ЛАК ДЛЯ ВОЛОС (HAIRSPRAY)

Режиссер и хореограф Адам Шэнкман

Сценаристы: Томас Михэн, Марк О`Доннел, Лесли Диксон (по оригинальному сценарию Джона Уотерса)

Оператор Боян Базелли

Композитор Марк Шейман

Продюсеры: Нил Мерон, Крэйг Зэдэн

Актеры: Николь Блонски, Джон Траволта, Кристофер Уокен, Куин Латифа, Мишель Пфайффер, Аманда Байнс, Зак Эфрон, Элайджа Келли, Бриттани Сноу и др.

Продолжительность 110 мин.

Жанр: мюзикл
 Производство: США

Год выпуска: 2007

    Есть два  варианта оценки этого римейка комедии Джона Уотерса (нашему зрителю больше других известен его фильм "Плакса" с юным Джонни Деппом) 1988 года. Первый: сравнить его с оригиналом и разворчаться о том, что все мельчает на "фабрике грез", поскольку все штампуется: и чувства, и юмор, и протест... Второй: напомнить о том, что хореограф Адам Шэнкман снимал все-таки не римейк комедии из 80-х, характеризующихся тем, что все дозволено, а делал фильм по бродвейскому мюзиклу, где не дозволено ничего, кроме высочайшего, пусть и несколько однообразного профессионализма. Мюзикл же, как мы понимаем, и сатирическая комедия общественных нравов далеко не одно и то же.
      Не знаю, как там с сатирой было у Уотерса, у Шэнкмана же, по-моему, к сатире условно можно отнести единственный крохотный эпизод в начале фильма, когда навстречу юной героине, натурально, с песней поспешающей в школу, попадается... Джон Уотерс, изображающий всем известного местного (а действие происходит не в Нью-Йорке, не в Чикаго и не в Калифорнии, но во вполне себе заштатном Балтиморе) и потому никого давно уже не пугающего эксгибициониста, столь же привычно и э-э-э... безотносительно распахивающего перед девушками долгополое пальто, сколь приветливо и без любопытства здороваются они с ним в ответ на давно знакомые жесты и картинки: типа, здравствуй, дядя Ваня, ну и тебе, дружок, тоже привет - от бабушки. И сатира эта, так сказать, внутреннего, вполне постмодернистского употребления: кто видел старое кино и, стало быть, знает, кто такой и чем знаменит Уотерс - человек и... чуть не сказал пароход, тот поймет. А кто не поймет - и не надо, и не страшно, пусть слушает звуки му...
     А звуки му действительно не замирают ни на минуту. Вообще, впечатление такое, словно сидишь в опере - всё и все поют и пляшут в режиме нон-стоп. Прямо как булгаковские члены МАССОЛИТа, пируя во время чумы. Диалогов без музыки в фильме от силы полтора. Но, странное дело, "Hairspray" не кажется ни затянутым, ни сколько-нибудь скучным. Во всяком случае, его смотришь, не заглядывая на часы каждые десять минут. И это само по себе уже немало для голливудского кино, а тем более - для мюзикла.
      А уж еще тем более, что кино-то, по сути, не столько даже про американскую мечту (нескладная, но жизнерадостная толстушка мечтает танцевать в телевизионном шоу, где, как вы понимаете, работают только вышколенные, выхоленные и выжатые досуха профессионалы, и добивается успеха благодаря своему неизбывному оптимизму, который - о, блаженные шестидесятые! - оказывается для окружающих важнее стандартной красоты изящных танцовщиц), сколько про то, что все люди, в том числе черные и белые, равны друг другу (правда, решается эта подзабытая теперь тема, на мой вкус, чересчур политкорректно, но не будем придираться).
     Причина такого неожиданно приятного впечатления от свежеиспеченного голливудского мюзикла заключается прежде всего, конечно, в великолепной хореографии, но особенно же в яркой актерской игре, причем не одного только Траволты, одновременно иронично и совершенно натурально изображающего невероятных размеров и столь же невероятной грациозности толстуху - мать  жизнерадостной толстухи, или мало в чем из области лицедейства уступающего Траволте Уокена, а равно и в профессиональных действиях прочих, много лет как звездных Мишель Пфайффер и Куин Латифы.
    Другая и более важная, думаю, причина в том, что дебютантка Николь Блонски ни в чем, нисколько не проиграла ни одной из, ни всем вместе суперзвездам (ну, разве самую капельку все-таки Траволте - блистательный актер и до чего ж шармовый мужик - просто пальчики оближешь, а в девках, оказывается, еще краше, как сказал бы Михал Илларионыч Кутузов в исполнении Игоря Ильинского в  рязановской комедии "Гусарская баллада").
    Третья и решающая причина, мне кажется, заключается в идеальной стилизации всего, что происходит на экране, под самое начало шестидесятых, то есть во вдохновенном профессионализме художников, костюмеров, операторов, воистину оживляющих, огранивающих и эту на самом-то деле незамысловатую историю (и заодно наши полустертые воспоминания о большой истории - о реальных 60-х), и эту, в общем, не слишком оригинальную музыку так, что кажется, сверкают они, как подлинный бриллиант.
     Ведь дело-то всё, все загадки и разгадки как всегда в ней, в любви: нескладной, но ужасно милой героини-сорвиголовы - к юной в те времена музе телевидения, к музыке и танцам; исполнителей ролей ее родителей - к своей профессии, в которой, кажется, нет у них непокоренных высот; прочих создателей картины и некоторых престарелых зрителей, вроде вашего рецензента - к 60-м: к своему навсегда ушедшему детству и - шире -  к той послевоенной радостной молодости мира, конечно, невозвратимой и неповторимой, но ведь попытка - не пытка...
     Что, в общем, и продемонстрировали нам создатели этой динамичной и вдохновенной музыкальной картины про американскую мечту, о которой помечтать, может, и впрямь не грех - на таком-то высокопрофессиональном уровне.
      И еще, под занавес: за карьерой Николь Блонски (если, конечно, она у нее в кино состоится), право, стоит последить – девушка, по-моему, очень талантлива, хоть, может, самую капельку больше, чем надо, напоминает Кэти Бейтс. А такой яркий дебют талантливого человека создает впечатление незаконченности произведения, точнее – размытости финальных границ. Мне же, честно сказать, открытые финалы всегда нравились – не потому что я большой любитель историй с продолжением, а потому что в каждом подобном случае волен продолжить полюбившийся текст в собственном воображении. И сейчас мне хочется верить, что новые встречи с молодой актрисой не за горами, и я не понапрасну буду их дожидаться.

Фильм «ЛАК ДЛЯ ВОЛОС (HAIRSPRAY)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие