и везде одинаково плохо. Я, правда, не уверен, что сегодняшние ребята с нашего двора это будут смотреть, захотят это понять, простить, принять - чересчур уж все про вчера и всегда. Как бы чересчур намеренно.

    Но, странное дело, некоторые сетевые критики решили, что Говорухин изменил сам себе - вечному ярому публицисту и заделал комедию про Золушку. Какая там комедия с намеренно седобородыми анекдотами типа "Звонила твоя кобыла - сказала, что скачки отменяются", над которыми ваш рецензент смеялся - и далеко не первым - лет сорок назад, - какая там, говорю, комедия вообще может быть в неизбывных наших трущобах - театра ли, коммуналки ли, неконвертируемых ли денег, да и что там конвертировать, когда опять до получки не хватает!..

    А с другой стороны, сколько ж можно оплакивать самих себя? И вот художник, едва ли не первым в стране, которую мы потеряли (ага, потеряешь эту ненаглядную стерву - попробуй, может, у тебя получится!.. Зато вот она легко может тебя потерять с похмелья), сказавший: "Так жить нельзя!", снимает не то безвременную комедию, не то комедию безвременья, сильно сдобренную всхлипываниями от радости и горя в балаганном духе "Рыдают все!".

     Вот, поймал, наконец, мысль за хвост: мы - страна, народ - веками живем, нет, болтаемся между двух берегов, каковые есть, с одной стороны, балаган, с другой - церква, бесплодно пытаясь прибиться хоть к какому-нибудь. Сие состояние называется у нас дорогой к Храму, или попроще - осмыслением бытия, или еще проще - житухой. Которая, как всем (должно быть) хорошо известно из нашей же классики, коротка, бессмысленна и беспощадна.

    И, вероятно, именно потому, что иного состояния наш человек попросту не знает, он и смеется над тем, над чем весь мир, так сказать, заставлен плакать, и рыдает тогда, когда надо бы довольно улыбаться.

    Так что я не думаю, что Станислав Говорухин снял кассовую комедию для сентиментальных идиоток. Я думаю, что он в очередной раз поразмышлял на тему "Льзя ли так жить, а коли и нельзя и совсем не хочется, но мы все равно только так и живем..."

    А про что же конкретно-то картина, снятая по пьесе Валерия Мухарьянова, что написана явно для театра, а использована в кино? Она про три мечты и одну жизнь талантливой, но неудачливой до поры театральной актрисы, которая мечтает сыграть мать Гамлета, Гертруду, потому что уже перешагнула возраст, когда могла сыграть его невесту, Офелию. Еще она мечтает сняться в неглавной роли в сериале про любовь и кровь. А еще она, конечно же, мечтает, как должны - по замыслу авторов фильма и вообще представлениям старого советского художника - мечтать все на свете русские женщины, выйти замуж. Кроме того, картина эта про такого же немолодого ученого-ботаника, нет, пардон, биолога-паразитолога, который в своей карьере всего добился, а семьей вот не обзавелся, но, видно, пора пришла - и он влюбился в героиню и теперь тоже мечтает на ней жениться, даже если она не поедет с ним на заработки в Испанию, а станет каждый вечер играть нервную мамашу безумного датского принца... То есть, так получается - не знаю уж как задумано было у Мухарьянова и Говорухина - что герой мечтает, в сущности, превратиться из паразитолога в паразита, навроде персонажа одной из старинных песенок Александра Вертинского, обращенной, кажется, к Марлен Дитрих: "Вас не трудно полюбить... Надо розы приносить...". Ну что, не смешно разве, не завоешь тут сдуру: "Это - я"? А еще новая картина С.С. Говорухина про наших соседей - по сцене, по коммуналке и по лестничной клетке, которые живут, даже если они более-менее состоятельны и вообще вполне успешны, так же смешно, как и мы все, однодворцы безлошадные, а может быть, и еще смешнее. Она про то, как трудно у нас (впрочем, только ли у нас?) порядочному человеку выбиться в люди, как еще труднее не спиться, как совсем уж невозможно переплыть болото - ибо жизнь артиста, вообще творческого человека - вовсе не поле, которое надо перейти, и даже не майдан, через который тебя должен кто-то перевести, нет - это именно болото, через которое ты, может, и переберешься, перебредешь, уделавшись по самое не могу - коли Бог даст. Невозможно, говорю, переплыть, но куда ж деваться-то - плывем в точном соответствии с заветом классика номер один: "Куда ж нам плыть..."

    Вот так, в общем, и живем - не ждем тишины, балуясь, как опять же было сказано другим классиком, с соседушкою водочкой, попивая, попевая да поплакивая у ней на плече, покуривая да посмеиваясь над похмельным бобылем Босякиным, положившим на нас глаз, отчего можно его и приветить изредка - ну, там, когда самой постирать некогда или пробки в подвале перегорели...

    Блистательная работа Марии Ароновой в роли соседки Муси, что четвертый раз замужем и опять удачно (ныне за персонажем Певцова - много моложе нас); почти столь же идеальная игра Александра Абдулова (театральный электрик, сосед и воздыхатель по героине Босякин) и Юрия Степанова (доктор наук, паразитолог Викентий, будущий муж, в общем скромный такой Бог-из-машины, видать,  переслушавший в молодости Вертинского). Также несомненная удача одной из ведущих актрис МХТ Евгении Добровольскиой, редко появляющейся в кино (главная роль - артистка по имени Аня Петрова, которое незапоминаемо настолько же, насколько незапоминаема ее внешность и, надо думать, игра на сцене - до той поры, пока не рассмотришь за завесой обыденного красы потаенного). Остальные актеры не поразили, поскольку более или менее удачно изобразили, как Ефремов или Бондарчуки, самих себя, точнее выступили в привычном амплуа.
     И еще надо сказать - музыка в картине просто замечательная, тоже, правда, не в том роде, чтобы порадовать фанаток Фили с Димой, поскольку песни, что поются героинями сего водевиля, - так сказать, народно-застольные, ну, из прошлых, а не нынешних застойных времен.  Так что... Что? Старые кони борозды не портят? Не вопрос. Но и глубоко уже не пашут? А тут все зависит от того, с какой стороны в эту борозду заглядывать и как долго присматриваться. Захотите - она, эта борозда, о многом вам расскажет, в том числе и о вас самих - вы-то ведь тоже не какие-нибудь там американцы китайские, а те же, что и герои картины и, главное, такие же, хоть и родились не в СССР, россияне. Не захотите в нее глядеть - ждите весны: авось что-нибудь и взойдет. Правда, давным-давно уж в наших бороздах не всходит по весне ровным счетом ничего, кроме, разве, повышения цен на хлеб и водку, но ведь мы ж ее всё одно продолжаем пианствовать. Так что - смотрите: это всё наше, не про каких-то там Золушек, а про нас, замарашек... Смотрите и - того, авось...

Фильм «АРТИСТКА»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие