ПЕРСОНАЖ (STRANGER THAN FICTION)

Режиссер Марк Форстер

Сценарист Зак Хельм

Оператор Роберто Шеффер

Композиторы Бритт Даниель, Брайан Райтцелл

Актеры: Уилл Фаррелл, Эмма Томпсон, Дастин Хоффман, Мэгги Гилленхаал, Куин Латифа и др.

Продолжительность 112 мин.

Жанр: несмешная комедия
 Производство: США

Год выпуска: 2006

Некий скучный служащий налоговых органов средних лет по имени Гарольд Крик (Уилл Фаррелл), что называется, в одно прекрасное утро оказывается разбужен женским голосом свыше, нет, не обращающимся к нему, аки глас Господень, а как бы в никуда рассказывающий такие подробности и вариации его, Гарольда, прошлой, настоящей и даже будущей жизни, что тому впору обращаться к психоаналитику, а то и сразу к психиатру. Крик же вместо того влюбляется в татуированную содержательницу маленькой кондитерской (Мэгги Гилленхаал), соблазнившись то ли ее татуировками, то ли ее пряниками, то ли просто от того, что встретилась она ему в момент, когда привычная, хорошо налаженная жизнь ни с того, ни с сего дала трещину.

Любовь любовью, а голос, однако, продолжает вещать, да такое, что Гарольд понимает: приходит его последний час. Пытаясь хоть как-то противодействовать этому "приглашению на казнь", герой, чувствующий себя как чувствуют в чужом пиру с похмелья, понимает: надо срочно что-то делать - и отыскивает симпатичного и, что немаловажно, компетентного в стране всепобеждающего Голливуда литературоведа (Дастин Хоффман), с помощью которого и устанавливает истину, способную шокировать кого угодно, кроме нас с тобой, читатель, давно приученных к таким кунштюкам всепобедившим постмодерном. Истина сия не в вине, а в том, что Гарольд Крик есть не наш с вами сосед, а - персонаж нового романа, натужно придумываемого немолодой романисткой (Эмма Томпсон), некогда популярной, а ныне... А ныне опекаемой и подстегиваемой к творческому горению некой чернокожей дамочкой (Куин Латифа) из... у нас бы сказали - из органов, а у них, верно, из какого-нибудь комитета по оказанию помощи творческим натурам... что-то, пожалуй, типа Литфонда.

Ну и пускается несчастный на поиски глубоко законспирировавшей самое себя писательницы, о которой ему известно лишь, что ни одного из прежних главных героев своих романов в живых она не оставила (видно, не любила сериалов). Как вы думаете, читатель, ждет ли нас с вами и влюбленного в татуированные пряники фининспектора хэппи-энд? Впрочем, тут, "воображайте, воля ваша, я не намерен вам помочь", спасибо, Александр Сергеевич, а скажу я вместо того вот о чем. Несмотря на банальности сценария, на какую-то как бы намеренно не впечатляющую работу главных звезд, здесь собранных, на откровенную, голливудскую предсказуемость действа, фильм, сделанный режиссером немецкого происхождения в редко встречающемся теперь на экране жанре заведомо несмешной, или, как определял Бальзак, "человеческой" комедии, оказывается, пусть по большей своей части и скучноватым, но подкупающе трогательным и по-человечески теплым. Оказывается как бы историей людей, а не положений.

И вот со временем, когда иные сюжетные нелепости забываются (а я посмотрел этот фильм довольно давно, месяца два назад), понимаешь, что "Персонаж" - совсем недурная картина, психологические портреты, явленные в ней, правдивы, звезды и правда не блистали, а вместо того, вспомнив о самой сути профессии, естественно проживали свои скромные роли, Уилл же Фаррелл обнаружил способности, вовсе уж неожиданные: популярному голливудскому комику вжиться в трагикомический образ маленького человека, кажется, примерно так же сложно, как непросто было, например, советскому киноактеру 50-х - 70-х правдиво изобразить потомственного аристократа - вроде все хорошо, красиво и ноги в лосинах колесом, а невооруженным глазом видно: неправда.
  Здесь, разумеется, можно было бы еще и еще поговорить о постмодернистских штучках вроде того, шероховаты или, наоборот, гладки были в тексте переходы персонажей из плоскости как бы придуманной в плоскость как бы реальную, или вспомнить о ненавязчивой, но проявленной все же вполне очевидно авторской иронии по поводу литературного, или точнее окололитературного мира (ибо какое, в самом деле, может быть литературоведение вокруг коммерческой стряпни по лекалам Стивена Кинга или Даниэлы Стил - по крайней мере для тех, кто помнит о том искусстве, которое еще совсем недавно, два-три поколения тому назад, истинного своего героя видело в "маленьком большом человеке"?). Я, однако, не стану затягивать рецензию, потому что, возможно, увидел в том, что показалось симпатичным, больше того, что там на самом деле есть. Во всяком случае, сетевые критики картину единодушно отвергли. Наверное, все-таки зря.

Фильм «ПЕРСОНАЖ (STRANGER THAN FICTION)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие