АНГЕЛ (ANGEL)

Режиссер и сценарист Франсуа Озон (по роману Элизабет Тейлор)

Оператор Дени Ленуар

Композитор Филипп Ромби

Продюсеры: Оливье Дельбоск, Марк Миссонье

Актеры: Ромола Гараи, Сэм Нил, Шарлотта Рэмплинг, Люси Расселл, Майкл Фассбиндер, Жаклин Тонг и др.

Продолжительность 128 мин.

Жанр: мелодрама 
 Производство: Франция - Бельгия - Великобритания

Год выпуска: 2007

Начало XX века, Англия. Наглая и самовлюбленная двоечница, дочь мелкой лавочницы, сочиняет роман, неожиданно потрафивший вкусу лондонского издателя, или, во всяком случае, его коммерческому чутью. Книга действительно имеет успех, авторесса, несмотря на столь же свойственное ей, как и наглость, непроходимое невежество, а скорее всего, как раз благодаря ему выбивается из грязи и, продолжая издавать за романом роман, покупает роскошное поместье, за жизнью обитателей которого ранее могла лишь завистливо подглядывать в кружева кованого забора. Обставив его на свой лад и вкус, заселив служанками, приживалками, кошками всех мастей и павлинами, романистка выходит замуж за красавца-блондина, ко всему прочему одаренного, хоть и не пользующегося успехом живописца. Женщина, черт возьми, счастлива! Но не тут-то было - начинается мировая война, и соскучившийся в женином раю по настоящей жизни муж уходит добровольцем. Ну а дальше происходит то, что неизбежно ждет любое гнездо - дворянское ли, кукушкино - без разницы...

 

Новую провокацию Франсуа Озона уже успели крепко поругать сетевые наши критики, кажется, скоро соскучившиеся во время просмотра (что, вообще-то говоря, и немудрено) и не захотевшие понять, в чем, так сказать, фишка. Другое дело, что фишки фишками, а американская мечта, да еще ж и по-женски, - она и впрямь набила у непривычного к роскоши за просто так (ну, не въелось еще в рожденных в СССР буржуйское мыло!) российского человека большую голливудскую оскомину, а тут вот нате вам, получайте то же самое от немыльного вроде бы европейца.

Берусь, однако, утверждать, что новая картина Озона - провокация и фига в кармане, даже несмотря на вторую ее половину, где безнадежно вторичная банальная мелодрама окончательно свернула потаенной сатире ее забубенную голову. Дело все в том, понимаете ли, что никто ведь не читал дамские романы некой англичанки столетней несвежести по имени Элизабет Тейлор. Зато голливудскую кинодиву Элизабет Тейлор еще забыть не успели. (Отмечу в скобках, что в этом фильме заявлены не только Лиз Тейлор, но еще и Фассбиндер - правда, Майкл, а не Райнер Вернер, но все они, наверное, просто однофамильцы, или же младшие по старинной театральной традиции сыновьями лейтенанта Шмидта, того, самоназвались.) И большинство зрителей - уверен, не только простецкой российской публики - идет в кино не на Озона, а именно на Тейлор. Вот вам и провокация номер раз.

Провокация номер два. Картинка "Ангела", действительно, рисует жизнь в розовом цвете, но придумана она, эта жизнь, самовлюбленной стервой (именно такой, как и большинство дьяволиц, носящих ангелические имена), что должно означать как минимум две вещи: 1) жизни в розовом цвете, как бесплатного сыра, не существует; 2) порядочный человек большого успеха в жизни добиться не может, что, в свою очередь, означает: все эти леонарды-де-питты и прочие скарлетты-иогансоны, которым мы без сна и роздыха поклоняемся, - распоследняя на свете сволочь. Именно такой и изображает свою героиню Ромола Гараи. И очень хорошо изображает - настолько, что уже со второго эпизода вызывает к ней отвращение, каковое и удерживает до конца некороткой картины, несмотря даже и на то, что в каких-то эпизодах ее, кажется, следовало бы пожалеть.

Провокация номер три. Благостная атмосфера поместья по имени "Рай", купленного и заселенного павлинами стервой-нуворишкой, не просто скрывает в каждом шкафу скелеты. Сии скелеты - это то, что осталось нынче от знаковых для ушедшего века текстов. Каких именно? А вот, например, от "Любовника леди Чаттерлей" Лоуренса, только что, кстати, в очередной раз экранизированного зачем-то теми же французами, ну а заодно, пожалуй, и от всей той патетики, которой исполнены былые тексты о мировой войне.

Провокация номер четыре. Сюжет "Ангела" (кстати, если фильм действительно называется "Ангел", а не "Эйнджел"  (Анжела, Анжелика, Ангелина), как зовут героиню - это лишний плюс провокатору Озону) достаточно явно пародирует "Унесенных ветром", как и сама героиня есть шарж на Скарлетт О` Хару. Но ведь Скарлетт и есть единственное реалистическое, то бишь правдивое отображение американской мечты в американской литературе, по крайней мере, в женской ее части.

Провокация номер пять. Это, впрочем, не столько провокация, сколько констатация факта. Последний заключается в том, что обожаемая Западом демократия убила в мире все живое, стерев границы между классами и вместе с аристократами уничтожив аристократизм культуры. Да нынче и лики святых сильно смахивают на физиономии обитателей Города ангелов.

Провокация номер шесть. Обставив жизнь своей героини - беспринципной самовлюбленной халды и удачливой бездари - в сентиментальном диккенсовском духе, Озон (интересно, следуя ли в этом первоисточнику?) как бы разводит руками: мол, не знаю, что с ней делать дальше. И красиво умертвляет ее, мало того, заставляя рыдать над трупом приживалку, лучше всех прочих знающую истинную цену своей хозяйке.

Наконец, седьмая провокация. Не есть ли эта райская жизнь и этот растиньяковский успех, достигнутый без приложения растиньяковских усилий, лишь роман, лишь золотой сон, навеянный нам и - главное - самой себе очередной безумицей? Впрочем, скорей всего, нет, это не так, ибо ни у какого горького беранжера перо не поднимется воспевать сочинения какой-нибудь марьи днепровой как золотой сон человечества.

Вот я и говорю: провокация. И в этом смысле фильм симпатичен, как симпатичны практически все занятые в нем актрисы, особенно Ромола Гараи и Шарлотта Рэмплинг, играющая полнейшую антиподку главной героини - пожилую представительницу сходящей со сцены истинной английской аристократки, нет, впрочем, не вовсе истинной, ведь уже изменившей своему классу, выйдя замуж за книгоиздателя. Не менее названных хороши исполнительницы эпизодических ролей, особенно актриса, играющая очаровательную и в то же время отвратительную тетку героини. Что касается актеров, то о них можно сказать: картины не портят, но и погоды не делают. Сэм Нил в роли успешного издателя и порядочного человека, к тому же хорошо воспитанного собственной женой, выглядит, однако, естественнее Майкла Фассбиндера, который, кажется, и сам не совсем понимал, кого же именно играет: полусветского плейбоя или непризнанного художника-бунтаря, то ли бездаря, то ли гения.

Все прочее - музыка, камера, цвет, свет и костюмы - на уровне голливудского блокбастера. Ну и что, простите?
 А ничего. Ничего, если главный посыл картины пройдет мимо нашего сознания. Он, по-видимому, в полной безнадеге, какую являет собой сегодняшний мир и современное искусство в глазах одаренного художника, способного на большее, нежели убаюкивать своего зрителя и самого себя золотыми сновидениями, и вынужденного тем не менее рядить свой протест, свое отчаяние и общую нашу трагедию полной гибели культуры в фальшивые блестки фабрики звезд. Сказано же, и только что, да не абы кем, решительное слово ГЛЯНЕЦ.

Фильм «АНГЕЛ (ANGEL)»
Год выпуска: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие